По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор статьи — Пётр Мягков
Очевидно, что экономическая ситуация в стране и во всём мире после начала военной спецоперации радикально изменилась. Настало время смены экономического курса в России. В этих условиях курс национальной валюты является лакмусовой бумажкой, оценивающей, верным ли путём идёт власть. Но пока создаётся впечатление, что она рассчитывает в очередной раз выйти из сложной ситуации на народном горбу, не меняя ничего в своей привычной жизни. В лучшем случае власть даёт народу очередные обещания, которые по срокам исполнения перевалят за сроки завершения военной спецоперации, а тогда можно будет, как обычно, всё спустить на тормозах.
Но ничего не получится. Все изменения экономического курса должны быть проведены немедленно.
Существуют два основных подхода к формированию курса национальной валюты. Первый привычен для нас, и базируется он на спекуляции на бирже. Люди каждый день узнают новый курс, который может радикально измениться просто из-за неудачного выражения политически значимого государственного чиновника. Будем называть его «спекулятивный курс». Эта оценка национальной валюты не имеет ничего общего с её реальным курсом. Строго говоря, такой механизм оценки курса валюты — это экономическое оружие в руках коллективного Запада, направленное на уничтожение нашей страны. В условиях экономической войны такое оружие должно быть устранено в первую очередь, то есть категорически нельзя формировать курс рубля на спекулятивной основе, отдавая тем самым определение его величины в руки врага.
Отказавшись от спекулятивного механизма формирования курса рубля, необходимо перейти к порядку, полностью контролируемому Россией, то есть устанавливать его на основе паритета покупательной силы валют. Это второй подход к формированию курса национальной валюты.
Что такое паритет покупательной силы валют? Это соотношение между двумя валютами, уравнивающее их покупательную способность к определённому набору товаров и услуг. Иначе говоря, это соотношение экономического потенциала двух стран, учитывающее не только имеющиеся производственные мощности, научно-технический потенциал, квалификацию трудящихся, но и природные ресурсы, полезные ископаемые, развитость энергетической и транспортной инфраструктур. Весь этот потенциал страны материализуется в затратах на изготовление конечной продукции, которые и сравниваются при определении паритета. Подобные показатели не меняются каждый день, а остаются неизменными в течение многих лет, их невозможно радикально в короткий срок изменить по желанию «наказать» ту или иную страну, подобно тому, как это легко делается за счёт спекулятивного курса. Будем в дальнейшем называть второй механизм формирования курса национальной валюты «реальный курс».
Каковы показатели спекулятивного и реального курсов в современных условиях?
Как уже отмечалось, сейчас спекулятивный курс доллара США находится примерно на уровне 60 рублей за один доллар. При этом спекулятивное и эксплуататорское сообщество России, включающее околонаучные круги, пришло к выводу, что этот курс устраивает основную часть участников спекуляции валютой. Учтены интересы и экспортёров, и импортёров, и банковского, и биржевого секторов. Им всем хорошо, только трудовому народу плохо. В конечном итоге при высоком курсе доллара США завышаются цены на товары народного потребления, на коммунальные услуги, на транспортные расходы, на услуги здравоохранения и образования при одновременном искусственном занижении покупательной способности заработной платы.
А каков примерный уровень реального курса рубля? Чтобы понять порядок цифр, можно использовать широко распространённый «Индекс Биг Мака», то есть приведённую к единой валюте (например, к доллару США) стоимость одного бургера в разных странах. По состоянию на январь 2022 года «Индекс Биг Мака» составил 23,24 рубля за доллар США. Кроме того, по данным Росстата, в 2016—2019 годах паритет покупательной способности (в российских рублях за 1 доллар США) составлял 24,2—25,47 рубля. Величины очень близкие, это говорит о том, что мы вправе ориентироваться на данный порядок цифр. Получается, что сейчас реальный курс доллара составляет примерно 25 рублей.
Понятно, что такой курс рубля нарушает планы спекулятивного и эксплуататорского сообщества, экспортёров, банкиров и биржевиков. Но все трудящиеся России будут рады, если в течение ближайших двух-трёх месяцев усилиями Центрального банка России курс доллара США станет равен этой величине, а затем будет зафиксирован на таком уровне на долгие годы. Как показал последний квартал, это не фантастика, а вполне решаемый вопрос. Всё зависит исключительно от политической воли власти. Покупательная способность существующих нищенских зарплат, пенсий и пособий увеличится в разы. Власти нужно будет ещё многое сделать для соответствующего снижения цен на товары и услуги через имеющиеся, но пока не используемые рычаги государственного регулирования цен.
Очевидно, что спекулятивное и эксплуататорское сообщество России, имеющее определённые рычаги давления на власть, будет сопротивляться такому направлению развития событий, скрывая истинные причины беспокойства по поводу упущенной прибыли, прикрываясь мнимой заботой о якобы снижающихся бюджетных выплатах нуждающимся гражданам России. Насколько значима эта проблема и существует ли она вообще?
Как представляется, в современных, радикально изменившихся экономических и политических условиях необходимо принципиально по-другому смотреть на потенциальную структуру бюджетных и прочих доходов и расходов. Кроме того, изменяется уровень нуждаемости общества в выплатах из бюджета.
Бюджет — это не все финансовые ресурсы страны, а только их незначительная часть, принадлежащая государству, то есть та часть, которой распоряжается власть. Понятно, что именно интересами бюджета власть и оперирует при формировании финансово-денежной политики, в том числе и при определении желательного курса национальной валюты.
Доходы граждан страны и коммерческих структур — это гораздо более весомая величина, чем бюджет. В 2021 году, по данным Росстата, доходы населения составили 69,9 трлн рублей, прибыль организаций (без учёта малых предприятий, кредитных и некредитных финансовых структур, а также государственных и муниципальных учреждений) — 29,6 трлн рублей, а доходы федерального бюджета — только 25,3 трлн, в том числе нефтегазовые доходы — всего 9,1 трлн рублей. Кроме того, необходимо помнить, что доходы бюджета — это отчисления из доходов граждан и предприятий. Первоисточник благополучия страны — доходы граждан и предприятий. Соответственно центр тяжести интересов власти должен сместиться в сторону доходов населения страны (то есть зарплаты на предприятиях и в сельхозорганизациях) и прибыли малых и средних предприятий. Именно здесь создаётся основная масса добавочной стоимости, богатство народа.
Олигархи также должны внести свой вклад в формирование бюджета, легализовав в стране свои доходы, запрятанные в офшорах и зарубежных банках. Санкции Запада создают юридические предпосылки к отъёму у предпринимателей российского происхождения денежных средств и имущества, находящихся за рубежом. Теперь российские олигархи вынуждены переводить свои активы в Россию, и этим надо воспользоваться власти для дальнейшего пополнения бюджета.
Экспортные доходы в современных условиях перестали играть основную роль в формировании бюджета. Экономические санкции со стороны коллективного Запада и ответные запреты со стороны России привели к радикальному изменению структуры экспорта и импорта. В целом можно отметить, что Запад стремится вообще уничтожить внешнеэкономические отношения, организовывая фактическую экономическую блокаду России в расчёте на подрыв экономики страны, не продавая ей ничего и не покупая товары и услуги. В этом, в частности, заключается суть экономической войны. Москва выстраивает новую систему международных отношений на востоке с использованием расчётов в национальных валютах.
Для победы России в экономической войне необходимо делать ставку на всемерное развитие отечественного производства и насыщение внутреннего рынка, то есть на удовлетворение потребностей народа товарами первой необходимости отечественного производства. Поскольку основными источниками доходов бюджета являются зарплата и прибыль, то главное внимание должно уделяться снижению себестоимости отечественной продукции. При неизменности цен на продукцию и услуги снижение себестоимости продукции приводит к росту зарплаты и прибыли. При существенном снижении себестоимости, в частности на основе роста производительности труда, должны снижаться цены на продукцию и услуги.
Главными составляющими себестоимости являются расходы на электроэнергию, топливо, транспорт. Если эти элементы затрат будут снижаться во всех взаимосвязанных отраслях, то получится дополнительный эффект от сокращения затрат на сырьё и материалы, отечественное оборудование, на строительство и ремонт зданий и сооружений. Снижение затрат прошлого труда является основным источником роста зарплаты и прибыли.
Настало время вспомнить о том, что энергетика, нефтегазовые предприятия, транспорт — это не просто отрасли экономики, а естественные монополии, главной задачей которых является обеспечение нормальной работы основных отраслей экономики. Если обычные монополии — это подрыв конкуренции в экономике, порождающий необоснованный рост цен, снижение качества продукции, то естественные монополии — это положительное явление в экономике, при условии что они находятся в грамотном распоряжении государства. Естественные монополии — это прислуга основных отраслей. Государство через естественные монополии должно обеспечивать то самое снижение себестоимости продукции всех остальных отраслей экономики, о котором шла речь выше.
Современная власть видит только своё право управлять этим сектором экономики. Спрос на услуги и продукцию естественных монополий неэластичен: для любого производства нужны электричество, тепло и транспорт. Предприятия вынуждены платить любую цену, которую устанавливает власть. И она этим злоупотребляет, повышая свои расценки, которые давно оторвались от себестоимости продукции и услуг естественных монополий. Власть превратила естественные монополии из добросовестных слуг в капризных хозяев, которые высасывают все жизненные соки из экономики. Естественные монополии стали центрами прибыли, а должны быть главными источниками снижения себестоимости. Это взаимоисключающие задачи. Настало время навести порядок в экономике в интересах народа, а не только руководителей естественных монополий, поставить всё с головы на ноги.
Рост внутренних цен на продукцию и услуги естественных монополий был, в частности, обусловлен требованиями ВТО. Сейчас есть возможность и назрела необходимость выхода России из этой организации, что является одним из основных требований КПРФ. Все естественные монополии должны быть не только на 100% в собственности государства, но и обеспечивать самые низкие расценки на свою продукцию и услуги для успешной работы основных отраслей экономики, которые и должны стать центрами прибыли.
В результате предложенных мер размер поступлений от нефтегазового сектора в бюджет сократится. Зато указанный подход к естественным монополиям позволит резко увеличить поступление в бюджет отчислений от возросших доходов населения и от предприятий, перекрывающий падение поступлений от нефтегазового сектора. А самое главное — это то, что значительно увеличатся размеры доходов населения и прибыль хозяйствующих субъектов, их собственные возможности (помимо бюджета) развивать экономику, финансировать инвестиционные проекты. Значительно сократится уровень нуждаемости населения в помощи из бюджета. Мы наконец-то получим возможность избавиться от нищенских зарплат и получать достойные доходы. Будет сокращаться имущественный разрыв между различными социальными группами. Одновременно решится наконец проблема снятия бюджета с так называемой нефтегазовой иглы.
Курс национальной валюты — это ключевая оценка накопленного богатства страны. Искусственное занижение курса национальной валюты — это сознательное пособничество спекулянтам в разворовывании национального достояния России, созданного предшествующими поколениями, разбазаривание его за бесценок. Это экономическое преступление.
Завышенный курс национальной валюты сдерживает развитие отечественной экономики и наносит вред стране. Только реальный курс, установленный на основе паритета покупательной способности, стабильно поддерживаемый Центральным банком России, является важнейшим условием успешного развития экономики страны, то есть победы в экономической войне, развязанной против нас коллективным Западом. Но это возможно только в условиях социализма, то есть тогда, когда власть принимает все решения в интересах трудового народа, а общество имеет однородную социальную структуру.
Комментарий редакции: Прочность финансовой системы может базироваться исключительно на её защите от внешних воздействий, плюс на устойчивости успешно развивающейся производственной базы. В противном случае любые попытки укрепления финансовой стабилизации окажутся выбросом усилий на ветер. Все последние тридцать лет кабинет министров рассматривал упомянутую сторону дела в качестве одного из базовых направлений своей деятельности. И что мы имеем в реальности? «Таргетирование инфляции» не способствовало прекращению роста цен. Национальная денежная система остаётся шаткой. Но, судя по всему, правящий компрадорский буржуазный класс заинтересован в происходящем. Помимо всего прочего, в прошлые кризисы на девальвации рубля некоторые нагревали руки. Кучка «избранных» обогащается, а Россия утрачивает перспективы. При таком раскладе с большим трудом можно рассчитывать на успешное противодействие натиску коллективного Запада. Поэтому только масштабная смена системы, утрата экономической и политической власти олигархией откроет дорогу к реальному укреплению позиций нашего государства на международной арене, к формированию устойчивой экономики и национальной финансовой системы.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.