Срочно утвердить, или Кадровая многоходовка

Срочно утвердить, или Кадровая многоходовка

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»

Автор статьи — Татьяна Офицерова

15 июля, спустя полторы недели после завершения весенней парламентской сессии, депутатов Госдумы созвали на внеочередное пленарное заседание. Главным вопросом в повестке дня был кадровый.

Денис Мантуров более десяти лет возглавляет министерство промышленности и торговли, вобравшее в себя поле деятельности 27 министерств советской поры. Теперь глава минпромторга будет выполнять те же функциональные обязанности уже в ранге заместителя председателя правительства РФ. Его назначение сопровождалось комбинацией замысловатых административных ходов. 12 июля президент подписал указ об увеличении числа заместителей председателя правительства с 10 до 11. В тот же день премьер-министр Михаил Мишустин предложил Госдуме утвердить на эту должность министра промышленности и торговли Дениса Мантурова. И 15 июля, после того как нижняя палата парламента выполнила свою конституционную миссию, президент отыграл назад, вернув своим указом прежнее число вице-премьеров. Их по-прежнему 10. Курировавший оборонку вице-премьер Юрий Борисов переместился в соответствии с президентским указом в кресло гендиректора госкорпорации «Роскосмос», заменив уволенного накануне Дмитрия Рогозина. Аналитики предполагают, что сфера деятельности нового вице-премьера распространится и на оборонную промышленность.

Таким образом, произошло повышение статуса министра промышленности и торговли, что в условиях санкций и специальной военной операции вполне логично, но невольно заставляет вспомнить русскую поговорку «Пока гром не грянет…». Только теперь, когда грянуло, все вдруг хором заговорили о необходимости развивать отечественную промышленность, о важности обеспечить её технологический суверенитет. Не эти ли вопросы постоянно поднимала КПРФ и предлагала в своих программах поэтапные шаги для их решения?!

Все пять думских фракций консолидированно поддержали кандидатуру Мантурова: «за» проголосовали 394 депутата, против — 0, воздержался — 1, не голосовали — 55. И хотя коммунисты предъявляют правительству много претензий, касающихся развития реального сектора экономики, все они преимущественно находятся в финансовой плоскости. «Некоторые велеречивые авторы бюджетных правил обвиняли Дениса Валентиновича во всех смертных грехах. Но без денег ничего не бывает, — заметил Николай Коломейцев, излагая позицию фракции КПРФ по кандидатуре будущего вице-премьера. — Вот если бы мы эти отобранные у нас 300 миллиардов долларов (замороженных за рубежом российских золотовалютных резервов, включая средства Фонда национального благосостояния. — Ред.) да запустили в импортозамещение, у нас бы не было проблем сегодня».

Если недостаток средств — не вина, а беда минпромторга, то вот с управленческими решениями не всё так однозначно. Взять хотя бы самолётостроение. Ещё 8 лет назад планировалось запустить в серийное производство Ил-114-300, модернизированную версию ближнемагистрального турбовинтового пассажирского самолёта Ил-114, поставленного на крыло в 90-е годы прошлого века. Но вот уже почти год эти самолёты, оснащённые двигателем ТВ7-117СТ-01 и призванные заменить на внутренних авиалиниях импортные машины, не покидают ангары именно из-за проблем с двигателем (на модернизацию которого, кстати, все эти годы выделялись из бюджета внушительные суммы, но он так и не был доведён до заявленных характеристик и надёжности).

Приостановлена и программа по созданию лёгкого военного транспортного самолёта Ил-112В, единственный образец которого разбился при испытательных полётах в Кубинке в августе прошлого года, унеся жизни всего экипажа. Есть у правительства, судя по некоторым заявлениям должностных лиц, желание возобновить серийное производство пассажирских лайнеров Ту-214 и Ил-96. В своё время авиакомпании предпочли этим отечественным крылатым машинам, оснащённым двигателем ПС-90А, зарубежные аналоги. Специалисты давно и безуспешно пытаются убедить ответственных чиновников от авиастроения перейти на двигатель НК-56, который ждёт своего часа на ПАО «Кузнецов» в Самаре и под который, собственно, и проектировался Ил-96. Однако правительство, видимо, не намерено ничего менять.

Эти аргументы можно было услышать в кулуарах Госдумы. В зале же пленарных заседаний поднимались вопросы системные. Скорее, это были даже не вопросы, а предложения и наказы.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам Дмитрий Новиков поделился своими мыслями о том, на чём должна базироваться стратегия развития нашей страны: на многонациональности (в июле, подчеркнул он, КПРФ провела в Татарстане Всероссийский форум Дружбы народов, посвящённый 100-летию образования СССР), на соединении промышленности с наукой, с образованием. Депутат выразил недоумение, как можно гробить алфёровский комплекс (Санкт-Петербургский национальный исследовательский Академический университет имени Ж.И. Алфёрова Российской академии наук. — Ред.), а именно это происходит сегодня. «У нас, что, много наследия такого, как алфёровское, и его можно разбазаривать?!» — с возмущением говорил Д. Новиков. Нужна, по его мнению, и стратегия союзничества. Время показало, что самыми надёжными союзниками России были и остаются страны социализма.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Николай Арефьев попытался разрушить «карфаген» иностранного засилья в промышленности и торговле повторением тезиса, который фракция КПРФ уже неоднократно высказывала с парламентской трибуны. «Ориентация министерства на иностранные предприятия и иностранные торговые сети привела к полному саботажу ими российской экономики, — заметил депутат-коммунист. — Сегодня надо принимать радикальные меры к иностранцам, вплоть до национализации их предприятий и создания своей национальной промышленности и торговой сети. Российские предприятия, зарегистрированные за рубежом, тоже надо вернуть под российскую юрисдикцию».

Реакция Мантурова на эти выстраданные нашей страной идеи была предсказуема. «Мы не заинтересованы в национализации или в отъёме каких-то предприятий, боже упаси, мы хотим комфортных, взаимовыгодных, соответственно, рабочих отношений», — сказал правительственный чиновник. По его словам, из 25 тысяч иностранных компаний или компаний с иностранным капиталом в экономике с нашего рынка ушло порядка 150. Законопроект, который позволяет при резком уходе того или иного собственника перехватить управление, — достаточная мера, считает Д. Мантуров. Пока этот проект закона принят Госдумой только в первом чтении.

Сергей Пантелеев поинтересовался, какие программы для Фонда развития промышленности, получившего порядка 20 миллиардов рублей, являются приоритетными и совпадают ли они с актуальной повесткой импортозамещения, а также какова эффективность расходования средств фонда. Самые востребованные и важные сегодня, подчеркнул глава минпромторга, — это программы компонентов по автопрому, по сельхозмашу, по трансмашу и по другим направлениям. С конца 2014 года Фонд развития промышленности профинансировал более тысячи проектов, 520 из них вышли на выпуск своей производственной номенклатуры, и это примерно 17,5 тысячи новых рабочих мест, — сообщил министр и без пяти минут вице-премьер. Автопром, по его оценке, самая уязвлённая отрасль. Снижение рынка и производства автомобилей в этом году прогнозируется на уровне 50%. Место уходящих мировых автопроизводителей займут «крупные игроки из дружественных стран в партнёрстве с российскими компаниями». Пока, до начала выпуска своих собственных недостающих узлов, будем производить упрощённые версии автомобилей.

Задавали депутаты правительственному чиновнику и вопрос о возможности и целесообразности возврата к отраслевому принципу управления и планирования, который практиковался в советское время и показал свою высочайшую эффективность. Были отраслевые министерства, которые хорошо знали технологические особенности отрасли, имели представление обо всех предприятиях, их возможностях и потребностях, при каждом министерстве были отраслевые НИИ, научно-производственные объединения, вузы, заметила независимый депутат, доктор экономических наук Оксана Дмитриева. Такая система, по её мнению, обеспечивала связанность технологических цепочек и налаживание диверсифицированного производства. Эту же тему поднимали и коммунисты в ходе встречи фракции КПРФ с будущим вице-премьером.

Ответ не был обнадёживающим. «Сегодня, при рыночной экономике, даже с элементами ручного управления, которыми мы вынуждены воспользоваться для решения конкретных целевых задач, сделать это невозможно», — полагает Д. Мантуров. Главки советских министерств имели в собственности весь имущественный комплекс, в том числе научно-исследовательские центры и институты. Ныне всё это в руках как государственных, так и частных корпораций. А министерство выполняет консолидирующую роль.

Николай Коломейцев тезисно перечислил то, за что, по мнению фракции КПРФ, сегодня нужно взяться в первую очередь: вернуться к стандартизации, поднять авторитет в обществе и материальный престиж инженерных профессий, настроить систему бюджетного финансирования предприятий посредством банковского кредита, воссоздать систему подготовки кадров через госзаказ. Надо восстановить связь между производством, прикладной и фундаментальной наукой, подчеркнул депутат.

Вопрос о поддержке коммунистами кандидатуры Д. Мантурова на должность зампредседателя правительства был решён в ходе встречи фракции КПРФ с главой минпромторга, которая состоялась перед пленарным заседанием Госдумы. Подводя итог этой встречи, Геннадий Зюганов заметил: «Мы партия не только оптимистов и гуманистов, но и реалистов. Понимаем, в каких условиях приходится работать». Лидер КПРФ призвал максимально поддержать промышленность. И с этим напутствием коммунисты, передав будущему вице-премьеру пакет своих предложений, пожелали ему успехов.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *