У нас рекордные сборы зерна, а фактически село умирает

У нас рекордные сборы зерна, а фактически село умирает

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»

Представители агробизнеса в ходе конференции «Агроинвестора» Russian Meat & Feed Industry — 2022 рассказали о своих основных опасениях и новых вызовах, с которыми им пришлось столкнуться в этом году. Так, исполнительный директор «Русской аграрной группы» (растениеводство, свиноводство, молочное животноводство) Виктория Рыжкова считает главным риском доступность товарно-материальных ресурсов. Первый заместитель гендиректора птицефабрики «Волжанин» (крупнейший в стране производитель яйца) Ольга Мохова рассказала о проблеме импортозамещения. Отечественных аналогов большой части оборудования у нас нет. Также среди рисков она отмечает рост себестоимости выпускаемой продукции. Владелец компании «Карпатия» (растениеводство, фермерская мясная продукция) Иван Полоусов опасается последствий новых макроэкономических реалий.

Этот год, по словам участников конференции, бросает участникам рынка агропромышленного комплекса (АПК) новые вызовы. Так, одна из основных проблем, с которыми столкнулись производители мяса и комбикормов, — рост цен на зерно. «Если цены на внутреннем рынке будут на уровне или близки к тем, которые назывались на конференции ($370—390/т), то сельское хозяйство в России погибнет, — считает Мохова. — Покупательная способность не даст продавать конечную продукцию дороже». Производители продукции животноводства надеются на госрегулирование, которое «отвяжет» внутренние цены от внешних.

В «Русской аграрной группе», с одной стороны, понимают, сколько денег пошлина «вынимает» из кармана аграриев. «Пошлина сильно снижает маржинальность растениеводства и сильно тормозит наши возможности в инвестициях», — говорит Рыжкова. С другой стороны, компания занимается и животноводством, поэтому необходимость ограничений на экспорт зерна очевидна, так как без них цены на него будут слишком высокими — «себестоимость этого бы не выдержала».

Также участники конференции обратили внимание на проблемы с аминокислотами, которые начались ещё полтора года назад. В этом году к их нехватке добавились сложности с логистикой и курсовая разница в марте — апреле. «Сейчас ситуация обратная, но компоненты не сильно подешевели, — отметила Рыжкова. — Перед нами стоят серьёзные вызовы: сильное удорожание компонентов из-за курсов валют, логистики и дефицита, хотя ситуация с лизином несколько стабилизировалась. Но нас ожидает глобальная мировая засуха, поэтому, скорее всего, к концу года вновь будут проблемы с аминокислотами». Полоусов также уточнил, что с февраля премиксы подорожали вдвое.

В итоге себестоимость сильно растёт, но возможность сопоставимо поднять цены есть не всегда. «Цена реализации напрямую связана с покупательной способностью, поэтому нельзя допускать её дальнейшего роста», — уверена Мохова. Сейчас конечные цены на яйцо очень низкие, и «Волжанин» вместе с коллегами и профильными отраслевыми союзами обращался к федеральным сетям, чтобы те рассмотрели возможность снизить торговую наценку на яйца. По её словам, договориться удалось, но только тем, у кого есть долгосрочные контракты. Компании, которые реализуют свою продукцию через торги, рискуют, так как конечная цена на продукцию может меняться — от 30 руб. до 100 руб. в зависимости от категории яйца.

Маржинальность производства — также в зоне риска в этом году. Так, по словам Моховой, производство яйца считается самым низкомаржинальным в животноводстве из-за длительного периода «от курицы до яйца». «И в Пасху в этом году мы не ощутили всплеска продаж яиц и вышли за пределы праздника с остатками на складах», — добавила она. При этом Мохова не рассчитывает на то, что цены на яйца, как самый доступный животный белок, могут вырасти — всё опять же упирается в покупательную способность.

Рыжкова отмечает, что маржинальность всех направлений падает, особенно в последние два месяца. Поэтому основная задача сейчас — искать резервы эффективности в направлениях, в которых компания уже работает. Например, в переработку молока «Русская аграрная группа» заходить не планирует, но переработка мяса — интересное направление, однако компании нужно определиться с конечным продуктом. Правда, отмечает Рыжкова, это сложно, так как рынок и предпочтения покупателей меняются очень быстро.

«Рынок сам себя регулирует, и сейчас предложение достаточно серьёзно выросло, из-за чего цены упали, — продолжает она. — Если цены на живых свиней сохранятся на уровне прошлого года, то мы останемся с потерями, так как себестоимость выросла, но выживем». Если же цены снизятся, то многие предприятия будут испытывать колоссальные трудности. В то же время Рыжкова отмечает, что цены на молоко выросли, хотя себестоимость тоже изменилась, но она надеется, что цены на него останутся на текущем уровне.

Сейчас все пытаются найти резервы по удешевлению рациона кормления, продолжала она. Но на качестве продукции, выпускаемой «Русской аграрной группой», такие изменения не отразятся, однако скажутся на производственных показателях. «Мы не имеем права экономить на кормах, — подчёркивает Мохова. — Неправильно накормив цыплёнка, мы не получим высокопродуктивную несушку. То же самое касается аминокислот, витаминов и др.». «Карпатия» также ищет альтернативы в кормлении, но на небольшом фермерском хозяйстве это может отразиться меньше, чем на крупном производстве, так как фермерская продукция и так относительно дорогая по сравнению с рыночными ценами на промышленную.

Развитие бизнеса и повышение его эффективности может помочь пережить столь непростое время, но в нынешних условиях делать это крайне непросто. «Основная задача сейчас — реализовать планы на стадии проектирования и сидеть с готовыми проектами в ожидании доступных денег», — говорит Рыжкова. «Волжанин» уже долгие годы инвестирует в своё развитие, и сейчас компания находится на заключительном этапе реализации очередного инвестпроекта, поэтому корректировать его нет необходимости: типовое оборудование для птичников закуплено, технология известна. «Сейчас мы получили подтверждения от всех наших партнёров, все заверили нас в долгосрочном сотрудничестве. Но иногда бывает, что от тебя и партнёра зависит не всё. Поэтому прорабатывается план «Б», и рассматриваем азиатский рынок», — сказала Мохова.

«Карпатия» также увеличила инвестиции в оборудование, поскольку предприятию нужно масштабировать бизнес, чтобы окупить инвестиции. Кроме того, по словам Полоусова, начали появляться сторонние инвесторы, благодаря которым скоро начнётся строительство нового птичника со свободным выгулом. Также сейчас свиноводческое направление переезжает на новую площадку. «Как это ни парадоксально, мы стараемся развиваться, несмотря на сложную ситуацию», — сказал он, отметив, что не видит снижения спроса на свою продукцию. Наоборот, что касается продажи мяса, то хозяйству не всегда хватает ресурсов, чтобы удовлетворить спрос.

По словам Рыжковой, для «Русской аграрной группы» важно, что появились лимиты господдержки для строительства мясоперерабатывающих предприятий. Надеюсь, что её снижения не будет», — сказала она.

В то же время Полоусов отмечает большое количество федеральных и региональных мер поддержки фермеров, но сетует, что получить их сложно с точки зрения подготовки документов. «Хочу ещё отметить: у нас рекордные сборы зерна, а фактически село умирает. Наверное, надо государству смотреть и в эту сторону. Может, в России нужны не 10—20 крупных производителей, а тысячи, чтобы мы не зависели от небольшого количества крупных игроков?» — рассуждает он. Но консолидация сейчас — это способ выжить в текущих условиях, считает Рыжкова.

Комментарий редакции: В большинстве своём собранное зерно отправляется на экспорт. И это свидетельствует отнюдь не о расцвете российского сельского хозяйства. Низкий внутренний спрос на аграрное сырьё вынуждает зерновиков сбывать собранное за рубеж. В итоге они наживаются, а российский АПК фактически простаивает. Такое положение вещей недопустимо, особенно в условиях жесточайшего геополитического давления на Россию. Только кардинальное увеличение государственных денежных вливаний в аграрное производство, в социальное обустройство сёл, проведение реальной политики протекционизма, национализация земель сельскохозяйственного назначения позволят сделать существенный шаг к действенному укреплению продовольственной безопасности России. Плюс важно содействовать островка стабильности на селе — коллективным предприятиям, доказавшим способность устойчиво производить продукцию, выполнять социальные обязательства перед трудовыми коллективами даже в жесточайших экономических и юридических условиях.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *