Как дела у «всесоюзной здравницы»?

Как дела у «всесоюзной здравницы»?

Туризм… Разумеется, в Крыму это привлекательное слово звучит достаточно часто, особенно в последнее время, тем более что представители республиканской власти накануне новогодних праздников вновь рапортовали о неплохой загрузке крымских туристических предприятий в ушедшем, крайне непростом для всех нас году. Но, думается, о туризме, его прошлом и настоящем есть необходимость поговорить несколько шире, осветив и те проблемы, которые в туристической отрасли наличествуют, и взглянув на них глазами человека, знающего о них досконально и изнутри.

Сегодняшний собеседник постоянного автора «Правды» публициста Руслана Семяшкина — ветеран туристической отрасли, бывший генеральный директор Крымского «Интуриста», депутат Верховного Совета Крыма первого созыва, председатель совета Ялтинской городской организации Межрегиональной общественной организации «Союз ветеранов комсомола Крыма» Вячеслав Осинский.

— Давайте начнём нашу беседу, уважаемый Вячеслав Фёдорович, с того, что определимся в терминах, которые так или иначе являются ключевыми при рассмотрении интересующего нас вопроса о развитии туристической отрасли Крыма как региона, давно и небезосновательно считающегося флагманом всей туристско-курортной сферы нашей страны. Итак, что мы понимаем под туризмом и чем он отличается от санаторно-курортного оздоровления и лечения?

— Как, известно, туризм — это выезды, путешествия в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства, с любой целью, кроме трудоустройства. Я бы добавил к этому общему определению требование о времени пребывания, скажем, не менее 24 часов (иначе речь идёт о транзите) и условие предварительной оплаты туристических услуг (иначе речь идёт о частной поездке общего характера). Соответственно, от санаторно-курортного дела он отличается целями — оздоровлением и лечением в специализированных санаториях с профессиональной медицинской базой и профессиональным медицинским персоналом.

Но сегодня жизнь активно вносит свои коррективы, и уже можно говорить о таком понятии, как рекреационный туризм с целью отдыха и восстановления сил, и активно развивающийся медицинский туризм, то бишь поездки по миру с целью получения квалифицированных медицинских услуг в профессиональных медицинских центрах.

А вообще видов туризма очень много: исторический, всегда очень популярный в Крыму и в России в целом; сельский; спортивный; кулинарный; деловой; охотничий; экологический; этнографический и многие другие…

— Вы долгие годы проработали в ялтинском «Интуристе», возглавляли там комсомольскую организацию с правами райкома, были генеральным директором этого крупнейшего и известного далеко за пределами Крыма туристического объединения, расположенного практически в самом центре Ялты. Расскажите об этом легендарном предприятии.

— В крымском «Интуристе» я начал работать в 1973 году и прошёл путь от переводчика в гостинице «Ореанда» до генерального директора — директора гостиницы «Ялта» Крымского объединения Госкоминтуриста СССР. На эту должность, между прочим, я был избран коллективом. Об этом событии даже написал тогда корреспондент «Известий» Э. Полянский в статье «Испытание» («Известия», №96 от 5 апреля 1987 года). В системе «Интуриста» это был первый случай, когда коллектив крупного объединения избирал своего директора.

История создания «Интуриста» такова. 12 апреля 1929 года Совнарком принимает стратегическое решение и создаёт Всесоюзное акционерное общество «Интурист», передав ему имущественный комплекс Акционерного общества «Отель» с лучшими высококлассными гостиницами и ресторанами, санаториями и домами отдыха, обеспечив его автотранспортом, поездами, пароходами и высокопрофессиональными кадрами специалистов гостиничного, ресторанного дела и коммерции. Это дало возможность преодолеть разрыв в отставании нашего внутреннего туризма и позволило обеспечить всем необходимым для развития въездного иностранного туризма. Фактически же был создан мощный советский тур-оператор в лице крупной коммерческой корпорации с прекрасной собственной материальной базой и необходимыми инструментами для торговли с враждебными нам капиталистическими странами. Тогда заработали и «Торгсины» (торговля с иностранцами), предприятия «Интуриста», а страна начала зарабатывать необходимые средства для своего роста и укрепления.

В Крыму, в Ялте, «Интурист» работает с 1930 года: сначала в гостиницах «Петербург», позднее «Ленинград», затем появится Агентство ВАО «Интурист», а позже и Крымское отделение ВАО «Интурист», ставшее Крымским объединением Госкоминтуриста СССР (до 1992 года). Свыше 2500 работников агентства трудились в Симферополе, Севастополе, в ялтинских гостиницах «Ялта», «Ореанда», «Таврида», в мотеле-кемпинге «Поляна сказок», на привлечённой базе — в санатории «Украина» и других.

Крымское объединение «Интурист» имело самую крупную материальную базу в Украинской ССР (примерно 25% мест от всего объёма в гостиницах, мотелях, кемпингах и ресторанах, 2500 мест в гостиницах, 5500 мест в ресторанах, барах и кафе, свыше 2500 работников, в том числе 150 гидов-переводчиков с ведущими и редкими иностранными языками) и примерно 27—30% объёма по приёму и обслуживанию тогда всех иностранных туристов Украины. Крымский «Интурист» ежегодно принимал и обслуживал более 130 тысяч иностранных туристов из 70 стран мира, включая береговое обслуживание свыше 100 круизов. Также он ежегодно принимал и обслуживал до 90 тысяч отечественных туристов со всего Советского Союза.

Особенно следует выделить одну из важнейших сторон работы союзного «Интуриста» — информационно-пропагандистскую работу среди иностранных туристов. Основной её груз лежал на высокопрофессиональных гидах-переводчиках. Так, в Ялте было 73 объекта показа для иностранных и, конечно, советских туристов. Причём только 3 из них были объектами советского периода, а остальные являлись историческими, археологическими, архитектурными объектами, дворцами, дачами и так далее. То есть шла пропаганда не только советского образа жизни и завоеваний социализма, но и освещались русские история и культура.

С 1987 года Крымское объединение получило от Главного коммерческого управления Госком-интуриста СССР эксклюзивное право на самостоятельную загрузку своей материальной базы и заключение прямых договоров с иностранными турфирмами. В связи с высокой степенью централизации коммерческой работы по привлечению иностранных туристов вся она генерировалась и концентрировалась в системе Главного коммерческого управления Госкоминтуриста СССР в Москве (тысячи специалистов, десятки совместных предприятий, собственные представительства в десятках стран мира, директораты, управления, собственные гостиницы, мотели и кемпинги, собственная система подготовки кадров, самолёты, поезда, теплоходы и т.д.). С развалом СССР Украина, как и другие бывшие союзные республики, естественно, лишилась кадров, инструментов и технологий работы по привлечению туристов из-за рубежа, и только наше Крымское объединение осталось обладателем такого опыта и центром технологических знаний. Параллельно слабел и уходил с рынка сам Госкоминтурист СССР, с мощным коммерческим управлением, пока в 1990-х полностью не прекратил своего существования.

Убеждён: крупнейший туроператор в мире прекратил своё существование преждевременно. Проще говоря, его насильно и заживо похоронили.

Не могу не сказать и о том, что огромный ущерб иностранному, внутреннему туризму, курортному делу, природе Крыма, его внешнему облику и особенно его инфраструктуре был нанесён за 23 года до воссоединения Крыма с Россией неудержимой, бестолковой, хищнической приватизацией. Приватизированные санатории были разбазарены, без каких-либо предварительных условий, потеряв свои территории, парки, пляжи и, что особенно важно, медицинскую специализацию и базу. А бывшие гостиницы «Интуриста» и городского гостиничного хозяйства утратили имевшийся уровень профессионализма, превратившись в необоснованно дорогие коммунальные ночлежки. В результате в стоимость путёвок в санатории и проживания, питания в гостиницах и ресторанах как минимум от 50 до 70% входят банальное воровство, откаты и вообще «чёрный бизнес».

Опять же горький вывод из фактов приватизации можно сделать только один: либеральная модель экономики провалилась и доказала свою полную несостоятельность! Уход государства из важнейших отраслей экономики не просто невозможен, он смертельно опасен для страны.

А выход из создавшегося положения тоже только один: национализация, деприватизация, государственный выкуп всего того, что бездумно и впопыхах приватизировано, особенно в курортных моногородах. Государство и муниципалитеты, будучи собственниками имущества и основных фондов и средств производства, могут предметно участвовать в развитии курортной и туристической сферы и предотвращать бесконтрольное изменение целевого использования объектов.

— В советские годы путеводители, рассказывавшие о Крыме, его достопримечательностях, курортных и туристических учреждениях, «Интурист» выделяли особо. Собственно, его суперсовременный на то время вид уже производил сильное, неизгладимое впечатление. А какова была доступность отдыха в нём для советских граждан и чем ваш коллектив удивлял приезжавших в Ялту туристов?

— К сожалению, при всей популярности советского «Интуриста» большинство людей, особенно сегодня, мало что знают о его истории, специфике и об эффективности работы, о значении для экономики, социальной важности и политическом значении этого самого крупного в своё время туроператора и крупнейшей туристической корпорации в мире. Большей частью в обществе гуляли разные байки об «Интуристе» как о недоступном, закрытом предприятии для иностранцев и тому подобные досужие измышления.

Достаточно привести один пример: ежегодно предприятиями крымского «Интуриста» обслуживалось по турам с размещением, питанием, транспортным, медицинским и экскурсионным оказанием услуг не менее 40—50% советских граждан от общего объёма гостей. А кроме этого — десятки тысяч не учтённых статистикой местных и приезжих посетителей наших пляжей, бассейнов, саун и массажных кабинетов, ресторанов и кафе.

Нужно сказать и о том, что в конце 1980-х годов по договорам с крупными предприятиями и профсоюзами нами были внедрены для работавших крымчан туры выходного дня, особенно для сельских жителей. С тех же времён и до конца 1990-х нами приняты и обслужены десятки тысяч шахтёров Донбасса, хлопкоробов Узбекистана, жителей города Тольятти, работников АвтоВАЗа, тружеников сельского хозяйства центральных областей России и других республик бывшего СССР. Отечественным гостям, как и всем другим, предлагались все лучшие из наших культурных программ, экскурсионных и медицинских услуг. Мы учредили и много лет к ряду проводили в Ялте очень популярный фестиваль театров варьете. По договору о сотрудничестве с Донецким институтом торговли мы многие годы организовывали для студентов института практику на наших предприятиях и их оздоровление в летние месяцы.

— Понятно, тогда расскажите, пожалуйста, о сегодняшнем «Интуристе». Правда, предваряя ваш рассказ, скажу о личных впечатлениях от посещения Ялты пару-тройку лет назад, когда находился там в непродолжительной служебной командировке. Конечно, размах присутствует, но цены за предоставляемые услуги для простых граждан просто недоступны, даже немыслимы. И ещё бросаются в глаза аляпистые кафе и бары, встречающиеся буквально на каждом шагу. Складывается такое впечатление, что главная задача «Интуриста» и его предприятий-спутников не развитие и создание доступной и надёжной инфраструктуры, а выкачивание из обеспеченных отдыхающих средств.

— Увы, но советский «Интурист» и его предприятия разделили судьбу страны, о чём я уже говорил выше. Крупнейшая туристическая компания мира была сначала приватизирована без особой стратегической и коммерческой программы и в конечном итоге разрушена. При этом в худших традициях «жанра» одним из неудачливых её владельцев она была продана конкуренту «Интуриста», английскому туроператору — компании «Томас Кук». Основной причиной и целью приватизации «Интуриста» стало желание приватизаторов заполучить в собственность прекрасные гостиницы компании, а причиной развала оказалось, как всегда у нас бывает, отсутствие профессионализма и стратегической программы развития как въездного, так и выездного отечественного туризма и полное самоустранение от этих процессов государства. В результате объекты, созданные трудом поколений советских профессионалов туризма и приносившие весомый вклад в развитие экономики, социальной сферы и политического престижа нашей страны, стали банальным товаром для обогащения отдельных персонажей, неутомимых «ударников капиталистического труда».

Обсуждать судьбу предприятий крымского «Интуриста» для меня очень малоприятная тема, но ради работы над ошибками мы должны, так сказать, делать и разбор полётов. Его судьба, к сожалению, схожа с судьбой других интуристовских собратьев и поучительна тем, что показывает нам всем, к чему приводят отсутствие ответственной государственной политики и борьба с профессионализмом, усиленная имитацией деятельности во главе с так называемым эффективным менеджментом. Можно много говорить о бестолковой политике «перестройки», когда малограмотные, но жаждущие «перемен» люди решали, как «разукрупнять» производственные объединения и предоставлять «самостоятельность» предприятиям, в результате чего было развалено Крымское объединение «Интуриста», да и далеко не оно одно…

— В Крыму, как и во многих других регионах России, в состав республиканского правительства входит министерство курортов и туризма Республики Крым, руководство которого, как правило, выступает с достаточно оптимистичными заявлениями и бравурными реляциями. Но не кажется ли вам, что его роль незначительна и реальных управленческих полномочий оно не имеет?

— Мне трудно судить об эффективности работы этого министерства, но очевидно то, что в стране нет продуманной и серьёзной государственной политики в сфере туризма и санаторно-курортного дела, нет государственной собственности, предприятий в данной сфере (кроме специальных, управляемых другими министерствами и ведомствами) и, соответственно, не понятна конечная «вселенская» цель такого министерства. Могу представить себе, что в положении о министерстве записано много хороших и даже разумных мыслей, но реальная жизнь свидетельствует о другом.

Взять хотя бы тот факт, что в результате приватизации государство и муниципалитеты лишились огромного числа санаториев, гостиниц, туроператоров и таким образом потеряли статус субъекта на рынке туризма и санаторно-курортного дела. Хотя, по логике вещей, Крым как таковой и все его курортные города и даже некоторые сельские поселения должны быть и объектами, и субъектами на этом рынке, иметь свою региональную и муниципальные программы, свою политику развития и поддержки туризма, вытекающие из общей государственной политики. Что тут не ясно? Вот вам и ответ на «незначительную роль и отсутствие реальных управленческих полномочий» у данного министерства.

Следовательно, исходя из этого, нужны и инструменты реализации такой политики. А именно: объекты размещения, транспортные предприятия, учебные заведения, учебно-производственные предприятия, туроператорские фирмы и бюро путешествий, информационно-рекламные компании и действующие выставки-ярмарки, историко-экскурсионные, методические центры и многое другое. Необходимы глубоко продуманная система участия в конкурентной борьбе с зарубежными турцентрами, а также система поддержки и поощрения роста качества отечественного турпродукта, его продвижения внутри страны, разнообразие отечественных туристских услуг, снижение цен на них.

— Несмотря на то, что прошедший год для туристической отрасли Республики Крым был непростым и из-за проблем с логистикой на полуостров прибыло меньшее, чем ожидалось, число гостей, республиканские власти оптимизма не теряют, рассуждая о возможности сделать Крым в ближайшей перспективе туристической жемчужиной России и побить таким образом рекорд советского времени по числу приезжающих к нам туристов. Оправданны ли, по вашему мнению, такие прогнозы? И, что самое главное, а каковы возможности крымской туриндустрии по реализации столь амбициозных планов?

— Если говорить о прогнозах по развитию туризма, то необходимо отметить, что туризм является ярко выраженной производственной сферой, с той только особенностью, что время производства товара здесь совпадает со временем его потребления. И как всякая сфера производства товаров потребления (и услуг) туризм напрямую зависит от уровня благосостояния народа. Поэтому косвенным, но верным будет прогноз развития туризма, основанный на расчётах роста реальных доходов населения страны на соответствующий период. Сегодня вопрос не стоит о том, сколько туристов принять, гораздо актуальнее вопрос — как, с каким качеством обслуживания и по какой цене их принять. И правильное сопоставление цены и качества крымского турпродукта неизбежно приведёт к росту объёмов туризма в республике. Конечно, кроме этих факторов, есть и общая обстановка, определяющая, так сказать, погоду на туристическом рынке. Это в нашем случае транспортные связи Крыма с материковой Россией и, безусловно, общая обстановка в стране.

— А как сегодня помогают государство и власти Республики Крым тем работающим предприятиям и организациям туристической отрасли республики, которые в 2022 году недосчитались долгожданных туристов и отдыхающих, на которых рассчитывали, ориентируясь на итоги своей работы в 2021 году и в предшествующие годы?

— Это очень серьёзный и очень животрепещущий вопрос. В 2021 году, к примеру, предприятия туризма и других сфер, пострадавших от коронавируса, получали от государства субсидии из федерального бюджета. Это, безусловно, положительный факт. Но он связан с форс-мажором. В целом же помощь должна быть не разовой и не случайной. Опять же, нужна государственная политика в туристической сфере и санаторно-курортном деле, которая решала бы вопросы комплексно и на постоянной законодательной основе.

Лучшие примеры мы снова находим в истории нашего государства. Так сутью государственной политики в сфере туризма в СССР были положительное сальдо въездного иностранного туризма по отношению к выездному, ввоз валюты в страну и поддержка нашей экономики, нашего положительного имиджа в мире. И что сейчас мешает проводить нам такую же политику?

Должен сказать, что необходимо ясно отдавать себе отчёт в том, что наши турцентры находятся в постоянной конкурентной борьбе с турцентрами Турции, Грузии, Болгарии, Румынии, Греции и Египта. И, судя по турпотоку в эти страны из России, мы ещё очень далеки от победы в этой конкурентной борьбе. А ведь в советское время, в 1970—1990-е годы, Ялта и Крым уступали в цене на туры только курорту «Золотые Пески» в Болгарии и наши цены, при высоком уровне сервиса, были гораздо ниже цен на туры в турецкую Анталию и в Грецию. Ценовая цель крымского турпродукта — цены на 25—30% ниже цен на аналогичные услуги в Анталии, Болгарии и на курортах Грузии. Плюс скидки на авиабилеты в Крым, меры по обеспечению высокого уровня сервиса. Всё это и может обеспечить вполне конкурентоспособное предложение как для отдыха россиян, граждан стран СНГ, так и туристов из Китая и в перспективе из других стран дальнего зарубежья.

— Теперь хотелось бы поговорить о кадрах и об их подготовке. Складывается такое впечатление, что при внешней благостной картине, когда у нас в Крыму немало учебных заведений готовят специалистов для туристической отрасли, реальное положение дел в этой сфере далеко не отрадное. Тут есть вопросы и к преподавательскому составу, и к тем, кто такое образование получает, однако в туристической отрасли в дальнейшем не работает. А работают в ней в нынешнее время все кто угодно.

— Если суммировать весь комплекс проблем с кадрами в сфере туризма и в санаторно-курортной отрасли, то опять же нужно начинать с государственной политики. И суть проблемы в том, что в Крыму отсутствует системный подход, а вместе с ним и желание собственников тратиться на обучение своего персонала. По сути нет и гарантированной системы доведения кадров до предприятия. В Ялте, например, ежегодно выпускается 12—15 «специалистов сферы туризма». И ни один из них не идёт работать в сферу туризма или в санатории. Это очень смахивает на легализованную торговлю дипломами. Более того, из 1000 выпускников местных школ 950 уезжают из Ялты и Крыма на дальнейшую учёбу или работу. Чем это не вопросы для министерства курортов и туризма, да и правительства Республики Крым?

Что можно сделать в этом направлении? Вводить в сертификацию гостиниц, санаториев, ресторанов прямую зависимость классности от 100% укомплектованности профессиональными, имеющими значительный опыт практической работы, дипломированными специалистами, руководителями (включая первых руководителей) высшего и среднего звена и работниками массовых профессий. Это заставит собственников и руководителей предприятий проявлять заинтересованность именно в профессиональных кадрах. Требуется также возвратить советский закон о молодом специалисте и порядок обязательной отработки им не менее 5 лет на предприятии по распределению. Это обеспечило бы отрасль необходимыми кадрами профессионалов.

Необходимо создавать систему высших и средних специальных учебных заведений по подготовке специалистов для туристической отрасли с программами, предусматривающими от 50 до 75% практики от общего курса обучения. Это обеспечит предприятия готовыми к трудовому процессу молодыми специалистами с дипломами, практическим опытом и навыками.

Следует создать и систему учебно-производственных предприятий и комбинатов для обучения и прохождения в них же практики студентов. Многолетний успешный опыт крымского «Интуриста» в подготовке кадров на базе собственных предприятий доказывает, что это не только очень хорошая и полезная идея, но и очень выгодный проект. Наше объединение многие годы успешно готовило для себя и для сторонних предприятий Крыма квалифицированных руководителей среднего звена в гостиничном и ресторанном деле, официантов, барменов, поваров, кондитеров, портье, администраторов и метрдотелей.

Если проанализировать положение с гидами, переводчиками и экскурсоводами, то нужно понимать, что подготовка гида-переводчика составляет 4—5 лет изучения иностранного языка или языков в вузе, затем 1—2 года для изучения экскурсионного материала и прохождения аттестации. Сегодня в Ялте и в Крыму работают несколько десятков интуристовских гидов-переводчиков, все уже пенсионного возраста. Возникает вопрос: кто и где сейчас готовит таких специалистов, без которых невозможно развитие туризма в принципе? Не вопросы ли это для комплексной государственной политики?

— Вы помните, что в советское время санаторий никогда не мог возглавить юрист или экономист. Главный врач должен был иметь медицинское образование. Ни больше ни меньше. А туристические учреждения возглавляли также достаточно подготовленные кадры, спрос с которых был высок. Почему же сегодня всё перевернулось с ног на голову, и любое, даже крупное предприятие, может возглавлять вездесущий менеджер?

— Если мы говорим, что для успеха предприятия нужна команда профессионалов, то надо признать, что создать команду профессионалов может только руководитель-профессионал! Кстати, а почему у нас министр курортов и туризма в Крыму журналист по образованию? И сколько я помню, последние 22—30 лет этим министерством ни разу не руководил человек с опытом работы в туризме или имевший соответствующее специальное образование.

О менеджерах же и говорить как-то неловко. Их засилье — беда для страны, её экономики, социальной сферы, системы государственных и муниципальных органов.

— Как патриот Крыма и Ялты, известный общественник, болеющий за туристическую отрасль, вы выступали и выступаете за проведение в ней целого комплекса реформ, в основе которых — усиление роли государства и предание ему не номинальных, а реальных управленческих полномочий и функций. Расскажите о вашей программе поподробнее.

— Программа эта основана на многолетнем, в этом году составляющем полных 50 лет опыте работы, и не только моём личном, но и тех профессионалов и высокопрофессиональных коллективов, в которых я работал и которые возглавлял. Суть её заключается в том, чтобы добиваться формирования государственной политики в сфере туризма, и санаторно-курортного дела прежде всего. Но, не дожидаясь её создания, нужно начать формирование в Крыму и в Ялте региональной и соответственно муниципальной политики в данной отрасли экономики. Задача эта не из лёгких. Она отягощена результатами трёхдесятилетнего разрушения того, что было создано и наработано в годы советского периода и взамен ничего эффективного и профессионального не было предложено. Сегодня стоит вопрос о НЭПе — наведении элементарного порядка в курортном и туристическом комплексах.

Мы уже говорили, что курортные города должны быть объектами и субъектами на рынке туристских и санаторно-курортных услуг. Для этого они должны вернуть себе рычаги воздействия на этот рынок. Речь идёт о пляжах, парках, скверах, набережных, всех объектах показа туристам, объектах размещения и общественного питания, высших и среднеспециальных учебных заведениях, транспортных компаниях и магистралях. Они должны быть муниципальными или государственными. Должен заработать Водный кодекс России, который сегодня просто попирается. Необходимо пересмотреть порядок аттестации и классификации гостиниц, мотелей и кемпингов, ресторанов и других предприятий общественного питания. Должна быть возрождена и реанимирована созданная крымским «Интуристом» в 1991 году ежегодная Крымская туристическая биржа-ярмарка в Ялте. Должно быть возрождено Ялтинское бюро путешествий и экскурсий и его краеведческие и методические архивы, а также необходимо открыть школу экскурсоводов при нём. Должна быть создана программа вывода из тени и организации всех частных объектов размещения в курортных городах и по всему Крыму. Следует отменить закон, который запрещает контроль за строительством частных домовладений. Контроль должен быть восстановлен, так как бесконтрольное частное строительство работает против туристической привлекательности курортов, да и всех населённых пунктов в принципе.

Для выполнения всего этого комплекса задач должна быть создана государственно-частная Крымская холдинговая туристическая корпорация, которая и будет исполнителем и координатором программы возрождения республиканского туристического комплекса. А Крым и Ялта должны стать флагманским проектом возрождения и развития внутреннего отечественного и въездного иностранного туризма для всей России.

— Значит, получается, что туризм, и не только в Крыму, можно вновь сделать более массовым и доступным для наших сограждан? Разумеется, при вмешательстве в это дело государства?

— Безусловно, и не только можно, а нужно! Государство есть опора нации, и оно обязано самым активным и непосредственным образом участвовать в развитии и поддержке туризма и санаторно-курортного комплекса как стратегической задачи улучшения и укрепления здоровья и сил народа. Для примера: в прошлом крупнейший наш партнёр в Германии — всемирно известная компания «ДЕР-турс» на 40% принадлежит государству.

— Завершая нашу интересную беседу, скажите: а как живёт сейчас наша всеми любимая Ялта? Ведь она далеко не однородна, и за относительным лоском всемирно известной набережной есть ещё совсем другая, трудовая Ялта с целым ворохом проблем, больших и малых, что называется, повседневных.

— Ялта — прекрасный город-курорт мирового уровня с неповторимыми природными данными и со славной курортной историей. Немало хорошего и полезного в нём сделано и делается… Однако последние неоднозначные 30 лет ощутимо повлияли и на жизнь Ялты как города-курорта. Не хочу сравнивать Ялту ни с какими зарубежными турцентрами, хотел бы её сравнить с Ялтой, например, 1983 года! Посмотрите на фото тех лет и сравните с Ялтой 2023 года. Сами увидите разницу. Сегодня это перегруженный бетонными монстрами спальных районов город, уничтоженные «разрушительным строительством» (ялтинский писатель В. Славич) парки и скверы, Приморский парк им. Ю.А. Гагарина, Массандровский парк; это забитые транспортом узкие улицы, а также площади и площадки как предсказуемый результат строительства жилья без подземных гаражей и парковок. Острые вопросы развития и решения инфраструктурных проблем — водоснабжения и водоотведения, электроснабжения, транспортных артерий и сохранения природных богатств и ресурсов. И это Ялта — символ когда-то всесоюзной здравницы. Сегодня эти слова вызывают лишь горькую усмешку.

Вячеслав Осинский.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *