Санкционный рикошет

Санкционный рикошет

Чего лишились западные партнеры после введения санкций

Любое воздействие вызывает противодействие. Сила противодействия при прочих равных равна силе действия – учит нас третий закон Ньютона. Казалось бы, причем тут физика, когда речь идет об экономике? А между тем учебник за седьмой класс актуален в текущих реалиях как никогда – когда весь западный мир твердит о санкциях, о запретах и ограничениях, помнит ли он о том, что силой противодействия роет могилу и своей экономике?

Пока что о последствиях санкций стараются не думать. И все же то в одной, то в другой стране начинают подсчитывать убытки – в первую очередь, из-за подорожавшего сырья. Еще в марте в Европе заговорили о риске массовых банкротств: Федеральная ассоциация малого и среднего бизнеса Германии назвала неприемлемыми цены на бензин, поднявшиеся выше двух евро за литр. Двукратное же увеличение цены на газ, по мнению немецких предпринимателей, и вовсе может привести к массовому банкротству компаний и, как следствие, резкому росту безработицы. Цены на энергию взлетели на фоне обещания правительства страны, в частности главы министерства экономики ФРГ Роберта Хабека, отказаться от российских нефти и угля до конца года. Выдержит ли немецкая экономика такое испытание?

Сами немцы не готовы отвечать на такой вопрос утвердительно. Потому Германия, а также Венгрия, Австрия, Италия и Нидерланды пятый пакет санкций приняли с оговорками: вводить запрет на российский газ нельзя, вражда враждой, а газ – по расписанию. Впрочем, у относительно стабильной экономики Германии гораздо больше шансов выстоять, нежели у поддержавших санкции Франции, Бельгии и Испании. Введение строгих ограничений может серьезно ударить по энергетической системе этих стран, так как поставки российской нефти в ЕС составляют порядка семи миллионов баррелей в сутки. Но еще хуже придется странам из бывшего социалистического лагеря – почти половина электроэнергии на территории Восточной Европы вырабатывается на реакторах советского образца, которые, в свою очередь, «питаются» российской нефтью. В случае ужесточения санкций без света могут остаться миллионы европейцев, но принцип «назло маме уши отморожу» свойственен не только пятилетним детям, но и европейским политикам.

Однако не нефтью единой жива Россия. Хотя основную прибыль наша страна и получает от продажи сырья, на внешний рынок мы поставляем целый ряд товаров. А потому экономическая блокада России скажется на всем мире – как ни крути, а в мировую торговлю Россия вовлечена довольно плотно. Всемирная торговая организация уже в этом году ожидает существенный спад торгового оборота, а это прямая дорога к дальнейшему росту цен – причем не только на энергоресурсы. Та же Германия уже испытывает перебои с поставками муки и растительного масла – традиционно эти продукты поставляли Россия и Украина. Теперь же, как заявляет МИД Германии, полки немецких супермаркетов пустеют.

К слову, о продуктах – собственное производство на Западе переживает не лучшие времена. Сельское хозяйство в промышленных масштабах немыслимо без использования удобрений, а их теперь тоже не хватает. Федеральная таможенная служба и Росстат утверждают – 65% российских удобрений, производство которых выросло до 24,9 миллиона тонн, уходит на экспорт. При этом в Китай поставляется только 7%, основные потребители российских минералов – Евросоюз и США. Теперь же нераспроданный товар завис в России, а фермеры Запада начинают посевную без необходимых удобрений. «Это создает очевидные риски неурожая и, как следствие, нехватки продовольствия для стран Западной и Восточной Европы, Латинской Америки, Южной и Юго-Восточной Азии. Ведь заместить российские удобрения сегодня либо крайне сложно, либо вообще невозможно», – говорят в Минпромторге. И это, пожалуй, тот редкий случай, когда российские чиновники правы – найти альтернативу российским удобрениям будет сложно. Хотя бы уже потому, что собственное производство в Европе существенно сократилось – снова по причине растущих цен на электроэнергию и газ. Ведущие производители азотных удобрений вынуждены были приостановить работу из-за подорожания аммиака, не достает и других видов удобрений – почти вся химическая промышленность Европы так или иначе страдает от санкций. Так, например, Великобритания столкнулась с дефицитом замороженного мяса – производители жалуются на нехватку сухого льда. В результате урожай этого года может оказаться на 30–50% меньше, чем в прошлом году, – сообщает Bloomberg, одно из ведущих финансовых СМИ в Америке.

В завершение практически анекдотичный случай санкционного рикошета. В Эквадоре началась массовая забастовка фермеров – возмущенные аграрии требуют от правительства страны выкупить все бананы, предназначенные для сбыта в Россию. Оказалось, что наша страна – самый активный потребитель эквадорских бананов, которые теперь не могут попасть на российские прилавки из-за санкций. Чем кончится банановое противостояние для Эквадора – пока не известно, но там хотя бы тепло. А вот как проживет Европа без российского газа в холодный период года – неизвестно. Не исключено, что санкции через полгода облетят с осенней листвой: политика – это хорошо, но жить хочется в тепле. И со светом.

Анастасия Лёшкина

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *