По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор — Сергей Кожемякин
Стремясь усилить своё влияние в Туркмении и вбить клин в отношения республики с Китаем, Запад нашёл хитрую лазейку — включить её в проекты по борьбе с изменением климата. Второе направление — начало поставок туркменского газа в Европу, для чего Ашхабад усиленно «обхаживают» власти Турции.
То, что США и их союзники, в том числе в лице Евросоюза, хотят превратить Центральную Азию в плацдарм для антироссийских и антикитайских авантюр, давно не секрет, и «Правда» регулярно освещает этот процесс. Причём каких-либо исключений западные стратеги не делают: регион им нужен целиком. Для этого применяются самые разные методы — от угроз наложения санкций до покупки лояльности финансовыми подачками, от деятельности прозападных некоммерческих организаций и СМИ («мягкая сила») до засылки всё новых и новых делегаций.
В отношении Туркмении, впрочем, многие из этих способов не действуют. Жёсткая политическая система исключает свободную деятельность агентов влияния, а провозглашённый ещё на заре независимости курс на нейтралитет в международных делах осложняет втягивание Ашхабада в те или иные блоки. Между тем без республики региональная стратегия Запада будет неизбежно давать сбои. Это связано с несколькими причинами. Во-первых, Туркмения является одним из мировых лидеров по запасам природного газа и в связи с этим представляет интерес как альтернативный источник топлива для Европы. Во-вторых, республика находится на первом месте по поставкам трубопроводного газа в КНР. Открыто постулируемые планы блокады Китая не могут быть успешными без перекрытия туркменского «вентиля». Наконец, страна имеет протяжённые границы с Ираном и Афганистаном и может быть использована для давления на них.
Недавно, однако, западные политики нашли способ укрепить свои позиции в Туркмении. Для этого выбран внешне вполне благопристойный повод — борьба с глобальным потеплением. «Пробивать оборону» властей республики назначен спецпредставитель президента США по климату и бывший госсекретарь Джон Керри. Чиновник хорошо знаком с регионом и знает, как найти подход к его элитам. Именно Керри восемь лет назад инициировал создание переговорной платформы «C5+1» между Вашингтоном и Центральной Азией.
После серии телефонных переговоров с туркменскими властями спецпредставитель американского президента провёл очную встречу с президентом Сердаром Бердымухамедовым на полях последнего заседания Генеральной Ассамблеи ООН. Темой контактов стало участие Ашхабада в инициативе по сокращению выбросов метана. Данное явление — побочный продукт добычи природного газа, и Туркмения наряду с США и Россией входит в тройку мировых «загрязнителей». Если конкретнее, то американские власти предлагают республике изменить стандарты эксплуатации месторождений и контроля за выбросами, а также помочь в модернизации устаревшей инфраструктуры. Заниматься этим будут корпорация «Халлибёртон» и Экспортно-импортный банк США под гарантии Белого дома.
Нужно отметить, что типичной для туркменского руководства медлительности здесь нет и в помине. Видимо, очень силён напор заокеанских партнёров. 1 декабря Ашхабад объявил о намерении присоединиться к глобальному обязательству по сокращению выбросов метана, которым руководят США и ЕС. Данная инициатива предусматривает уменьшение вредного процесса на треть к 2030 году. А на следующий день американские СМИ, среди которых агентство «Блумберг», сообщили о том, что западные специалисты уже работают в Туркмении, изучая источники выбросов метана.
К «обработке» Ашхабада подключился и Брюссель. Комиссар Евросоюза по международному партнёрству Ютта Урпилайнен провела переговоры с главой МИД Туркмении Рашидом Мередовым, затронув сотрудничество в развитии водородной энергетики и сокращении выбросов. Также республика включена в проект ЕС «Устойчивые энергетические связи в Центральной Азии», направленный на развитие возобновляемых источников энергии.
Как водится, Запад объясняет свои шаги благом для мира в целом и Туркмении в отдельности. Например, американские эксперты утверждают, что из-за старого советского оборудования 7 процентов туркменского газа «вылетает в трубу», лишая страну миллиардов долларов дохода. В действительности расчёт зарубежных доброхотов сугубо циничен. Им нужно рассорить Ашхабад и Пекин, лишив КНР стабильного поставщика «голубого топлива». Торопиться Вашингтон и Брюссель заставляют туркмено-китайские переговоры о строительстве четвёртого газопровода — так называемой ветки D. В конце ноября Туркмению посетил и был принят президентом член Постоянного комитета Политбюро ЦК Компартии Китая, вице-премьер Госсовета КНР Дин Сюэсян. Также гость стал участником заседания межправительственного комитета по сотрудничеству. По данным китайского агентства «Синьхуа», стороны договорились углубить сотрудничество в области поставок природного газа и активизировать консультации по согласованию приоритетных экономических проектов.
В целом уходящий год был богат на двусторонние контакты. Сердар Бердымухамедов посетил КНР дважды, совершив госвизит в начале года и приняв участие в саммите «Центральная Азия — Китай» в мае. В свою очередь отец главы Туркмении и председатель «Халк маслахаты» («Народного совета») Гурбангулы Бердымухамедов побывал на саммите инициативы «Один пояс, один путь». На этих встречах также обсуждалась прокладка газопровода, но, по данным ряда источников, Ашхабад всё настойчивее требует повышения цены на поставляемое Китаю сырьё. Это может быть отзвуком контактов с западными эмиссарами.
Кроме того, Запад явно недоволен шагами по созданию транспортного коридора Китай — Казахстан — Туркмения — Иран. Этот вопрос был поднят на первом заседании туркмено-казахстанской совместной рабочей группы по вопросам развития транспорта, транзита и логистики. Оно состоялось 27—28 ноября в Ашхабаде. Это противоречит выдвинутому США и ЕС проекту транскаспийского транспортного маршрута, который должен быть проложен в обход России и Ирана.
Ещё один интерес Запада заключается в перенаправлении основных поставок газа с Китая на Европу. На министерской встрече «Центральная Азия — Евросоюз» Рашид Мередов назвал начало экспорта в ЕС приоритетом для Туркмении. «Дипломат отметил, что транспортировка энергоресурсов имеет для Туркменистана важнейшее значение. Особое внимание было уделено вопросу расширения экспорта газа в Европу по Транскаспийскому газопроводу», — отмечалось в пресс-релизе МИД.
Роль троянского коня исполняет здесь Турция. Во время недавнего визита Сердара Бердымухамедова Анкара сообщила о готовности расширить трубопроводную инфраструктуру для её загрузки туркменским сырьём. «В нынешней конъюнктуре поставки туркменского природного газа в Турцию и через Турцию на мировые рынки приобретают особое стратегическое значение», — без обиняков заявил президент Реджеп Тайип Эрдоган. Если Ашхабад проглотит эту приманку, Запад сможет манипулировать им по своему разумению — и точно не в интересах туркменского народа.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.