Сентябрь 2022 года оказался ознаменован двумя событиями без малейшего преувеличения исторического масштаба. Во-первых – мобилизацией (пусть и частичной) военнообязанных граждан России в ряды вооруженных сил, чего наша страна не знала со времён Великой Отечественной. Во-вторых – референдумами в Народных республиках Донбасса и на освобождённых территориях Запорожской и Херсонской областей, результаты которых будут иметь определяющее значение не только для них самих, но также Украины, России, Европы, а быть может и всего человечества в ближайшей перспективе.
Любые социальные явления, тем более столь масштабные, коммунист обязан анализировать и оценивать, твёрдо стоя на трёх опорных плитах: материалистически, диалектически и с точки зрения классовых интересов. Исходя из этого, можно уверенно констатировать следующее. Во-первых, нелепо и бессмысленно говорить о том, что руководство РФ, последовательно многие годы игнорировавшее волю народа ДНР и ЛНР, некогда также выраженную посредством референдумов, внезапно осознало свою ответственность перед людьми, верящими в Россию и считающими себя неотъемлемой частью Русского мира. Тем более – что в отечественных правящих элитах проснулись сострадание или совесть. Оба решительных шага – несомненно, взаимосвязанных – референдумы и мобилизация, были вызваны объективными причинами: властвующая клика осознала невозможность продолжать ту политику, которой она придерживалась в Украинском вопросе с конца февраля месяца. Концепция ограниченной спецоперации, оставляющей открытым окно для разного рода закулисных договорённостей и сделок, с треском провалилась. И только в силу этого, оказавшись перед лицом совершенной беспощадность глобального капитала, не настроенного искать какие-либо компромиссы, элита России отважилась на масштабные и знаковые ходы. Вынужденно и с глубоким внутренним неудовольствием.
Таким образом, первый пункт, который нужно выделить жирным, подчеркнуть двойной чертой: проведение референдумов и объявление частичной мобилизации есть тяжелое поражение российской буржуазии. Компрадоры, готовые пожертвовать страной как таковой в обмен на право индивидуального включения в сообщество наивысшей интернациональной буржуазии, проиграли полностью. Вероятность реализации сценария «нового Минска», похабного и позорного договорняка, а по существу – капитуляции, ведь только одна сторона оказалась бы вынуждена действительно исполнять взятые на себя обязательства, последними событиями практически сведена к нулю. Основная часть правящего класса наглядно и ярко продемонстрировала всем свою неспособность и далее управлять по-старому. Невозможно убедить сколь-либо здравомыслящего человека в том, что частичная мобилизация после полугода СВО – элемент заранее разработанного плана, в точном соответствии с которым развиваются все события. «Охотничьи рассказы» Конашенкова, «успешные перегруппировки» после которых приходится оставлять города с многотысячным населением – всё это кончено, отрезано. Этому теперь не поверит даже самый дремучий и аполитичный обыватель. Иные мотивы должны звучать ныне – «Прощание славянки», а то и «Вставай, страна огромная!». Власть обращается к массам за их силой и помощью. И тем самым будит их, поневоле заставляет людей задаваться вопросами – и в кои веке требовать ответов и ответственности. Потому что теперь жизнь и смерть лежат на чаше весов. Для Родины – и того конкретного человека, который, к примеру, по безалаберности и халатности управленцев не получает необходимого перед грядущей отправкой на фронт.
Всё то, что предпринимается сейчас, осенью, могло быть осуществлено много раньше, ещё весной – и референдумы, и мобилизационные мероприятия. Тем самым мы сэкономили бы время, бесценное на войне, сберегли бы немало жизней – поскольку сохранили бы в своих руках стратегическую инициативу, которой в реальности нам придётся овладевать заново. Что мешало этому? Противник? Какие-то обстоятельства непреодолимой силы? Нет! Недостаток прозорливости и особенно воли у тех, кто принимал решения. «Мы ещё даже не начинали» — слышались самоуверенные речи из телевизора. Что же, действительно. Но всё-таки начать пришлось.
Второй пункт, ещё один ключевой вывод: в существенной мере вопреки первоначальным расчётам политических элит, для которых наилучшим сценарием было и остаётся принятие капиталистической России в «Первый мир» — сообщество ведущих империалистических хищников планеты, нам выпала особенная миссия – сыграть главную роль в крушении сложившейся после 1991 года системы международных отношений. Именно это поставлено на карту – и потому так масштабна и яростна борьба. Наши карлики может и дальше хотели бы жить в кукольном мире, который они выстроили прежде – с фанерным величием, надувным могуществом и тараканьими бегами непрерывного очковтирательства. Но их – как, впрочем, и Украину – никто не спросил. Не вышло «отпелять» от большой истории. Слишком туго завязались по всему земному шару узлы противоречий. Кризис системы стал фактом раньше, его высветил во всей полноте уже тот же ковид. Теперь дороги обратно нет – мосты сгорели и обрушились в бездну. Даже в случае нашего поражения прежним человечество уже не будет. Дряхлеющий гегемон завершает процесс превращения зависимых «союзников» в колонии. Идёт концентрация и консолидация капиталов внутри США, которым необходим максимум ресурсов для противостояния Китаю, предлагающего (к сожалению, в отличие от нас) альтернативный путь развития для всего рода людского. Насильственный передел мира не ограничится Восточной Европой. Успех или неудача России во многом определит контуры грядущего конфликта, но ни в коем случае не снимет его с повестки дня.
Однако возвратимся назад, ближе к почве. Коренная, базовая установка, которой обязан придерживаться любой подлинный левый, тем более марксист: у масс трудящихся должно быть право самостоятельно определять своё настоящее и будущее. Демократия (разумеется, не буржуазная, а действительное народовластие). Общество массового участия. Вот то, к чему нам надлежит стремиться! От времён Основоположников и Первого интернационала вплоть до наших дней левая мысль постулировала приоритет права нации на самоопределение по отношению к принципу территориальной целостности. Этому же учит нас и диалектика истории: границы – не священная данность. Они могут меняться и они меняются. В идеале – отражая чаяния народов, которые друг от друга отсекают. Одновременно референдум как форма волеизъявления стоит ближе всего к прямой демократии, исключающей большинство тех манипуляций, что повсеместно применяются буржуазией.
Четыре региона с многомиллионным населением высказались посредством всенародного голосования по принципиально важному для себя вопросу. И это само по себе очень хорошо! Обладают ли жители Новороссии/Юго-Востока Украины таким правом? Всякий последовательный и честный марксист обязан дать здесь положительный ответ. Да! У них есть право на самоопределение. Можно дискутировать относительно того, является ли народ ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей нацией, жонглировать словами и терминами. На чьё-то едкое «Аншлюсс» прозвучит в ответ – «Риссорджименто», справедливая и честная ирридента. По той же логике, согласно которой не признаётся историческая субъектность Новороссии, в ней можно отказать и Украине, признав украинцев малороссами — неразрывной ветвью-частью единого русского этноса. Суть в другом.
Да, российскую буржуазию устраивал только один исход голосования, и она принимала меры к тому, чтобы он оказался заранее предопределён. Да, можно предъявлять обоснованные претензии к самой процедуре, формату её проведения, механизму учёта и подсчёта голосов. Впрочем, здесь тоже важно придерживаться как минимум здравого смысла, не скатываться в абсурд. Условия военного времени априори исключают дотошное и буквальное следование юридической букве и её правилам. В противном случае вышло бы то, что лучше всего характеризует фраза Ленина – «Формально правильно, а по существу издевательство». Вполне вероятно, что имелись некие «страховочные механизмы», которые при нужде позволили бы осуществить подтасовку — быть может, они даже были где-то пущены в ход. Но! Самый факт массового участия людей в референдуме – а он неоспорим – есть лучшая демонстрация и доказательство их стремлений! Поход на избирательный участок был сопряжён с риском для жизни – туда мог прилететь шальной снаряд, или вовсе намеренно направленная ракета Хаймарса. Люди шли! Киевский режим публично и официально грозился всем, кто осмелится отправиться к урнам, взять в руки бюллетень, длительным тюремным сроком. Люди шли! Каратели из нацбатов и СБУ беспощадно расправлялись с «промоскальскими» жителями вновь занятых ими населённых пунктов Харьковской области – совсем недавно, это все видели и знали. А люди всё равно шли! И не марксист, не левый, а оппортунист и подлый лицемер тот, кто не признает здесь прямого воплощения воли трудящихся масс!
Россия – со всеми издержками и нюансами – позволила миллионам высказаться. Дала им право голоса. Где-то пользовалась краплёными картами, но никого не понуждала силой играть – и чушь, ерунда, бредни ЦИПСОшной пропаганды, в которые никто толком не верит, мифические автоматчики, заставляющие под угрозой оружия ставить галочку в правильном месте. Украина же дала вроде бы как своим гражданам одно право: молчать и гибнуть. За сим считаю окончательно завершённой дискуссию об «империалистических захватах» и прочем подобном. Если люди на «захватываемой» территории – а только их мнение здесь и имеет значение – сами желают присоединиться к «оккупанту», то все фразёрство начётчиков-талмудистов, которые, читая того же Ленина, не желают понимать, что нынче у нас не Первая империалистическая война, теряет какой-либо смысл.
По итогам референдумов все четыре региона, в которых они проводились, уже подали прошения принять их в состав Российской Федерации. Нет никаких сомнений, что, после выполнения соответствующих процедур, они окажутся удовлетворены. И это тоже само по себе чрезвычайно позитивное событие. Вопреки воле «мирового жандарма» из НАТО+, но в соответствии с чаяниями подавляющего большинства тех, кто населяет пространство бывшего СССР (причём речь не только о Новороссии или даже России), произойдёт масштабный пересмотр постбеловежских границ. Тем самым будет создан архиважный прецедент на пути к их полной ревизии. Советский Союз уничтожила обуржуазившаяся часть его элиты, чтобы на обломках страны переделить власть и собственность. Процесс «десоциализации» СССР и его распада – по большому счёту одно целое. Решительный подкоп под одну из стен возведённого капиталистическим классом здания не может не сказаться на другой.
Великая ответственность ложится на плечи отечественного левого движения! Признавая необходимость тех мер, на которые идёт власть, нам ни в коем случае не следует беспомощно плестись у неё в фарватере. Мы обязаны говорить о закономерности крушения горбачевско-ельцинской системы, причём не только в части границ, но во всей её полноте. Она сгинет, так или иначе. Вопрос лишь в том, успеем ли мы выстроить ей альтернативу, или окажемся под её обломками? Мы должны указывать на неэффективность, ошибочность, той политики, которую долгие годы вела буржуазная Россия, а порой и прямое предательство. Главное же – необходимо бескомпромиссно настаивать на том, что мобилизации для достижения Победы, альтернатива которой – гибель, нужно подвергнуть в первую очередь не 300 000 мужчин, а систему государственного управления!
Мы живём в классовом обществе – и было бы наивно полагать, что стержневая сущность его не скажется хоть в чём-нибудь. Тем более она не могла не проявиться в таком процессе, как мобилизация. Едут ли на фронт дети чиновников? Что за люди скопились у пограничных переходов в Осетии и Кабардино-Балкарии? Рядовой трудящийся, даже пожелай он сбежать за границу – не важно, из чистого страха, либо по идейным пацифистским соображениям, не сумеет этого сделать. Ему не хватит средств. Выходит и это тоже — привилегия капиталистической прослойки и части её обслуги? «Ошибки» военкомов. Ржавые автоматы и отсутствующие кровати. Мобилизованный, вооруженный народ учится спрашивать. Требовать. А, если надо, то и отодвигать в сторону.
Мы, народ России, готовы биться с врагом, защищать Отчизну, протянуть руку помощи своим соотечественникам и товарищам, которые суть – плоть от плоти нашей, сжать её неразрывно. Мы не боимся Америк и Европ, Хаймарсов и Байрактаров, Айдара и Азова. Но если вы, господа, решились мобилизовать нас, то будьте готовы к тому, что и мы в свою очередь заставим мобилизоваться вас! И нет! Не за вас, господа, мы выходим биться. Вы провалились. Обгадились. Но запасной Родины, чтобы объявить вам бойкот, у нас нет.
Некогда Владимир Ильич требовал превратить войну империалистическую в гражданскую. Что ж, каждому времени – свои лозунги. Сейчас пришла пора требовать превращения войны «спецоперационной», где даже самое слово война было до поры табуировано, в войну народную! Всё – для фронта? Всё – для Победы? Хорошо. Но тогда — нулевая толерантность ко всякого рода имитации! Безразличие ко всем вашим с любовью выпестованным вертикалям и иерархиям, особенно неформальным. Безжалостность к «эффективным менеджерам», потому что в военное время некомпетентность сама по себе есть преступление. Ковры, под которыми делят кости лоббисты-бульдоги, отправляются в утиль. Срыв всех занавесок, кулис, где так удобно шептаться и договариваться, а также прочих покрывал. Всё, господа! Все раздеваются до трусов, а потом облачаются в униформу. Лица, принимающие решения, больше не должны, не могут – и не будут отделяться от их результатов. Вы проиграли под Изюмом свою былую неприкосновенность. Ответственность, ответственность и ещё раз ответственность! У всякого провала есть имя, фамилия и отчество.
Винтовка рождает власть – так говорил Мао. Вы дали. Мы приняли. Чаши весов сместились. Скармливая плебсу объяснения второй свежести, высокомерно отмалчиваясь, привычно покрикивая – не забывайте об этом. Мы – в одной лодке. Так совпало, так временно судил рок. Но если вы, господа, со своим классовым интересом, замашками белой кости, чувством собственника-вотчинника попытаетесь распоряжаться мобилизованным народом так, как делали это прежде с полусонным, то не ждите пощады!
Власть – не звания, не чины, не записи в протоколах и бумагах, будь это хоть подлинник Конституции. Власть – это способность принуждать. За последние полгода власть трудового народа в России значительно возросла. С чем я вас, товарищи, и поздравляю!
Мизеров Иван
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.