По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор — Татьяна Офицерова
12 октября Госдума утвердила изменения в составе совета директоров Центрального банка. Из семи предложенных банком и согласованных с президентом России кандидатур трое — новые лица, а четверо — переназначенные на очередной пятилетний срок.
Всего в совете директоров Банка России 14 членов, не считая его председателя. Именно эти люди вместе с правительством разрабатывают основы кредитно-денежной политики, развития финансового рынка, принимают решения об изменении ключевой ставки и прочее.
Поэтому вопрос о возможности пересмотра некоторых положений внесённого в Госдуму проекта Основ кредитно-денежной политики на ближайшие три года, заданный первым заместителем руководителя фракции КПРФ Николаем Коломейцевым при обсуждении кандидатур, был вполне закономерен. Депутат-коммунист считает, что Банк России не должен выполнять рекомендации МВФ по таргетированию инфляции, по сохранению бюджетного правила, которое позволяет нефтегазовые доходы прятать в ФНБ, держа экономику страны на сухом пайке.
Однако этот вопрос Центробанку и минфину — как кость в горле. И председатель нижней палаты Вячеслав Володин постарался оградить главу ЦБ Эльвиру Набиуллину, которая представляла депутатам кандидатов, от необходимости в очередной раз оправдывать курс, лишающий экономику страны развития: мол, сегодня рассматриваются кадровые назначения и вопрос представителя фракции КПРФ не имеет к этому никакого отношения. Как раз наоборот — имеет отношение самое что ни на есть непосредственное.
Впрочем, г-жа Набиуллина посчитала нужным всё же ответить на вопрос коммуниста, чтобы откреститься от Международного валютного фонда: дескать, это какой-то застаревший миф, что всё происходит по его рекомендации. Главный банкир отметила, что, помимо России, ещё более 40 стран, которые производят 70% мирового ВВП, перешли к таргетированию инфляции. И такой режим, действующий в России с 2014 года, обеспечивая ценовую стабильность, создаёт, по мнению главы ЦБ, условия для «сбалансированного и устойчивого» экономического роста.
При детальном рассмотрении эти умозаключения выглядят форменным издевательством: по итогам 2023 года рост экономики прогнозируется на уровне 2,5—2,8%, что ниже среднемирового, а инфляция норовит перемахнуть за отметку 7%, побив среднемировое значение. В прошлом, кризисном году режим инфляционного таргетирования привёл к ещё более выразительным результатам: падение ВВП тогда составило 2,1%, а инфляция поднялась на 11,94%. И даже в доковидном 2019-м, когда рост цен составил всего 3%, экономика показала карликовый рост в 1,3%. Так что, как ни крути, при такой денежно-кредитной политике экономика всегда в чёрном теле.
В своём выступлении от фракции КПРФ Николай Коломейцев привёл аргументы, доказывающие то, что Центробанк и минфин продолжают следовать указаниям МВФ. Так, «со времени вступления в МВФ, с 1992 года, мы выполняем его устав, который запрещает множественность курсов валют». Плавающий курс рубля, который, по словам депутата, МВФ навязал России в 2015 году, привёл к обвалу нашей национальной валюты почти в два раза. А ведь, согласно 75-й статье Конституции, «защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка». «В 2003 году заместитель руководителя-распорядителя МВФ Энн Крюгер приехала сюда, посмотрела и порекомендовала нам принять решение: ужесточить параметры бюджета», — продолжал Н. Коломейцев. Так родилось пресловутое бюджетное правило. «Мы фактически с 2005 по 2015 год были инвесторами мировой экономики, вместо того чтобы за счёт этих денег провести структурные перестройки внутри. В результате потеряли 356 миллиардов рублей только золотовалютных резервов, — заметил Коломейцев. — Кстати говоря, часть олигархов наняли юристов и уже отсудили свою собственность. А Банк России и минфин пока этим не занимаются…» Остановлена политика импортозамещения. За девять месяцев этого года банковская система необоснованно, как считает депутат-коммунист, получила доходы 2,5 триллиона рублей, а за пять лет — 9 триллионов. Уровень монетизации экономики России составляет 50,6%, тогда как во всех странах «двадцатки» он не ниже 85%. К примеру, в США коэффициент монетизации — 94%, в Германии — 101%, во Франции — 121,6%, в Великобритании — 139%, в Китае — 212,6%, в Японии — 217%. Мировая практика показывает, что при коэффициенте монетизации экономики ниже 100% экономический рывок вообще невозможен. «Банки — это важный и нужный инструмент в государстве, это кровеносная система экономики, но у нас получаются одни финансовые тромбы», — подытожил Николай Коломейцев.
Обсуждение кандидатур в члены совета директоров Центробанка показало, что и других депутатов беспокоит вопрос, изменится ли что-то в политике финансового регулятора с обновлением его команды. Первый заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Михаил Щапов, отметив опережающий рост цен на продовольственные товары и ГСМ, а также девальвацию рубля практически на 50%, которая через четыре-пять месяцев скорее всего приведёт к очередному скачку цен на импортные товары, спросил: удастся ли ЦБ удержать в следующем году инфляцию на прогнозном уровне в 4% и какими методами это планируется сделать?
Первый зампред ЦБ Владимир Чистюхин, воспользовавшись предоставленной спикером Госдумы возможностью не отвечать на сущностные вопросы коммунистов, сказал кратко: «Мы видим возможность исполнения данного решения», — посулив через месяц, когда в Госдуме будут обсуждаться основные направления кредитно-денежной политики, поговорить об этом подробнее.
Почти в том же духе ответил В. Чистюхин и на вопрос первого заместителя председателя комитета Госдумы по экономической политике Николая Арефьева, который спросил: «Что нужно сделать, чтобы обеспечить выполнение указа президента об обеспечении экономического роста выше мирового?» Сегодня экономика России составляет 3% от мировой и находится на уровне 2021 года. Её рост на предстоящие три года сопоставим с математической погрешностью, при этом ключевая ставка и курс валют растут, а инвестиции и доходы населения снижаются. Единственное, что финансист смог сказать, так это: «…Мы предпримем все усилия, чтобы ключевая ставка снижалась».
Из других фракций звучали вопросы о кредитовании экономики, об ответственности руководства Центробанка за потерю золотовалютных резервов, о надувании ипотечного «пузыря». Однако ничего нового парламентарии не услышали. Руководство ЦБ уверено, что всё делается правильно. Видимо, так считают и фракции партий «Единая Россия», «Новые люди», ЛДПР, проголосовавшие за новые назначения в совете директоров Банка России. Фракция КПРФ отказалась участвовать в голосовании.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.