По материалам публикаций на сайте портала «Свободная пресса»
Юрий Болдырев
Даже самые активные сторонники действия наших властей на внешнеполитической арене не могут не задаваться вопросом, а что же, какой социально-экономический курс, какой вектор развития несут вовне российские власти?
Не могут не признавать, что внутрироссийский курс наших властей, от финансово-экономической политики, включая политику промышленную, до политики социальной, демографической, в сфере науки, образования и здравоохранения вступает в разительный контраст с какими-либо надеждами на будущий единый прекрасный и безусловно привлекательный для окружающих Русский мир.
И потому с оптимизмом воспринимается каждый даже минимальный знак от властей, который можно было бы трактовать как сдвиг в сторону национально и социально ориентированной политики. И, соответственно, с печалью и разочарованием — те шаги, что свидетельствуют о продолжении прежнего совершенно тупикового социально-экономического курса.
И вот сообщение в СМИ о том, что организация «Деловая Россия» приступила к изучению общественного мнения в среде бизнеса по вопросу о возможности привлечения заключенных к труду в ряде отраслей хозяйства, прежде всего, как сообщается, в строительстве, сельском хозяйстве, лесной отрасли, добывающей промышленности и швейном производстве.
Это новость о планируемом сдвиге в какую сторону, в каком направлении?
Скажете, в чем тут новость — подумаешь, очередное социологическое исследование, чего еще тут опасаться?
Но, обращаю внимание, организация «Деловая Россия» — отнюдь не социологическая служба и не академический институт. Предмет ее интереса — не абстрактное научное знание, а возможность извлечения прибыли. Разворот интереса бизнеса в части извлечения прибыли к, по существу, рабскому труду — крайне настораживающий и печальный для нашего общества симптом. И симптом не простой, односложный, а комплексный.
Первое. Этот симптом характеризует власть, которая, уместно предполагать, дала понять, что готова не противодействовать, а, напротив, создать инфраструктуру привлечения в экономику рабского труда.
Второе. Этот симптом характеризует и бизнес. Основное содержание труда в нашей стране и основной метод извлечения прибыли — отсталые даже не по сравнению с нынешним 21-м веком, но и по сравнению с веком позапрошлым, 19-м, когда во всем более или менее развитом мире рабский труд сменялся на труд наемный — как более производительный, прежде всего, в актуальных, современных тому этапу отраслях экономики. Соответственно, похоже, берется курс не на обновление, не на развитие, а на консервацию отсталости, как минимум, в перечисленных отраслях: в строительстве, сельском хозяйстве, лесной отрасли, добывающей промышленности и швейном производстве.
Третье. Этот симптом характеризует (или охарактеризует по результатам исследования) само общество — готово ли оно примириться и даже найти что-то позитивное в возврате к массовой практике принудительного, по сути, рабского труда. Без срабатывания минимального инстинкта самосохранения. Без понимания, что «трудовая армия», только ее допусти, будет востребоваться все больше и больше. А значит, «если ты еще не сидишь, то это не твое достижение, а недоработка властей».
заинтересованном участии бизнеса можно заменить тюремные сроки на принудительные работы для примерно сотни тысяч человек. Много это или мало? Может быть, и немного, но ведь лиха беда начало. Достаточно подправить мотивацию бизнеса и тесно интегрированной с ним власти, кстати, немаловажно, включая и судебную ветвь власти, и почему бы далее не говорить уже не о сотнях тысяч, но о миллионах и даже о десятках миллионов человек, которым можно сначала назначить тюремный срок, а потом заметить его принудительными работами. Тем более, в условиях, когда всякое проявление недовольства, в том числе, даже в чисто социально-экономической сфере, власть присвоила себе право толковать как экстремизм…
И вот ведь плоды чего мы еще теперь пожинаем. Но протяжении многих уже десятков лет общество мирилось с тем, что бизнес при потворстве властей присвоил себе право нещадно эксплуатировать безропотную и практически бесправную рабочую силу трудовых мигрантов из Средней Азии. А тех, кто выступал против подобной практики замещения россиян гастарбайтерами, представляли не иначе как расистов. И вот безнаказанное поощрение использования труда безответных мигрантов приучило бизнес и власти к наличию безропотной и легко обманываемой почти рабской рабочей силы. А теперь наше социально-экономическое отставание даже от Турции привело к естественному перенаправлению потока трудовых мигрантов из южных территорий бывшего СССР в Турцию, Китай и другие страны. В результате кончаются рабы иноязычные и инокультурные — что делать? Очевидно: превратим в рабов этнически и культурно своих…
При этом стоит оговорить: никто не против того, что называется трудовым перевоспитанием, но категорически нельзя отдавать трудовое перевоспитание на откуп тем, кто заинтересован, прежде всего, в извлечении прибыли.
Категорически недопустимо ставить трудовое перевоспитание на поток, в котором главенствующая и безусловно господствующая мотивация — не перевоспитать кого-либо, не дать ему новый шанс на самореализацию и возвращение в общество морально здоровым и адаптированным к честному труду человеком, но получить прибыль, а то и сверхприбыль. За счет чего? Тут уж явно не за счет внедрения новой техники и новых технологий, а исключительно за счет более нещадной эксплуатации тех, кто, в случае чего, изначально заведомо виновен, осужден, а потому покорен и безропотен…
Конечно, все это можно обставить цветочками и бубенчиками, мол, все будет под контролем общества и т. п. Но каков у нас контроль общества, например, за выборами — за процессом формирования власти? А если так, то какие основания предполагать, что за трудом заключенных в целях недопущения сверх эксплуатации контроль будет лучше?
Не жалко заключенных, мол, они сами виноваты? Допустим. Но за следствием и судебной системой, что они не окажутся развернуты просто на обеспечение бизнеса ни в чем на самом деле невиновной бесправной рабочей силой, — на эту тему какой независимый контроль сегодня способно организовать наше общество?
Налицо более чем серьезные основания для беспокойства каждого, включая персонально вас, уважаемый читатель. В условиях слабости общества и общественного контроля за властью, ограничивать как-либо аппетиты бизнеса, намеренного, судя по всему, добиться получения в свои руки масштабной безропотной «трудовой армии», окажется чрезвычайно сложно. Может быть, лично вы захотите контролировать действия власти и бизнеса в части организации «трудовой армии»? Но ведь в таких сложных условиях, когда весь мир против нас — не саботаж ли это? Не попали ли вы под внешнее влияние?
И добро пожаловать персонально вам в эту самую безропотную и бесправную «трудовую армию»…
Комментарий редакции: Капиталисты всегда ищут многочисленные уловки, чтобы сбивать цену на наёмный труд, чтобы было меньше возможности платить рабочим. Поэтому они в течение длительного времени импортировали людей труда из стран СНГ и из дальнего зарубежья. Теперь, когда с этим возникает всё больше трудностей, отдельные бизнес-структуры уже начали помышлять о задействовании труда заключённых. Конечно, они выбирают тех, кому можно платить по минимуму и те, кто не может отказаться от предложений работать за гроши. И чем в конечном итоге дело кончится? Проникновением в коллективы предприятий и организаций криминальных деятелей, к фактическому формированию жесточайших форм эксплуатации и т.д. Если «элиту» вовремя не унять, то дело завершится весьма незавидным образом. Только кардинальное повышение оплаты труда наёмных работников, полный пересмотр Трудового кодекса РФ и переход к социализму в целом способны повлиять и на преодоление социального кризиса, и на нормализацию трудовых отношений.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.