По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»

Автор статьи — Валерий Рыбалкин, кандидат исторических наук, доцент МГАФК.

Известная поговорка гласит: «Один в поле не воин». Другая, тоже не менее известная, возражает: «И один в поле воин». Правоту последней поговорки, немного перефразированной и вынесенной в заголовок статьи, подтвердили корабли Советского Военно-Морского Флота в Гражданскую и Великую Отечественную войны. Об этом и пойдёт сейчас речь.

Начнём с Гражданской войны

Героями обороны Петрограда в 1919 году стали эсминец «Азард» и линкор «Петропавловск». 31 мая в Финском заливе они вступили в бой с девятью английскими эсминцами. В ходе полуторачасового боя эсминцам были нанесены повреждения. Это заставило англичан отступить.

В обороне Петрограда в 1919 году отличился и эсминец «Гавриил» (командир — В.В. Савостьянов). 18 мая он вёл бой с четырьмя английскими эсминцами. Искусно маневрируя, Савостьянов вынудил англичан войти в зону огня форта «Серая лошадь». В результате один эсминец англичан был повреждён, остальные вышли из боя. В ночь на 18 августа

7 английских торпедных катеров напали на стоявшие на рейде Кронштадта советские корабли. Три из нападавших катеров были потоплены «Гавриилом», четыре, не выдержав его огня, отказались от атаки.

Теперь расскажем о подобных подвигах в Великую Отечественную войну

Пограничный катер МО-121 лейтенанта М.М. Миронова сражался на Севере. Вооружение МО («малого охотника») — два 45-мм орудия и два крупнокалиберных пулемёта. 30 июня 1941 года в Мотовском заливе он снимал корректировщиков с берега, когда налетели 18 «юнкерсов». МО-121 вступил с ними в бой, в ходе которого враг сбросил на катер более 200 бомб. Они вывели из строя рацию, рулевое управление, два из трёх моторов, в машинное отделение хлынула вода, была разбита корма. В ходе получасового боя экипаж сбил 3 (или 2) и повредил несколько «юнкерсов».

13 июля 1941 года сторожевой корабль «Пассат» (бывший рыболовный траулер) Северного флота старшего лейтенанта В.Л. Окуневича вёл бой с тремя эсминцами немцев к юго-востоку от мыса Териберский. Сторожевик имел только два 45-мм орудия и два пулемёта. Бой длился час. После очередного прямого попадания «Пассат» стал быстро тонуть. Но его единственное оставшееся орудие продолжало вести бой, пока корабль не скрылся под водой.

5 августа 1941 года погранкатер №221 лейтенанта В.К. Яковлева сопровождал транспорты с ранеными, шедшие с острова Ханко в Таллин. В пути их обнаружили 4 вражеских катера. Прикрывая собой транспорты, Яковлев смело повёл свой катер на врага. Враг разделился на две группы и продолжал приближаться к транспорту. Тогда Яковлев направил свой катер на ближайшую из групп противника, открыв по ней весь орудийный и пулемётный огонь. В результате пятнадцатиминутного боя фашистские катера отвернули. Тогда Яковлев двинулся на вторую группу. Та, не приняв боя, бежала, а транспорты успешно дошли до Таллина.

10 августа 1941 года сторожевой корабль «Туман» (Северный флот) лейтенанта Л.А. Шестакова находился в дозоре у входа в Кольский залив. В 4.25 «Туман» был атакован тремя эсминцами. Советский корабль смело вступил в бой. В первые же минуты из строя вышла кормовая пушка, были убиты командир корабля и военком П.Н. Стрельник. В командование кораблём вступил помощник командира лейтенант Л.А. Рыбаков. По приказанию штурмана лейтенанта М.М. Букина раненый рулевой К.Д. Семёнов и радист К.В. Блинов под огнём неприятеля подняли над головой сбитый военно-морской флаг. Экипаж мужественно боролся с огнём и водой, но спасти корабль не удалось. В 5.30 «Туман», не спустив флага, затонул. Место гибели «Тумана» объявлено координатами боевой славы. Проходя мимо этой точки, советские корабли приспускали флаг. В этом же месте в день гибели «Тумана» в воду торжественно опускают венки.

В ночь на 28 августа 1941 года бронекатера Балтийского флота №213 лейтенанта В.В. Тунгускова и №214 лейтенанта В.И. Еськова, действуя между полуостровом Лиханиеми и островом Туркинсари, не открывая огня, только таранными ударами потопили 6 вражеских катеров, 2 шлюпки и десантный понтон с живой силой, оружием и боезапасом.

16 сентября 1941 года пограничный корабль «Сапфир» (Северный флот) старшего лейтенанта В.В. Дударева находился на базе в Иоканьге, когда на неё налетели 6 фашистских самолётов. Пулемётным огнём «Сапфир» сбил одного из них.

Участвуя в обороне Ханко, погранкатер МО-239 лейтенанта А.И. Терещенко ночью 21 октября 1941 года отправился к острову Хийумаа (Даго), чтобы снять с него последних защитников. Катер подвергся миномётному и артиллерийскому обстрелу противника, уже занявшего остров. При этом погиб командир МО-239 лейтенант А.И. Терещенко, был ранен командир звена катеров старший лейтенант К.М. Шевченко. Командование катером принял помощник командира младший лейтенант С.Г. Гончарук. Затем, двигаясь от острова на Ханко, МО-239 подвергся атаке шести вражеских торпедных катеров. Преимущество в скорости и огневой мощи было явно на стороне неприятеля. Но экипаж МО не растерялся: он поставил дымовую завесу и прошёл сквозь строй торпедных катеров. Теперь враг не мог вести огонь, не рискуя попасть по своим. Воспользовавшись этим, МО-239 повторил манёвр: отсёк головной катер врага и потопил его. Затем он потопил ещё один катер. Третий также получил повреждения, из-за чего его понесло на скалы. Подхватив этот повреждённый катер, остальные три бежали. Таков был итог длившегося два часа боя. Но и МО-239 получил серьёзные повреждения: из трёх моторов действовал один, вышли из строя все компасы, корабль получил более 20 пробоин. Несмотря на повреждения, в шестибалльный шторм, ориентируясь по звёздам, Гончарук привёл МО-239 в Ханко. За умелые действия и мужество в этом бою Гончаруку было досрочно присвоено звание лейтенанта.

25 ноября 1941 года пограничный сторожевик «Бриз» лейтенанта В.А. Киреева, находясь в дозоре в районе мыса Святой Нос (Баренцево море), тараном сильно повредил немецкую подводную лодку. Это был первый в мире таран подводной лодки надводным кораблём.

3 декабря 1941 года подводная лодка К-3 капитан-лейтенанта (или капитана 3-го ранга) К.И. Малофеева (Северный флот) торпедировала большой транспорт неприятеля. Враг стал преследовать лодку, забросав её глубинными бомбами. Уйти было невозможно. К тому же, уходя от преследования, лодка несколько раз ударилась о грунт. В результате этого были повреждены топливные цистерны — начало выделяться топливо, что демаскировало лодку. Тогда находившийся на лодке командир дивизиона подводных лодок капитан 2-го ранга М.И. Гаджиев приказал всплыть и дал бой трём кораблям противника, потопив сторожевик и катер-охотник и обратив третий корабль неприятеля в бегство.

28 апреля 1942 года пограничный корабль «Рубин» капитана 3-го ранга А.А. Жукова, будучи в составе Северного флота, участвовал в высадке десанта в губе Большая Западная Лица. В ночь на 29 апреля «Рубин» открыл огонь по посёлку Титовка, где располагались штаб, позиции артиллерийских и миномётных батарей. Но и враг открыл ответный огонь. Умело маневрируя, Жуков не давал фашистам пристреляться, а затем на полном ходу смело направил корабль к берегу, чтобы корабельные орудия могли точнее бить по врагу. Но тут и миномётная батарея повела обстрел «Рубина». Тогда «Рубин» развернулся параллельно берегу и своим огнём подавил батарею врага. 8 раз корабль подходил к вражескому берегу, нанося удары по противнику, помогая тем самым успешной атаке морского десанта. Четыре с половиной часа длился бой, в ходе которого «Рубин» уничтожил до роты пехоты, подавил противотанковую и миномётную батареи, несколько дзотов и сбил 2 «юнкерса».

В ночь на 28 июня 1942 года лидер «Ташкент» капитана 3-го ранга В.Н. Ерошенко участвовал в эвакуации защитников Севастополя. Лидер взял на борт 2300 человек, полотно панорамы «Оборона Севастополя в 1854 — 1855 гг.» и двинулся к Новороссийску. В 4.45 утра того же дня «Ташкент» атаковали 96 (!) бомбардировщиков. Бой шёл три или четыре часа. При этом «Ташкент» избежал прямых попаданий, но от близких разрывов сброшенных на него 336 бомб в его корпусе появились многочисленные повреждения, через образовавшиеся пробоины корабль принял более 1700 тонн воды. Тем не менее «Ташкент» отразил 86 атак, сбил 2 бомбардировщика и доставил людей и груз в Новороссийск. За проявленный в этом переходе героизм экипаж «Ташкента» награждён орденами и медалями.

Ледокольный пароход «Александр Сибиряков» прославил себя ещё в мирном 1932 году: 1 октября завершил шестидесятипятидневный переход, начатый в Архангельске 28 июля. Так, он первым в мире за одну навигацию прошёл Северный морской путь. 25 августа 1942 года «Александр Сибиряков» совершил военный подвиг. В этот день юго-западнее архипелага Норденшельда он обнаружил тяжёлый крейсер «Адмирал Шеер», ведший поиск советских конвоев в Карском море. Крейсер имел на вооружении шесть 280-мм, восемь 150-мм, шесть 105-мм орудий. «Александр Сибиряков» мог противопоставить ему два 76-мм и два 45-мм орудия.

Командир парохода старший лейтенант А.А Качарава передал по радио на остров Диксон о встрече с крейсером. Понимая, что силы неравны, Качарава пытался увести пароход на мелководье к острову Белуха. Приближаясь к пароходу, крейсер сделал предупредительный выстрел и передал сигнал спустить флаг и сдаться. В ответ «Александр Сибиряков» открыл огонь. Снаряды крейсера сбили на пароходе мачту, прекратилась радиосвязь. Последующими выстрелами крейсера на пароходе была уничтожена кормовая батарея, сделаны пробоины в корпусе и был вызван пожар. Но команда «Александра Сибирякова» не только тушила пожар, восстанавливала радиосвязь, но и вела ответный огонь.

Но вот на пароходе уничтожены все орудия, погибло большинство членов экипажа, вода затопляла нижние помещения, огонь быстро распространялся по судну. В этих условиях Качарава приказал спустить шлюпки и открыть кингстоны. В этот момент он был тяжело ранен и потерял сознание. Радист А.А. Шаршавин послал сообщение о гибели парохода. Произошло это в 14.05, а бой начался в 13.47. Старший механик Н.Г. Бочарко открыл кингстоны. «Александр Сибиряков» не только проявил мужество и самопожертвование, но и своим сообщением во многом способствовал срыву попытки «Адмирала Шеера» 27 августа захватить остров Диксон, позволив тому заблаговременно подготовиться к отражению нападения. Ныне, проходя мимо Белухи, корабли и суда салютуют «Александру Сибирякову» и его мужественному экипажу.

Звено погранкатеров в составе МО-175 лейтенанта М.И. Пустынникова и МО-214 лейтенанта И.Т. Богданова под общим командованием старшего лейтенанта С.М. Миклашевского 9 октября 1942 года восточнее озера Ковенец (Ладожское озеро) встретило отряд кораблей врага: 16 десантных артиллерийских барж и 7 торпедных катеров. Превосходство противника было многократным. Но наши катера смело двинулись на врага и первыми открыли по нему артиллерийский и пулемётный огонь. В результате прямых попаданий на нескольких баржах вспыхнул пожар. Открыв огонь из своих более чем 30 орудий, враг потопил МО-175. В итоге боя, несмотря на поддержку трёх самолётов, противник бежал.

25 марта 1943 года героически проявил себя пограничный катер СКА-065 старшего лейтенанта Л.П. Сивенко. В этот день он конвоировал транспорт с грузом для фронта. В районе Фальшивого Геленджика (ныне — Дивноморское. — Ред.) на транспорт и катер налетело более 30 бомбардировщиков. Враг сбросил на наши суда более 100 бомб. В результате этого на катере появилось около 200 пробоин. Из-за поступавшей через них воды образовался крен на нос в 15 градусов. Но экипаж вёл бой и продолжал бороться за живучесть корабля. В разгар боя осколок перерезал фал флага. Тогда краснофлотец В.Д. Потапов под огнём связал фал — флаг вновь взвился над катером.

Старшина 2-й статьи Г.А. Куропятников вёл по самолётам огонь из пулемёта. Пулемётной очередью ему отсекло левую руку по локоть, осколки попали в грудь и голову. Но герой продолжал вести огонь одной правой. Вскоре он увидел, что задымили шашки, расположенные над глубинными бомбами. Куропятников, истекая кровью, перегрыз канат, крепивший шашки, и здоровой рукой стал сбрасывать их за борт. Сбив 3 самолёта, СКА доставил транспорт на Малую землю. СКА стал единственным катером Советского ВМФ, удостоенным звания гвардейского. Весь экипаж удостоен орденов и медалей, Г. Куропятникову присвоено звание Героя Советского Союза.

23 мая 1943 года погранкатера МО-207 старшего лейтенанта Н.И. Каплунова и МО-303 лейтенанта В.С. Титякова под общим командованием командира звена старшего лейтенанта И.П. Чернышёва в проливе Бьёрке — Зунд вели бой с 13 катерами немцев, пытавшимися захватить шедший к Кронштадту караван. Не ожидавшие такой дерзости наших моряков вражеские катера, поставив дымовую завесу, бежали. Караван успешно пришёл в Кронштадт. 24 мая в Финском заливе эти же советские катера подверглись нападению 13 катеров противника. В ходе боя два катера противника были потоплены и один сильно повреждён, остальные поспешно отошли. Многие члены экипажей обоих катеров удостоены правительственных наград. Погибший в этом бою Каплунов был награждён орденом Красного Знамени и навечно зачислен в члены экипажа МО-207.

В ноябре 1943 года при высадке советского десанта в Крыму отличился катер СКА-0102 старшего лейтенанта А.С. Маркова. В ночь на 12 ноября он вступил в бой с десятью торпедными катерами и двумя самоходными баржами противника. СКА уничтожил торпедный катер и самоходную баржу. Остальные корабли противника, получив повреждения, бежали, что намного облегчило действия нашего десанта. Маркову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Не позже 13 июня 1944 года, находясь в дозоре в северной части Чудского озера, БК-322 лейтенанта В.П. Волкотруба и БК-213 лейтенанта А.А. Смирнова обнаружили четыре катера врага. БК-322 открыл огонь, врезался в строй противника, чем отвлёк на себя его внимание. Воспользовавшись этим, БК-213 на полном ходу нанёс форштевнем таранный удар в борт одному из кораблей, таким образом отправив его на дно. За эти смелые и мужественные действия Волкотруб и Смирнов были награждены орденом Красного Знамени.

Думается, что приведённых примеров достаточно для подтверждения правоты вынесенных в заголовок статьи слов.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.