По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор — Татьяна Офицерова
Председатель Банка России Эльвира Набиуллина, представляя 16 ноября в Госдуме Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на очередную трёхлетку, обрисовала круг вопросов, задаваемых депутатами всех фракций в ходе предварительно проведённых встреч: повышение ключевой ставки, доступность кредитов, курс рубля, влияние денежно-кредитной политики на развитие экономики и на благосостояние людей. Обсуждение этих тем было продолжено и на заседании Госдумы.
Первое и главное — двукратное повышение ключевой ставки. С сентября прошлого года до конца июля 2023-го ключевая ставка держалась на одном уровне — 7,5%. А потом ЦБ поэтапно, ежемесячно стал поднимать её всё выше и выше, пока к концу октября она не достигла 15%. Эльвира Набиуллина объяснила это решение мегарегулятора возросшим вследствие быстрого восстановления экономики инфляционным давлением.
И население, и бизнес активно заимствовали деньги у банков. На треть выросли ипотечные кредиты, что, впрочем, не привело к существенному улучшению обеспеченности граждан жильём, которое дорожало ещё более быстрыми темпами — за последние три года квартиры в новостройках выросли в цене на 90%, вдвое опередив рост средней заработной платы. К тому же 35% льготных ипотечных программ было реализовано в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях. Для жителей остальной России даже льготная ипотека неподъёмна. Поэтому парламентарии совместно с Центробанком и правительством собираются разработать дифференцированные программы льготной ипотеки по регионам.
Стремительно росла в минувшем году прибыль компаний: она уже приблизилась к историческому максимуму, наблюдавшемуся в 2021 году. Между тем возможности расширения производства иссякают, не хватает рабочих рук. В условиях конкуренции за трудовые ресурсы зарплаты растут быстрее производительности труда, и предприятия перекладывают свои издержки на потребителя, суммируя все слагаемые инфляции, объяснила г-жа Набиуллина. В условиях ограничения внутреннего производства объём экспорта снизился на 29%, а импорт увеличился на 18%, что привело к ослаблению рубля. Всё это и разогнало инфляцию до 7,5%. Повышением ключевой ставки ЦБ рассчитывает в 2024-м загнать инфляцию в отведённые ей 4%.
«Ошибочно думать, что в этой ситуации можно было бы не повышать ключевую ставку, и тогда кредиты остались бы такими же доступными, как и раньше. Банки не будут кредитовать себе в убыток по ставкам ниже инфляции, потому что за их спиной стоят вкладчики», — обосновывая правильность решения ЦБ, сказала Э. Набиуллина.
Никто и не строит иллюзий относительно банков. Уж кто-кто, а они умеют двигаться в фарватере той денежно-кредитной политики, что построена на таргетировании инфляции. Неудивительно, что по итогам уходящего года прогнозируется рекордный рост чистой прибыли российских банков: 2,6 трлн рублей.
Член фракции КПРФ Иван Бабич выразил опасение, что запредельная ключевая ставка может иметь обратный эффект: инфляция увеличится, а часть предприятий, не справившись с высокой долговой нагрузкой, обанкротится. Вызывает вопрос и то, как такая высокая ставка будет способствовать модернизации производства, которая сейчас позарез нужна нашей экономике.
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Николай Арефьев противопоставил цифрам, прозвучавшим в докладе главы Центробанка, другие: общая задолженность предприятий России перед банками составляет более 97 триллионов рублей, прибыль же предприятий оценивается всего в 49 триллионов; весь фонд оплаты труда граждан исчисляется 38 триллионами рублей, размер совокупного долга — 32 триллионами. Как экономике и гражданам России выживать?!
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по финансовому рынку Вадим Кумин считает, что денежно-кредитную политику надо рассматривать как отражение бюджетной и налоговой политики правительства, идеология которой не меняется все 30 лет постсоветской истории России. Он перечислил инициативы финансово-экономического блока правительства за последнее десятилетие.
Бюджетное правило, подразумевающее изъятие «лишних» денег из экономики. Результат: 300 миллиардов рублей, предназначавшихся для экономики, санировано, выведено за границу и там арестовано.
Налоговый манёвр: снижение до нуля экспортной пошлины на нефть за счёт повышения налога на добычу полезных ископаемых. Итог: дефицит на внутреннем рынке нефтепродуктов, которые выгоднее экспортировать.
Обратный акциз — это прямые выплаты нефтяным компаниям в обмен на их обещания модернизировать производство нефтепродуктов. Обещания не выполнены, но деньги из бюджета нефтяным компаниям идут. При этом цены на солярку и бензин достигли исторического пика — 70 рублей за литр.
Полный отказ от защиты национальной валюты. После введения Центральным банком обязательной продажи валютной выручки правительство выступило за понижение курса рубля по отношению к доллару, об этом прямо говорил министр Решетников. В итоге мы перешагнули отметку «100 рублей за доллар».
Таксономия. «Это просто классификатор проектов, — пояснил В. Кумин. — Центральному банку предложено поговорить с банками, чтобы было регулирование и чтобы можно было финансировать, вместо того чтобы сделать комитет по реформам и развитию, как в КНР, который сам макропланирует возможности, где и как производить и что производить, а дальше под это подбираются финансы».
Такие инициативы, по мнению депутата, подрывают доверие граждан к финансовой политике вообще и к тому позитивному, что предлагается: национальным проектам, цифровизации, импортозамещению.
Повышение Центробанком ключевой ставки — это реакция на ошибки финансовой политики правительства, ещё раз расставил все точки над i Вадим Кумин. Результат этой политики налицо: за десять лет рост экономики составляет в среднем 0,9% против среднемировых 2,5—3%, наблюдается снижение реальных доходов населения. ВЭБ, вместо того чтобы заниматься инвестициями в экономику, четвёртый раз за последние три года проводит реорганизацию.
Фракция КПРФ последовательно выступает за изменение этого убийственного для страны курса.
Третье чтение федерального бюджета на 2024 год и на плановый период 2025—2026 годов состоялось 17 ноября. Фракция КПРФ выступила против. И вот почему.
От имени фракции КПРФ первый заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Михаил Щапов заявил: «Мы голосуем против неправомерно осторожной политики в вопросе формирования доходов бюджета. Можно и нужно быть смелее. Решительные меры могут дать ещё дополнительно до 40 процентов доходов. Но для этого нужно перестать жалеть олигархов и сверхбогатых. Нашу страну ослабляет глубокое неравенство между основной массой населения и кучкой людей, зарабатывающих на сверхдоходах от продажи природных ресурсов за рубеж. Пора ввести прогрессивную шкалу НДФЛ, налоги на роскошь, сверхпотребление, нам нужен внутренний социальный мир, чтобы стать по-настоящему самодостаточным государством.
Мы голосуем против недостаточного финансирования образования, здравоохранения, науки, промышленности, против низких зарплат учителей, врачей, библиотекарей, работников искусства, молодых учёных, сотрудников лесоохраны и многих других, кто вынужден работать за копейки на благо своей страны…
Мы голосуем против низких пенсий, против отсутствия индексации пенсий работающим пенсионерам, против копеечных льгот, против невыполнения обязательств перед выезжающими с Крайнего Севера, против заморозки советских вкладов. Но мы всегда готовы к конструктивному диалогу, к обсуждению будущего нашей страны, совместной работе над этим будущим».
Что собой представляет бюджет Фонда обязательного медицинского страхования, также принятый в третьем чтении, обрисовал Алексей Куринный. Государственное финансирование здравоохранения осталось на уровне 3,7% ВВП в 2024 году и 3,6% ВВП — в 2025—2026 годах. Это в полтора раза ниже, чем в странах со сходным уровнем экономического развития, из расчёта на душу населения — в два раза меньше.
При таком государственном финансировании невозможно обеспечить качественную и доступную медицинскую помощь, убеждён А. Куринный. Госзатраты на обеспечение лекарствами в амбулаторных условиях в России в два с половиной раза ниже. Недостаточное финансирование лекарственного обеспечения только больных сердечно-сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом и хроническим гепатитом C приводит к потере 50 тысяч жизней россиян ежегодно. При этом экономические потери исчисляются триллионами рублей.
Несмотря на декларируемые успехи, реальная заработная плата врачей выросла с 2013 года всего на 20%, а среднего персонала — лишь на 9%, при этом увеличивается кадровый дефицит.
Растут собственные затраты граждан на здравоохранение. Они тратят уже более 2 триллионов рублей из своих карманов на то, что им должно предоставлять государство бесплатно.
«Таким бюджетом закладываются основы будущей «оптимизации», — подытожил Алексей Куринный. — А это минус лечебные учреждения, минус специалисты, минус лекарства, а в итоге минус человеческие жизни».
При голосовании по бюджету Фонда пенсионного и социального страхования позицию фракции КПРФ изложила председатель комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Нина Останина.
«Заявленные социальным блоком правительства цели о том, что бюджет обеспечивает все социальные обязательства государства, не соответствуют их исполнению», — отметила депутат. Государство не брало на себя обязательство увеличить с 25 до 45% число граждан, которым заработная плата не позволяет удовлетворить даже базовые материальные потребности.
Государство не брало на себя обязательство оставить за чертой бедности 20 миллионов граждан.
Государство не могло взять на себя социальное обязательство держать в нищете каждого третьего ребёнка: 10 миллионов детей получают сегодня единое пособие, потому что в их семьях доходы на каждого человека меньше прожиточного минимума. А всего в России 30 миллионов детей.
Бюджет также не защищает социально уязвимые категории граждан. Увеличение пенсии до 21 тысячи рублей при размере прожиточного минимума 16—18 тысяч рублей не даёт права говорить об исполнении социальных гарантий пенсионерам. Рекомендуемое Международной организацией труда соотношение средней пенсии и средней заработной платы должно составлять 40%, в России этот показатель в 2024 году будет 27%, в 2026-м — 26,3%.
Мы не можем согласиться с тем, что в бюджете заложено сокращение прироста нашего населения — финансирование материнского капитала в соответствии с числом родившихся в 2023 году детей урезано на 130 миллиардов рублей, заявила коммунист Останина.
По мнению фракции КПРФ, принятый бюджет Фонда пенсионного и социального страхования свидетельствует только об одном: мы близки к отсутствию вообще каких-либо социальных обязательств государства перед своими гражданами.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.