Что такое классовый анализ общественных явлений?

Что такое классовый анализ общественных явлений?

Наша политика отличается тем, что мы требуем, прежде всего, точной классовой характеристики происходящего.

В. Ленин

Чтобы ответить на это вопрос, прежде, необходимо ответить на другой вопрос: что такое классы, как они возникли?

«Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определённой системе общественного производства, по их отношению (большей частью закреплённому и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может присваивать себе труд другой, благодаря различию их места в определённом укладе общественного хозяйства» (В. Ленин, т. 39, с. 15).

Как видно из ленинского определения классов, вытекают четыре основных признака класса: 1) место в исторически определённой системе общественного производства, 2) отношение к средствам производства, 3) роль в общественной организации труда, 4) способ получения и размеры дохода. Всестороннюю характеристику класса дают только все четыре признака в совокупности. Однако в целях более чёткого выяснения вопроса о том, что такое классы, рассмотрим каждый из перечисленных признаков в отдельности. Это тем более необходимо, что буржуазные социологи выделяют в качестве основного признака класса только один признак – различие в доходах. Слов нет, этот признак очень важен. Но выделяя этот признак в качестве единственно основного, мы не можем объяснить, как и каким способом получается доход. А без знания этого невозможно дать точную характеристику класса.

Первый признак класса – это пока ещё общий методологический подход к проблеме. Классы рассматриваются как исторические образования, связанные с определённой системой общественного производства. При этом каждый способ производства характеризует свои классы. Но в пределах одной общественно-экономической формации классы отличаются друг от друга по их месту в системе производства: один класс заведует производством, другой непосредственно осуществляет производственный процесс; один – трудиться, другой присваивает себе результаты его труда. Отчего это зависит? Первый признак класса ещё не позволяет ответить на этот вопрос. Здесь лишь констатируется факт различия между классами в исторически определённой системе общественного производства. Ответ дан в трёх последующих признаках.

Главное отличие одного класса от другого состоит в том, как каждый из них относится к средствам производства. Положение класса в обществе, его роль в процессе общественного производства, источник и размер дохода, – всё это, в конечном счёте, зависит от отношения к средствам производства. Отношение к средствам производства выражается в форме собственности на средства производства. При наличии частной собственности одни классы владеют средствами производства – другие лишены их, вследствие чего собственники средств производства командуют производством и присваивают себе результаты труда лишённых средств производства.

Но как возникли классы?

Буржуазные социологи утверждают, что причина возникновения классов кроется в политике, в политическом насилии. «Конечно, очень просто вообразить себе, что некий богатырь, физической силой превосходящий других людей, поймав сперва зверя, ловит затем человека для того, чтобы заставить его ловить других зверей; словом, использует человека в качестве одного из имеющихся в природе условий для своего воспроизводства, как и всякое другое природное существо (при этом его собственный труд сводится к властвованию). Но подобный взгляд является пошлым (как бы он ни был правилен с точки зрения данного племени или данной общины), так как он исходит из развития обособленных людей» (К. Маркс,  Экономические рукописи 1857 – 1859 г., т. 46, ч. 1, с. 486).

Конечно, возникновение классов не совершалось вообще без насилия.  Но насилие лишь ускоряло и углубляло деление общества на классы, а не создавало его. Насилием невозможно объяснить возникновение классов, как нельзя объяснить грабежом возникновение частной собственности на средства производства. Ведь, чтобы можно было грабить, необходимо чтобы предмет грабежа был в наличии. Насилие не может само по себе создать частной собственности, оно лишь способно изменить владельца собственности. Предпосылкой насилия оказываются, таким образом, факторы экономические.

Далее, зачем собственнику средств производства принуждать к труду не обладающего средствами производства? Если бы последний производил продуктов не больше, чем требовалось для поддержания жизни и трудоспособности, то собственнику средств производства не было бы никакого смысла принуждать к труду не обладающего средствами производства. Принуждение к труду одного человека другим исключается при низкой производительности труда, которая не даёт возможности получать прибавочный продукт. Классовое деление общества предполагает такой уровень общественной производительности труда, когда человек регулярно создает продуктов больше, чем необходимо для поддержания жизни и трудоспособности. Способность человека производит продуктов больше, чем необходимо для поддержания жизни и трудоспособности, т.е. фактор экономический, становится предпосылкой возникновения частной собственности.

Итак, основная причина возникновения классов, классового общества коренится в экономической области, а не в политической, как это утверждают буржуазные социологи.

До возникновения классового общества повсеместно существовало первобытное общество, при котором не было ни разделения людей на классы, ни эксплуатации человека человеком. Из разложения первобытного общества возникло первое классовое общество. Его источник – разделение труда внутри общества, предполагающее обособление производителей, занятых различными видами производства, и, в силу этого, необходимость обмена между ними продуктами труда. Сначала выделяются в особые отрасли труда скотоводство и земледелие, затем ремесленный труд отделяется от сельскохозяйственного и, наконец, умственный – от физического. Вместе с общественным разделением труда и обменом развивается частная собственность на средства производства, которая приходит на смену общей собственности. В результате этого в обществе появляются социальные группы, занимающие неодинаковое место в общественном производстве, – классы. Возникает общественное неравенство, общество разделяется на богатых и бедных, эксплуататоров и эксплуатируемых.

Теперь, после того, как мы выяснили, что такое классы и как они возникли, мы можем перейти к вопросу: что такое классовый анализ общественных явлений?

Раскол общества на классы приводит к тому, что все общественные явления в той или иной мере пронизываются классовыми антагонизмами. Классовый анализ общественных явлений и состоит в том, чтобы выяснить отношение данного общественного явления к факту раскола общества на классы, рассматривать это общественное явление с точки зрения того или иного класса. Метод классового анализа имеет огромное значение не только для правильного подхода к экономической и политической организации общества. С помощью этого метода можно научно разобраться в многообразной деятельности людей, в мотивах и стремлениях, которыми они руководствуются. Он позволяет за различными идеями, словами и действиями людей вскрывать реальные интересы тех или иных классов. Конечно, классовая позиция оказывает определённое воздействие и на личные черты и особенности характера отдельных представителей класса. Но в силу своеобразия личной жизни и непосредственного окружения это воздействие может проявляться по-разному у разных людей. Главное же состоит в том, что линия поведения классов, характер их взаимоотношений определяется не личными особенностями представителей этих классов, а их местом в исторически-определённой системе производства, их фактическими отношениями в процессе производства. Важнейшее значение здесь имеет отношение к средствам производства и вытекающими отсюда коренными интересами класса.

Интерес господствующего в обществе эксплуататорского класса состоит в сохранение частной собственности на средства производства, ибо она основа его существования. Эксплуатируемый же класс заинтересован в ликвидации частной собственности на средства производства, поскольку она служит базой эксплуатации. Следовательно, интересы эксплуататоров и эксплуатируемых прямо противоположны и не могут быть примирены. Столкновение классовых интересов неизбежно в обществе, где господствует частная собственность на средства производства. Поэтому классовая борьба в таком обществе выступает не как случайное явление, как это утверждают буржуазные социологи, а как закон развития этого общества.

Метод классового анализа (и знание и умелое применение законов общественного развития) является необходимым руководством к изучению истории, надёжным средством ориентировки в сложных условиях классовой борьбы. Этот метод блестяще применяли В. Ленин и И. Сталин. Опираясь на метод классового подхода к явлениям общественной жизни и умело применяя законы общественного развития в классовой борьбе с капиталом: 1) В. Ленин блестяще довёл буржуазную революцию до полной победы социалистической революции  – Великой Октябрьской социалистической революции, а 2) И. Сталин обеспечил победу социализма в отдельно взятой стране – СССР.

Метод классового анализа общественных явлений, который опирается на законы общественного развития, был и остаётся актуальным для большевистских (коммунистических) партий в сложных условиях современной жизни.

За рабочий класс!

Рафик Кулиев

16 февраля 2023 г.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *