По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор — Мария Панова
Можно ли искоренить коррупцию в здравоохранении?
Ситуация, произошедшая этой осенью: подросток с мамой приезжают из небольшого среднерусского городка, имея на руках направление на операцию, на которую выделена квота. То есть деньги на операцию гарантированно выделяются из российского бюджета. Задачка для студента юрфака первого курса: как квалифицировать действия хирурга, прямо указывающего маме, что операция пройдёт гладко лишь в случае внесения ею в личный карман эскулапа ста тысяч рублей наличными?
Думается, подобное развитие событий сегодня не удивит никого, хоть когда-либо имевшего дело с нашей медициной. «Отблагодарить» врача стало обыденным делом для пациентов. По правде сказать, не всегда инициатором выступает человек в белом халате. Люди часто сами хотят сделать «подарочек» или действительно из чувства благодарности или из страха, что без «подмазки» медики могут сделать что-то не так качественно. Практически любой врач может поделиться целой коллекцией «подарков», в которой можно увидеть не только конфеты и коньяк, но и собственноручно связанные носки, детские рисунки, постельное бельё, вяленую рыбу, мешок лука и т.д. Всё это выглядит мило, если получено уже после оказания медицинской помощи. Если же «подарок» вымогается до операции и в денежных единицах, то это уже уголовщина, с которой должны разбираться правоохранительные органы.
На первой ступени этой коррупционной лестницы обитают рядовые врачи, которые хотят получить нечестным путём прибавку к зарплате. Это не просто примитивное вымогательство, но обман и мошенничество. Так, столичные полицейские задержали доктора поликлиники на Ленинском проспекте, который подозревается в том, что за отдельную плату лечил пациентов якобы дорогостоящими импортными препаратами, но при этом использовал дешёвые лекарственные средства. Общая сумма причинённого врачом ущерба семи пострадавшим превышает 4 млн рублей. А врач-ортопед частной клиники во Владивостоке, по данным Дальневосточной транспортной прокуратуры, ставил обратившимся гражданам фиктивные диагнозы и убеждал их в необходимости госпитализации для проведения различного рода платных оперативных вмешательств. Сообщается, что таким образом он похитил у 28 пациентов более 5,6 млн рублей.
Однако печальный факт заключается в том, что всё это — лишь видимая всем верхушка айсберга неприглядного процесса, пустившего глубокие разветвлённые корни в нашем здравоохранении. Даже поверхностное изучение следственных дел, проведённых Следственным комитетом РФ, ФСБ и другими правоохранительными органами, поражает их количеством и разнообразием. Прослеживается, увы, уже целая коррупционная система. Поэтому нет смысла называть конкретные имена, так как складывается ощущение, что речь идёт о некой стоголовой гидре, у которой на месте отрубленной головы вырастают три новые.
Следующий «этаж» коррупционной пирамиды — руководство клиник. И здесь на первое место выходит общение с поставщиками. Следственные дела последних двух-трёх лет открывают перед нами широкую картину. Так, суд отправил в колонию почти на 10 лет бывшего заместителя главврача Челябинской областной клинической больницы — его признали виновным в получении взятки в 400 тыс. рублей за принятие и оплату фактически не выполненных подрядчиком работ по государственному контракту и в получении взятки в размере 1,9 млн рублей от поставщика медоборудования за покровительство при подготовке торгов на техническое перевооружение и капремонт больницы. Как видим, здесь сам коррупционный процесс оказывается совершенно скрыт от глаз широкой общественности.
В Кузбассе суд признал виновным в получении взяток заведующего нейрохирургическим отделением Кузбасской областной клинической больницы, который в обмен на информацию о планируемых в его отделении закупках и на помощь выиграть тендер получил от руководителя крупного поставщика фармпродукции взятку в 300 тыс. рублей и массажное кресло стоимостью 255 тыс. рублей.
В Брянске к пяти годам колонии строгого режима приговорён экс-главврач городской больницы №1 за то, что «по предварительному сговору с заведующей аптекой медучреждения получили от индивидуального предпринимателя в качестве взятки 2,7 млн рублей за заключение договоров на поставку медицинских товаров». В том же городе по аналогичному преступлению сотрудниками регионального ФСБ совместно с полицейскими был задержан главврач онкодиспансера.
Подобные дела ежегодно раскрываются десятками. Сколько же ещё совершаются под спудом, никем не замеченные?
Нечестные руководители ЛПУ не только вымогают взятки у коммерсантов, но и беззастенчиво обманывают государство.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) обвиняет высокопоставленных наркологов (экс-главнарколога мин-здрава, вице-президента Российской наркологической лиги, главу Московского научно-практического центра наркологии и др.) в хищении бюджетных средств у департамента здравоохранения Москвы при закупках по завышенным ценам тест-систем и реагентов для определения наркологической и алкогольной зависимости. Нанесённый бюджету ущерб, по данным следствия, составил 138 млн рублей.
Томская прокуратура утвердила обвинение против экс-главврача областной клинической больницы, который, явно имея собственную выгоду, закупил два некачественных концентратора кислорода для пациентов с COVID-19 на 25,7 млн рублей. В Ненецком автономном округе по материалам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело о хищениях при исполнении государственного контракта в отношении главврача больницы им. Р.И. Батмановой. Следственное управление Следственного комитета РФ по Республике Мордовия обвинило главного врача Республиканской клинической больницы (РКБ) им. С.В. Каткова в растрате 9,5 млн рублей при закупке для медучреждения шести аппаратов искусственной вентиляции лёгких (ИВЛ) по завышенной от 700 тыс. до 2 млн рублей цене.
По сообщению объединённой пресс-службы судов Петербурга, в мошенничестве в особо крупном размере обвиняется заместитель председателя Комитета по здравоохранению Ленинградской области, который совместно с главврачом и бухгалтерами Токсовской межрайонной больницы организовали начисление заработной платы людям, не состоявшим в трудовых отношениях с больницей. Всего таким образом с банковских счетов медучреждения было похищено 215,6 млн рублей.
Многочисленные проверки, как видим, дают некоторый результат, но не всегда. Ведь проверяющие — тоже люди и им «тоже есть хочется». Приходится проводить проверку проверяющих. И порой это кончается как в случае с бывшим главным госинспектором отдела контроля качества и безопасности медицинской деятельности Росздравнадзора по Москве и Московской области — приговором к пяти годам колонии строгого режима за то, что, выявив в ходе проверки одной из московских клиник нарушения, предложил руководству медучреждения не указывать их в акте и за это получил через посредника 500 тыс. рублей. А бывший замглавврача пермского Федерального центра сердечно-сосудистой хирургии попытался подкупить сотрудников ФСБ, собиравшихся проверить обоснованность заключения клиникой госконтрактов, но не преуспел в этом деле.
Обирает руководство ЛПУ и своих менее высокопоставленных коллег. Так, в Орловской области возбудили 15 уголовных дел в отношении заместителя главного врача и главного бухгалтера роддома по факту взяточничества. По данным следствия, «подозреваемые получили от сотрудников областного медучреждения более 2 млн рублей за общее покровительство по службе, в том числе за содействие в начислении им премий и иных выплат стимулирующего характера».
Это дело — ключик к разгадке, каким образом может отстраиваться столь стройная вертикаль в заражённой коррупцией части здравоохранения. Не таков ли путь карьерного роста некоторых сомнительных руководителей?
Типичный пример — задержанная за организацию преступной группы вице-премьер, курирующая здравоохранение Карачаево-Черкесской Республики, доросшая до данной должности с места главврача Республиканской клинической больницы. По информации пресс-службы МВД России, следствие подозревает, что она вместе с ещё шестью человеками через фиктивные сделки похитила более 100 млн рублей, предназначенных на закупку лекарств, медоборудования и на зарплату медработникам региона. Или обвинённая Следственным управлением Следственного комитета РФ по Республике Бурятия экс-замминистра здравоохранения этой республики, которая во время работы главврачом поликлиники оплачивала аренду несуществующего мед-оборудования.
Руководство региональных минздравов вообще стало для правоохранительных органов поистине неиссякаемым источником открытия уголовных дел. Так, челябинский экс-замминистра здравоохранения Александр Кузнецов получил 6 лет условно за злоупотребление должностными полномочиями при закупке компьютерных томографов. Суд взыскал с экс-министра здравоохранения Хакасии и с его первого зама почти 1 млн рублей за незаконное использование санавиации. Прокуратура Владимирской области совместно с территориальным органом Росздравнадзора выявила в региональном мин-здраве грубые нарушения при закупке и использовании льготных лекарств, а также несоблюдение условий их хранения — из-за истёкшего срока годности ведомство уничтожило препаратов почти на 60 млн рублей. Сразу два экс-министра здравоохранения Астраханской области стали фигурантами уголовного дела: их подозревают в афере с поставкой ПЦР-тестов. УМВД Самары задержало регионального министра здравоохранения и его заместителя по уголовному делу о мошенничестве в областных лечебных учреждениях. И так далее, и тому подобное.
Кстати, последний случай опровергает мнение, что искоренить коррупцию в медицине возможно, если к руководству здравоохранением привлекать практикующих врачей. Экс-руководитель Самарским минздравом, по сообщению региональных СМИ, прошёл большой врачебный путь — трудился простым торакальным хирургом в областной больнице, затем заведовал хирургическим отделением.
Не оправдывается и мнение, что коррупция в медицине проистекает из маленьких зарплат. Сегодня, согласно данным крупнейших сервисов по поиску работы, в топ самых высокооплачиваемых вакансий входят предложения именно для медработников. По их же информации, рост зарплат медработников, особенно в Москве, за последние полгода стал почти рекордным среди всех секторов. Да и преступления совершают зачастую, как видим, руководящие, не самые низкооплачиваемые чиновники от здравоохранения.
Ясно, что коррупционная болезнь въелась в наше здравоохранение слишком глубоко и требует серьёзного системного решения.
Комментарий редакции: Все, что мы наблюдаем в области медицины (особенно то, что изложено в статье), во многом представляет собой следствие фактического отказа государства от должного финансового обеспечения отрасли. Последствия закона «Об автономных учреждениях» дают о себе знать. Средства на здравоохранение из бюджета выделяются в, мягко говоря, недостаточном объеме. А заставляя медорганизации самим искать источники денег, власти тем самым ставят пациентов в неудобное положение. Неудивительно, что при таком раскладе нормой становится введение платы за лечебные процедуры, даже за проведение операций. В целом, коррупция и казнокрадство процветают повсеместно. И это результат насаждения ценностей быстрого обогащения, принципов индивидуализма и стяжательства. Только ликвидировав капитализм и начав строить социализм, мы сумеем избавить общество от гангрены воровства и несправедливости, нормализовать медицину, сделать её реально доступной для всех.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.