По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор статьи — Сергей Кожемякин
Власти Туркмении постановили форсировать переход к «свободным рыночным отношениям» и пересмотреть систему госрегулирования цен. Решение стало закономерным этапом либерализации экономики, бьющей по интересам трудящихся.
За тридцать лет, прошедших с момента развала СССР, среди жителей постсоветского пространства сформировалось несколько устойчивых мифов. Один из них касается современной России. В буржуазном государстве, чей правящий класс преследует исключительно собственную прибыль, многие граждане соседних республик видят слепок с Советского Союза и ждут от него справедливости и бескорыстной помощи. Прозрение бывает очень горьким…
Ещё один миф связан с Туркменией, где якобы построен если не «коммунизм», то точно социальное государство, заботящееся о нуждах простого населения. В подтверждение этого в пример приводятся якобы бесплатная сфера ЖКХ, низкие цены и прочие блага. Некоторые основания у таких представлений были. До 2017 года в стране действительно существовали определённые льготы на коммунальные услуги. Например, житель мог бесплатно получить 35 кВт-ч электроэнергии в месяц. Во многом, правда, щедроты нивелировались низкими доходами. Из-за этого Туркмения наряду с Таджикистаном стабильно занимает высокие строчки в «Глобальном индексе голода», подсчитываемом международным исследовательским институтом продовольственной политики.
Пять лет назад были отменены и эти подачки. Заявив о поступательном повышении уровня жизни, тогдашний президент Гурбангулы Бердымухамедов провозгласил введение платы за коммунальные услуги. «Это создаст предпосылки для налаживания рентабельной работы отраслей, ранее связанных с социальными льготами», — объяснял он.
В последующем в Туркмении были существенно повышены цены на бензин, прежде являвшиеся одними из самых низких в мире, а также появились перебои в работе государственных магазинов. Продаваемые там товары субсидируются, что является серьёзным подспорьем для граждан. Например, буханка хлеба в объектах госторговли стоит 1 манат (18 руб.), в то время как у частников — от 3 до 5 манатов (54—90 руб.). Во многом это связано с разницей официального курса национальной валюты и курса на «чёрном рынке».
Однако полностью удовлетворить спрос государственные магазины не могли, что вызывало очереди и дефицит. Найти выход чиновники пытались разными способами — от ограничения продажи товаров в одни руки до развоза продуктовых наборов по домам. Из-за низкой эффективности этих мер вопрос снабжения населения продуктами был поднят на одном из последних заседаний правительства с участием президента. Вот только предложенное «спасение» заключается не в исправлении недостатков системы госрегулирования, а в полном отказе от неё.
Как заявил глава республики Сердар Бердымухамедов, на повестке дня стоят защита интересов частных производителей и повышение конкурентоспособности их продукции. «Укрепление позиций индивидуальных предприятий в экономике страны, широкое внедрение прогрессивных рыночных механизмов выступают в числе приоритетов проводимой нашим государством социально-экономической политики. В рамках поддержки частного бизнеса следует реализовать комплексные меры, направленные на обеспечение соответствующего правового поля», — добавил он.
В частности, президент призвал привести «в соответствие реалиям времени» систему государственного регулирования цен. Положение, устанавливающее меры реагирования на нарушения прописанного ценового потолка, будет пересмотрено и изложено в новой редакции. Как резюмировал Бердымухамедов, либерализация экономики и поэтапный переход к свободным рыночным отношениям позволят обеспечить стабильное и сбалансированное развитие всех отраслей.
Отпуск цен «в свободное плавание» встроен в общий курс рыночных реформ. Только с 2013 по 2020 год доля государственных предприятий сократилась с 22,4 до 18,4 процента. За это время было приватизировано около 600 объектов госсобственности, в основном в сфере оптовой и розничной торговли, транспортных услуг и перерабатывающих производств. Как результат, присутствие государства в структуре розничной торговли сократилось до 6 процентов. Только за прошлый год в Туркмении было приватизировано 95 активов, за счёт чего в бюджет поступило 470 миллионов манатов (8,5 млрд руб.). Среди них — государственные магазины и рынки, Марыйский кожевенный завод, Бахерденская швейная фабрика, внешнеторговое предприятие «Туркменский текстиль» и т.д.
Активизировать процесс разгосударствления призваны поправки в закон «О приватизации госимущества», расширившие список активов, подлежащих передаче в руки бизнеса. Согласно новым нормам, на торги могут быть выставлены объекты, не связанные с основной деятельностью силовых структур, государственных учебных заведений, подразделений Академии наук.
Летом этого года в республике впервые прошёл онлайн-аукцион по продаже госсобственности. На торги было выставлено 28 объектов, принадлежащих министерству торговли, комитету водного хозяйства, концерну «Туркменхимия» и другим владельцам.
А в начале сентября итоги приватизации и перспективы этого процесса были рассмотрены на специальном правительственном совещании. С отчётом выступил вице-премьер Ходжамырат Гелдимырадов, сообщивший о проведённом анализе подлежащих разгосударствлению объектов. Выслушав доклад, президент назвал приватизацию важным элементом кардинальных реформ экономики. Задачей правительства он считает увеличение доли негосударственного сектора.
Для подавляющего большинства граждан либеральное поветрие не несёт ничего, кроме снижения уровня жизни. Лишая население последних мер поддержки, власти оставляют его наедине с безжалостной рыночной стихией.
Комментарий редакции: Нет ничего более недальновидного, как следовать предписаниям доктрины «вашингтонского консенсуса», предусматривающую господство частной собственности и свободного рынка. Помимо всего прочего, это однозначно не обеспечит стране ни устойчивого развития экономики, ни повышения народного благосостояния, ни освоения новых горизонтов прогресса. Можно долго приводить теоретические соображения на сей счёт. Мы лишь напомним, что страны, которые шли по стезе массовой приватизации и либерализации экономики (в том числе ценообразования), в итоге оказались на задворках цивилизации с обнищавшим населением, будучи загнанными в долговую яму. Конечно, местные компрадорские «элиты» (не говоря уже об их заграничных «старших партнёрах») получат колоссальную выгоду от такой политики. Только вот интересы большинства населения Туркмении приносятся на алтарь корыстным интересам правящего класса.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.