Рыночные рифы для корабелов

Рыночные рифы для корабелов

По материалам публикаций на сайте газеты «Советская Россия»

Жители моногорода не верят, что предприятие удастся спасти. И это типичная картинка… 

Железнодорожный путь, идущий вдоль Сретенского судостроительного завода Забайкальского края, зарос травой, местами даже скрывающей шпалы. Здесь еще ходят поезда – и пассажирские, и с углем для местной котельной, но редко. «Разве могли бы такое допустить во времена, когда завод работал?» – с тоской произносят местные. И эти вздохи не с оттенком наигранной ностальгии: «вот, мол, раньше было лучше», а констатация факта. Предприятие умерло, сердце поселка городского типа Кокуй остановилось, запустив необратимые процессы угасания окружающей его действительности. 

q q q 

Первое впечатление Сретенск производит неоднозначное. Обжитые постройки здесь слишком часто соседствуют с заброшками, в центре источают дух старины и величавости здания, прежняя роскошь которых потускнела и немного спряталась под облупившейся краской. Официально это город, но он всё же больше похож на поселок, раскинувшийся вдоль берегов как бы зажатой в этом месте, но всё равно широкой и впечатляющей своей полноводностью Шилки. 

– Когда-то Сретенск называли второй Одессой. В свое время он был настоящим портовым городом, где заканчивалась железная дорога, а товары с поездов дальше перегружались на баржи и сплавлялись вниз по Шилке. У нас родился космонавт Владимир Титов, здесь служил будущий маршал Советского Союза Константин Рокоссовский. Сретенск когда-то был по-настоящему коммерческим центром. Посмотрите, сколько на одном пятаке работало банков: Русско-Китайский банк, Банк взаимного кредита, Сибирский банк, – с упоением рассказывает местный предприниматель Анатолий Шайдуров, выкупивший около 5 лет назад на аукционе старинное здание Русско-Китайского банка и открывший в нем гостиницу «Шустовская», названную так в честь купца Иннокентия Шустова. 

Невероятно богатый, с огромным количеством торговых домов, купцов (в основном сосланных в Сибирь предприимчивых евреев), Сретенск свернул в своем развитии куда-то не туда с приходом к власти казаков. Во времена СССР в городе были и промышленные предприятия, стояла дивизия, где, помимо военнослужащих, работало много вольнонаемных, но при этом так и не появилась коммунальная инфраструктура. В Сретенске и по сей день нет централизованного водоснабжения, канализации. Комбинаты схлопнулись, военных вывели, а что осталось? Богатейшая история да речной вокзал, где временно (на момент нашего визита) было остановлено сообщение катера «Шилка». 

q q q 

Поселок Кокуй, что примерно в 20–30 минутах езды от Сретенска, похож на город гораздо больше, чем сам райцентр. Здесь многие живут в многоэтажках, есть даже целые микрорайоны многоквартирных домов, напоминающие, к примеру, поселок КСК в Чите. Даже Центральная районная больница расположена в Кокуе, а не в Сретенске, да и по численности населения поселок выигрывает – около 7 тысяч против 5. «Потому Сретенск всегда нам и завидует», – с довольной ухмылкой шепчут местные. Секрета в том, как получилась такая разница в качестве коммунальной инфраструктуры (здесь есть котельные, очистные, центральный водозабор) и масштабах застройки, никакого нет. В развитие поселка долгие-долгие годы вкладывалось мощнейшее предприятие – Сретенский судостроительный завод (ССЗ). 

Еще до поездки в Кокуй я встретился с Валерией Асламовой, чьи родители, а также их родители работали на ССЗ. Да и сама она после окончания института начинала трудиться именно на заводе, став вскоре главным бухгалтером предприятия. Символично, что работать моя собеседница начала в 1985 году – в год 50-летия завода. С тех времен у нее даже сохранилась раритетная юбилейная книга – ее вручили отцу Валерии. 

– Ничего не предвещало беды, мы уверенно смотрели вперед. Были новые проекты, которые воплощали в жизнь. Собирали траулеры, военные корабли, артиллерийские катера, сейнеры. Интересный факт: когда мы делали анализ в отделе труда и заработной платы, порядка 70% всех сотрудников завода имели среднее, среднее специальное и высшее образование. То есть очень высококвалифицированные работники были. И поскольку это было оборонное предприятие, туда специалистов после институтов отправляли со всего СССР. И они привозили в поселок свою культуру, свое отношение к жизни, – с нескрываемой гордостью вспоминает Валерия Асламова. 

По ее словам, практически весь поселок работал на заводе. И не обязательно в цехах: детские сады, система ЖКХ, подсобные хозяйства – всё это входило в единую систему. Соответственно, и завод делал так, чтобы всем было комфортно жить, начиная от дорог и заканчивая жильем (завод сам его и строил). Уделялось немалое внимание образованию в поселке, а те, кто уезжал за знаниями в крупные города, даже не сомневались, что всё равно вернутся работать домой, на родной завод. 

–…Всё изменилось. Мы остановили производство, когда был введен хозрасчет – каждое предприятие должно было само себя окупать. А там огромные эллинги (помещения, в которых собирались корабли). Насчитали такой налог на имущество неразумный, что выжить с этим было просто невозможно. Нам блокировали счета, а мы пытались их открыть, чтобы выплатить зарплаты. Я понимаю, что для всех это было новое: и для завода, и для государства, и для налоговой. Тот этап, когда мы из социализма пошли в капитализм. Строительство кораблей посреди Забайкалья, чтобы потом на понтонах тащить их до Амура, а потом до Охотского моря, а потом понтоны возвращать обратно, вдруг стало никому не нужно. Создавали завод, чтобы у людей в регионе была работа, чтобы они закрепились, обустроились, жили. Баржи и катера – да, имеет смысл создавать для речного флота. 

В начале 90-х она покинула малую родину и отправилась жить в Читу. Но и по сей день приезжает в родной Кокуй: 

– У меня такая ассоциация: когда я росла, поселок рос и завод рос. А сейчас я старею, и завод тоже, и поселок стареет, он стал совсем другим. Теперь там живут другие люди, в основном из сел перебираются. Работы нет. А высококлассные специалисты оказались просто никому не нужны, подавляющее большинство из них сейчас на пенсии. Но всё равно поселок родной, однако мало кто верит, что что-то будет, как прежде. 

q q q 

Председатель Совета ветеранов поселка Кокуй Галина Степановна Тонких выныривает из-за угла местного Дома досуга и идет навстречу гостям. Бывшая учительница – она помогла организовать встречу со старожилами и руководством населенного пункта. Сама расскажет совсем немногое, предоставив слово тем, кто погружен в проблемы Кокуя и закрывшегося завода. Только лишь разведет руками, как и многие здесь, произнеся: «Золотое время было, – заключив, – вернуться теперь к судостроению невозможно». 

– Нет людей, нет кадров. Старые – все на кладбище, молодые – уехали. А те, кто остался, так трудно живут, семьи распадаются, потому что мужья работают на вахте. Сколько знаем таких историй, – пристально вглядываясь в глаза, говорит Галина Степановна и добавляет, – еще обязательно напишите, что у нас дороги плохие. 

Дороги в поселке и правда не очень… 

– Мы всю зиму здесь тонули от грунтовых вод, летом паводки были и в прошлом году, и в этом уже три раза. И мосты у нас тут смывало. Когда Шилка поднималась, в огородах стояла вода. А здесь по поселку речушка течет маленькая, так она валом шла через мосты, в многоквартирных домах вода стояла в подвалах. А где-то под домами ключи забили. Сколько люди тут живут, не помнят, чтобы такое было, – рассказывает глава городского поселения «Кокуйское» Наталья Пыхалова, миловидная женщина, которая совсем не соответствует образу стереотипного главы поселения. 

Последствия паводков видны и на поселковом стадионе, который недавно реконструировали, но вода болотом стоит на поле. Стихия разрушила и дороги при въезде в Кокуй, а их не так давно перед этим ремонтировали. О заводе, опустевшие проходные которого тут совсем рядышком, Наталья Пыхалова рассказывает спокойно, но с нотками надежды. Она верит, что власти района или края все-таки смогут найти инвестора. И каких только инвесторов не сватали ССЗ, даже приезжали представители Объединенной судостроительной корпорации – крупнейшей в России. Да так никто и не решился забрать себе завод, попробовать вдохнуть в него вторую жизнь. 

– На заводе сейчас одна лишь охрана, разрешить доступ туда может только конкурсный управляющий. Действительно, достаточно много людей пострадали после того, как завод закрыли. Большинство теперь работает вахтами. Сегодня для молодежи в Кокуе это главный способ заработка. 

 – Проблемы у завода начались сразу с перестройки, а в 1992 году нас в добровольно-принудительном порядке заставили приватизироваться. Мы стали никому не нужны – сами по себе. Хотите – выживайте, ищите сами заказы и работу, – рассказала заместитель директора по общим вопросам ООО «ССЗ-Управление» (управляющая компания) Нина Черных. 

В июле 2021 года решением Арбитражного суда Забайкальского края ООО «ССЗ» признано несостоятельным (банкротом), открыта процедура конкурсного производства. Конкурсный управляющий Александр Верниковский сократил всех работников и выставил цеха на продажу по цене металлолома – стало известно 10 октября 2021 года. 

– Все эти годы, начиная с 2002-го, ко всем губернаторам края мы ездили и обращались, чтобы нашли инвестора, чтобы завод просто не остался в руинах. Да, эллинги уже стоят с побитыми стеклами, но основная производственная группа цехов сохранена в нормальном состоянии, станки сохранены. Поэтому мы везде пишем, особенно в настоящей ситуации, когда идет специальная военная операция, – ну дайте нам хотя бы делать какие-нибудь ящики для патронов. Хоть что-нибудь, какой-нибудь госзаказ, – молит Нина Черных. 

По ее словам, раньше Сретенский судостроительный завод был стратегическим предприятием в оборонно-промышленном комплексе страны. Но сейчас этот статус снят, поэтому процедура банкротства проходит по обычному законодательству. 

– Но никто не хочет понять, что мы его сохраняли и тянули, как могли, но у нас отняли юридические и финансовые возможности. Сегодня без помощи государства, без помощи инвесторов мы просто ничего не можем сделать. Предприятие вот-вот уйдет с молотка, это очень-очень печально. Но зато нам удалось сохранить производственные цеха, оборудование – нельзя этому просто так пропасть. Кто-то должен нас услышать, – резюмировала Нина Черных. 

Пока я готовился писать этот текст, со мной связывались люди из разных городов России. Когда-то они работали на заводе и до сих пор сохраняют теплые воспоминания, а также взывают к совести власть имущих. 

– Родители, братья и многие родственники работали на заводе. По гудку почти весь поселок шел на завод. […] Вся жизнь людей была связана с предприятием, и не только у них, а у их отцов, дедов. Нужно что-то делать, нужно возрождать завод. Новая политика президента о своем собственном производстве [импортозамещении] поможет перепрофилировать завод на изготовление чего-то другого. Ведь есть водный путь, железная дорога, главное – есть цеха. Болит душа у меня и у многих земляков, которые связаны корнями с поселком, – поделилась живущая в Кемеровской области Ольга Сидорова, которая когда-то работала секретарем комитета комсомола завода. 

– Каждый спуск корабля на воду всегда был праздником. Работникам со своими детьми и женами разрешалось зайти на завод, чтобы наблюдать, как судно ехало по стапелям, спускалось в воду, все хлопали. Корабль – это штучное производство. Когда его сдавали, как говорил мой отец, там было всё, даже портфель для капитана, – вспоминает Валерия Асламова. 

Артем СТРОМИЛОВ

Комментарий редакции: Сегодня практически никто не отрицает факт масштабной деиндустриализации России после реставрации капитализма. Подчас даже с высоких трибун звучат речи, констатирующие наличие очевидных проблем. Но в реальности не предпринимается системных мер по возрождению отечественных производительных сил. Более того, даже в последние годы наблюдалось угасание индустриальной базы, закрытие крупных производственных предприятий. Крайне недопустимо мириться с развитием подобных тенденций. Ведь в условиях необходимости противостояния масштабному натиску коллективного Запада крайне важно наличие развитой индустриальной базы. Но, не проведя национализацию ключевых отраслей экономики, не введя централизованного планирования, не выйдя из ВТО, не удастся решить столь стратегически значимую задачу.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *