Посторонние

Посторонние

Смотрю видео, на котором сын Михаила Фридмана Александр Ожельский на английском языке провозглашает себя украинцем и, приводя широкий спектр аргументов, просит снять незаслуженно павшие на его голову персональные санкции. Сам ролик с излияниями обретающегося в Дубае молодого успешного бизнесмена, который – о, разумеется – всего добился без помощи родителей, не вызывает ничего, кроме чувства брезгливости. Такой чистый, беспримесный образчик приспособленчества, что просто диву даёшься. Ах, он ходил на митинги в поддержку Украины! Нет, любезный друг Александр, этого в наше время уже недостаточно, чтобы считаться «хорошим русским» и получить все необходимые аусвайсы. Нужно активнее. Эффективнее. Вот взять, к примеру, Мальчиша-Плохиша, который тоже очень хотел, чтобы его приняли в буржуинство. Он и дров нарубил, и сена натащил, и зажёг все ящики с чёрными бомбами, с белыми снарядами да жёлтыми патронами. По делам и награда – бочка варенья, корзина печенья и Орден Предателя наивысшей 1-й степени. А тут… В общем, ещё работать и работать.

И да, автор этих строк в курсе, что у Ожельского есть родственники в Незалежной, а раннее детство борца с «российской агрессией» прошло во Львове. Только вот активная жизненная позиция прорезалась у юноши аккурат после попадания в рестрикционные списки – прежде ему было вполне комфортно в зелёной шкуре русского орка, примыкать к нации «светлоликих эуропэйцев» в их борьбе, или просто имени он отнюдь не спешил. Но довольно говорить о мелком подлеце – он элементарно не заслуживает большего объёма текста. Вместо этого перейдём от детей к отцам, благо оно само по себе несравненно более занимательно.

Михаил Фридман на протяжении долгих лет входил в первую десятку богатейших россиян по версии Форбс. Лишь в 2021 году он, вот незадача, опустился на 11 место списка, но при этом ничуть не обеднел: по сравнению с 2020 годом состояние члена совета директоров Альфа-банка увеличилось с 13 до 15,5 миллиардов $ – просто у других господ-олигархов оно возрастало ещё более высокими темпами. Большие деньги. Очень большие. Но потратил ли после 24 февраля 2022 года господин Фридман хотя бы малую их часть на помощь родной стране, позволившей ему добиться такого преуспевания? Допустим, Михаил Маратович принципиально не приемлет насилия, выступает против тех политических решений, которые приняло руководство страны, начав СВО. Но ведь есть широчайшее поле для сугубо гуманитарной деятельности. Множество беженцев и перемещенных лиц. Люди, потерявшие здоровье и ставшие инвалидами вследствие неизбирательных обстрелов городов Донбасса. Разрушенные инфраструктурные объекты – больницы, школы, детские сады. Израсходовал ли Михаил Фридман хотя бы миллион не долларов даже, рублей – да что там, пусть тысячу, пусть единственную копейку на эти благородные и необходимые дела? Нет!

И он далеко не одинок. Любой желающий может мысленно пробежаться по всем известному перечню фамилий главнейших акул отечественного капитала – и убедиться, как мало они сделали за эти полгода. Покупка вооружений, оснащения, хотя бы медикаментов? Не ждите! Иные формы участия – а вариантам несть числа… Где там!  Разве что неизменный участник различных переговорных процессов с противником господин Абрамович (К слову, может ли хоть кто-нибудь из официальных лиц РФ разъяснить, в каком качестве он присутствовал в Стамбуле?) вручил англичанам-наёмникам, сражавшимся на стороне Киева, по айфону на брата, когда провожал подданных британской короны домой на своём частном самолёте. Но даже этот эпизод стал достоянием гласности, в общем-то, случайно. Открыто о своей роли в том, что граждане Соединённого королевства избежали казни, хотя юстиция ДНР уже вынесла им смертный приговор, Абрамович отчего-то не заявил. То же касается и упомянутого выше Фридмана. В конце концов, Михаил Маратович мог бы открыто поддержать своего отпрыска, выразить солидарность Украине и ВСУ, а не рассылать тихой сапой письма, подобные тем, которые получили сотрудники принадлежащей ему лондонской инвестиционной компании LetterOne, где достаточно прозрачно читается осуждение СВО. Мог бы, но не сделал этого.

Истина заключается в том, что в решающий момент современной истории России кичившаяся своим благополучием и влиянием олигархия не выступила ни за, ни даже против – всё-таки тоже позиция, а тихонечко отошла с дороги в бок. Посторонние. Непричёмные. Как похоже это последнее слово на никчёмные… Опираясь на то, как себя позиционируют знаковые для российской экономики фигуры – в информационном поле, а также непублично (про каждого второго ходят слухи о попытках сепаратно договориться с западными элитами, в том числе даже ценой своеобразного выкупа), можно бы было в очередной раз опровергнуть набившее оскомину утверждение леваков-начётчиков о якобы империалистическом характере текущей войны со стороны России. В самом деле, разве не удивительно – якобы главные выгодоприобретатели и инициаторы конфликта всеми способами дистанцируются от него, причём делают это не после неудач, которые могли вызвать переоценку перспектив, а с самого начала? Но это слишком скучно. И талмудистам-догматикам, и всевозможным истерикам уже давно были даны исчерпывающие ответы. Куда интереснее другое…

Ранее неоднократно отмечались признаки, свидетельствующие о постепенном вызревании в России революционной ситуации. Государственный аппарат со всей очевидностью продемонстрировал, что не способен управлять по-старому. Собственно, новации в публичном позиционировании, взаимодействии с зарождающимся гражданским обществом уже достаточно заметны. Идёт постепенный поиск новых методов и в иных сферах взаимодействия с народными массами. Однако всякий марксист знает – политические институты в буржуазной демократии есть лишь надстройка над хозяйственным базисом. И именно в последнем, в обладании средствами производства коренится подлинная власть. Между тем реальность такова, что сложившаяся ещё в 90-е олигархическая прослойка также не может управлять по-старому, как и условная «Администрация президента». Деятельно возглавив процесс перехода страны на военные рельсы, или же организованно выступив с целью сокрушить перешедшего красные линии Запада президента, как того хотели бы лидеры блока НАТО+, российские капиталисты первого эшелона в любом случае подтвердили бы свой статус важнейшей страты социума. Самоизолировавшись от Спецоперации, они до известной степени упустили из рук ранее твёрдо удерживавшиеся рычаги управления. И это позволило поднять голову некоторым конкурентам из следующей лиги…

Хотя он и является весьма небедным человеком, вы не найдёте хозяина ЧВК Вагнер Евгения Пригожина в первой сотне Форбс. Но по степени воздействия на события, способности разворачивать их в нужном направлении (а это в существенной степени и есть власть), он в последние месяцы оставил далеко позади подавляющее большинство тех, кто в заветный табель всё же попал. Господина Пригожина никак нельзя назвать идейным союзником рабочего класса. Да он и не стремится им быть. Тем не менее, Пригожин достаточно громко и весьма отчётливо актуализировал тему, важность которой для пролетариата России трудно переоценить. Речь идёт о Приватизации, её итогах – и необходимости их пересмотра. В 90-х и 00-х об этом непрерывно говорила Компартия – а по ней в ответ били из всех медийных орудий. Всех, кто не желал ставить точку в вопросе Приватизации, старательно загоняли в маргинес, оплёвывали, перекрывали кислород в СМИ. Текло неспешной, но могучей и необоримой рекой время. И вот, когда всё как будто давным-давно бесповоротно устаканилось, вновь звучит подзабытое за 10-е годы слово. А патриотические телеграмм-каналы, обсуждая назначение главкомом СВО генерала Суровикина, как несомненно позитивный факт припоминают его  действия во время выступления ГКЧП, где тогда ещё молодой капитан умело и точно выполнял приказы «чрезвычайщиков».

Примат классовой борьбы непреложен в том отношении, что, в конечном счете, рабочим непременно предстоит сойтись в бескомпромиссной схватке с буржуазией, поскольку их коренные интересы находятся в состоянии антагонизма. Однако это совершенно не означает того, что на определённом этапе для пролетариата не может быть выгодно поддержать одну группировку капиталистов против другой. СВО стала своеобразным рентгеном, а также катализатором, одновременно подсветившим и ускорившим многие процессы, латентно происходившие в российском обществе. В РФ сформировалась прослойка предприимчивых и хватких дельцов, которые рассматривают практически дармовое сколачивание стартового капитала в «святые 90-е» как недобросовестное конкурентное преимущество своих соперников на рынке. Михаил Фридман возглавил совет директоров Альфа-банка ещё в 1991 году. Он был олигархом уже при Гайдаре, позднее входил в негласный круг так называемой Семибанкирщины – наряду с Авеном и Потаниным. Пригожин в начале 90-х организовал в Питере сеть по продаже хот-догов…

Наступил уникальный период, когда одно из важнейших и старейших требований трудового народа России можно воплотить в жизнь, пользуясь как тараном содействием крупной и стремительно наращивающей своё влияние группировки правящего класса. Мы много говорим о паразитической природе компрадоров-сырьевиков, заполучивших находившиеся в общественной собственности недра. Но у медали есть оборотная сторона. Интеллектуальный вклад ветеранов Большого хапка в контролируемые ими производственные цепочки ничтожен. Они не столько управляют ими, сколько просто пользуются извлекаемыми доходами как своеобразной рентой. Соответственно, когда конъюнктура помимо воли отдельных олигархов начнёт менять положение тела отечественной экономики, клещей можно будет при должных усилиях отцепить с минимальным ущербом. Разрыв традиционных связей с европейских хозяйственным макрорегионом, мобилизационная перестройка, давление зарбежных государств, просто вынуждающих Россию в ряде отраслей возвращаться к автаркии. Стабильность системы так или иначе уже нарушена. В недавнем прошлом гордые кормчие не правят курсом судна, а беспомощно вращаются вместе с рулевым колесом, временами вовсе убирая руки прочь от штурвала. Пора выступить! Оттеснить прочь! А там глядишь и вовсе сбросить с судна в море – до пары сбежавшим при первых выстрелах крысам…

Сперва естественный ход событий, а затем выраженная на референдумах воля миллионов новых граждан России опровергли тезис о нерушимости постбеловежских границ на пространстве бывшего Советского Союза. Даже Путин был вынужден признать сговор Ельцина Кравчука и Шушкевича преступным, не соответствующим воле и чаяниям граждан СССР. Но сказав А, нужно говорить и Б. Если мы отрицаем Беловежье, то мы обязаны поставить под вопрос и приватизацию! Вот лозунг, который нужно поднять на знамя! Те, кто продемонстрировал свою индифферентность к будущему нашей Родины, не имеют права владеть её достоянием! А? Что? Ваша собственность? Ваши заводы, скважины и прииски? Извините, это какая-то ошибка периода смутных 90-х – много тогда их было. Крым вот почему-то считался украинским. Но теперь всё, извините, господа. Россия здесь ни при чём!

Иван Мизеров

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *