Перезагрузка эксплуатации

Перезагрузка эксплуатации

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»

Автор статьи — Сергей Кожемякин

В Узбекистане начата конституционная реформа. Процесс, который в официальной пропаганде именуется не иначе как созданием «народной Конституции», на деле направлен на закрепление власти президента и централизацию власти. Это уже привело к массовым протестам в Каракалпакской республике.

Получив независимость в результате разрушения СССР, вчерашние союзные республики на первый взгляд только и делали, что подчёркивали собственную идентичность и самостоятельность. Для этого на скорую руку сочинялись исторические мифы, призванные продемонстрировать «героический путь к свободе», а инициативы интеграции постсоветского пространства часто отвергались как «посягательство на суверенитет».

В действительности эти «осколки» бывшего СССР очень схожи. Большинство из них стали вотчиной новоявленных «царьков», выражающих интересы молодой буржуазии. Концентрация власти выгодна олигархии. «Добрый царь» и его «свита» душат народную самоорганизацию и облегчают эксплуатацию. Причём процедуры затягивания гаек, прикрытые заботами о «народном благе», зачастую похожи как две капли воды. Для этого используется переписывание Основного Закона. За последние два года конституционные реформы прошли в России, Киргизии, Туркмении, Казахстане и ряде других республик.

Теперь этот список пополнит Узбекистан. Переизбравшись осенью прошлого года, президент Шавкат Мирзиёев в инаугурационной речи назвал «совершенствование» Основного Закона одним из приоритетов своего нового срока. «Как показывает мировая практика, во многих государствах в период кардинальных перемен были осуществлены конституционные реформы», — заявлял он.

На протяжении полугода о задумке не вспоминали, пока в мае процесс вдруг не был форсирован. Две крупнейшие фракции парламента — Либерально-демократической партии и партии «Миллий тикланиш» («Национальное возрождение») — вынесли вопрос на обсуждение нижней палаты. Буквально сразу была создана Конституционная комиссия в составе 46 человек. Хотя, помимо депутатов и сенаторов, в неё вошли юристы, политологи и «представители разных слоёв социума», сформирован этот орган был «сверху», без участия населения.

Столь же сомнительным оказался этап общественного обсуждения. По официальным отчётам, в Конституционную комиссию поступило более 60 тысяч предложений, однако чрезвычайно короткие сроки процедуры говорят о её формальном характере. Можно лишь изумляться работоспособности членов указанной структуры, которые в считанные дни смогли обработать десятки тысяч наказов. Уже 23 июня проект изменений и дополнений в Конституцию поступил в парламент, на следующий день депутаты приняли постановление о вынесении документа на референдум, а 25 июня текст поправок был опубликован в средствах массовой информации.

Если исходить из количественных показателей, планы действительно масштабные. Всего предполагается внести более 200 поправок в 64 статьи. Это ровно половина действующей редакции Конституции, состоящей из 128 статей. Как и водится, главным критерием при отборе изменений является популизм. Гражданам предлагаются инициативы, которые при всей внешней привлекательности не меняют основ социально-экономической системы страны.

Один из блоков поправок направлен на «усиление полномочий парламента» и «обеспечение активного участия граждан в законотворческом процессе». За громкими лозунгами скрывается весьма скромное содержание. Так, хокимы (главы местных администраций) не смогут одновременно возглавлять кенгаши (советы депутатов), права последних несколько расширятся. Парламент же сможет обсуждать ежегодный национальный доклад о противодействии коррупции.

Ряд поправок касается деятельности правоохранительных органов и судебной ветви власти. В Конституцию будет внесён пункт об отмене смертной казни. При задержании жителю на понятном ему языке должны разъясняться основания данного действия и его права. Отдельная норма касается того, что правоохранительные органы не могут задерживать граждан более чем на 48 часов.

Отдельные пункты касаются запрещения детского труда, молодёжной политики, защиты окружающей среды. Своё отражение найдут (куда же без них!) поддержка развития института семьи, защита традиционных ценностей и укрепление межнационального согласия.

Немало реверансов сделано в сторону бизнеса. Конституция обяжет государство создавать благоприятный деловой и инвестиционный климат, защищать «добросовестную конкуренцию». Предприниматели получат право осуществлять любую деятельность, не запрещённую законом, а также получать неограниченный размер дохода.

Впрочем, все эти нововведения служат «обрамлением» главной задачи конституционной реформы. Во-первых, с пяти до семи лет увеличится срок президентских полномочий. Во-вторых, представители власти открыто говорят, что обновление Основного Закона позволит Мирзиёеву баллотироваться в третий раз в 2026 году. Другими словами, он сможет оставаться на своём посту до 2040 года.

Механизмы «обнуления» раскрыл заместитель председателя верхней палаты парламента Садык Сафаев. «Новая Конституция — это создание нового правового пространства, — заявил он, сославшись на «международный опыт». — Если будет принята новая Конституция, она, конечно, создаст возможность всем гражданам, в том числе нынешнему президенту, участвовать в выборах». Угодливо заметив, что Шавкат Мирзиёев «не из тех политиков, которые цепляются за власть», сенатор добавил, что третьего срока требует международная обстановка. «Мы живём в опасном, чрезвычайно опасном мире. Ситуация с каждым днём становится всё сложнее, — заключил Сафаев. — Но, несмотря на это, нам нужно продолжать реформы. И я убеждён, что тот, кто начал эти реформы, должен иметь возможность довести их до завершения».

Кроме того, поправки должны были обеспечить максимальную централизацию власти. Напомним: в состав Узбекистана входит Каракалпакская республика, или Каракалпакстан. Её история насчитывает почти сто лет. В 1924 году территорию, населённую каракалпаками — тюркоязычным народом, — выделили в Каракалпакскую АО. Сначала она была включена в состав Казахской АССР, затем вошла в РСФСР и только в 1936 году регион стал частью Узбекской ССР. После разрушения Советского Союза автономный статус республики был подтверждён. В действующей Конституции она обозначена как суверенная республика в составе Узбекистана, имеющая право на выход путём проведения референдума.

Проект изменений полностью исключил пункты об особом статусе Каракалпакской республики, уравняв её с остальными областями. Это привело к массовым протестам. Тысячи людей вышли на улицы Нукуса (на снимке) и других городов. Власти попытались разогнать митинги, не только обвинив их участников в попытках дестабилизировать ситуацию в стране и внести раскол в общество, но и заявив о вмешательстве «отдельных нездоровых внешних сил». Несмотря на блокирование связи с регионом, известно о погибших и раненых.

Продолжение выступлений заставило Ташкент сменить тактику. В регион прибыл Мирзиёев, который пообещал оставить правовой статус Каракалпакстана без изменений. Одновременно, однако, президент распорядился ввести в республике режим ЧП сроком на месяц.

Эти события показывают, чем могут обернуться высокомерие власти и её оторванность от граждан. Заявляя о «настоящей народной Конституции» (цитата из выступления Мирзиёева) и тут же грубо подтасовывая процесс её разработки, руководство страны играет с огнём.

Комментарий редакции: Народу Узбекистана практически предлагают то, что было апробировано в России в 2020 году. Внешне всё начинается с агитации власти за абстрактные поправки в духе «за всё хорошее и против всего плохого». Но как всё это воплотить в жизнь при ставке местных правящих кругов на «открытость» экономики, на доминирование частной собственности? При таком раскладе львиная доля национального дохода осядет в карманах зарубежных и внутренних капиталистов, а народ останется обделённым. Ясное дело, что законсервировать откровенно несправедливый порядок вещей без «закручивания гаек», без усиления репрессивной составляющей во внутренней политики, без дальнейшей концентрации власти в руках высших должностных лиц эксплуататорам не удастся удержаться на троне. Потому и продвигается идея обнуления сроков действующего высшего должностного лица Узбекистана. А обещание усиления роли парламента, ограничения произвола чиновников выглядят словесной шелухой, используемой в целях прикрытия усиления абсолютистских начал в действиях власти. Для народа республики это означает большую степень грабежа и бесправия, со всеми вытекающими последствиями. Так что в перспективе трудящиеся Узбекистана (и большинства постсоветских республик) обязательно сплотятся, выступят против несправедливости и произвола.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *