За единство борьбы международного рабочего класса

За единство борьбы международного рабочего класса

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»

Автор — Владимир Машин

30 января прошёл первый в этом году семинар Международного рабочего института, который открыл второй цикл международного профсоюзного образования

  В начале мая 2022 года в Риме состоялся очередной 18-й Конгресс созданной в 1945 году Всемирной федерации профсоюзов (ВФП).

  Разрушение СССР нанесло тяжёлый удар по той части мирового профсоюзного движения, которая стояла на классовых позициях. Многим тогда казалось, что идеи социализма утратили значение, а классовая борьба потеряла актуальность в «новых реалиях» постсоветского времени. Советские профсоюзы в лице ВЦСПС, впоследствии ФНПР, в России переметнулись в чисто оппортунистическое международное профобъединение, которое в 2006 году преобразовалось в Международную конфедерацию профсоюзов.

Однако классовая борьба не только не канула в Лету, но и вышла на новый уровень, ведь буржуазия развернула мощную атаку на завоевания рабочего класса, достигнутые за десятилетия существования СССР.

Всемирная федерация профсоюзов начала оправляться от определённой растерянности и застоя. Этот процесс особенно активизировался с 2005 года, когда Генеральным секретарём ВФП был избран признанный лидер борющихся классовых профсоюзов Греции коммунист Георгис Маврикос, рядом с которым встали закалённые в классовой профсоюзной борьбе товарищи со всех континентов планеты. В 2022 году на конгрессе ВФП Г. Маврикос был избран Почётным президентом ВФП, а на посту Генерального секретаря ВФП его сменил киприот Памбис Кирицис. В 2022 году ВФП объединяла 105 миллионов трудящихся в 133 странах (в 2011-м — 78 миллионов из 105 стран).

В апрельском 2022 года документе ВФП сказано, что она «в своих заявлениях и публикациях не следует за Россией или США — НАТО — ЕС. Она требует прекращения конфликта и немедленного мирного соглашения, немедленного роспуска НАТО и сохранения нейтралитета Украины по отношению к военным блокам. ВФП считает, что каждый народ имеет право и обязанность решать свободно и демократично вопросы своего настоящего и будущего».

В том же 2022 году начал работу Международный рабочий институт (МРИ). Решение об учреждении МРИ принималось потому, что сейчас перед борющимся рабочим классом стоят новые вызовы. Особую важность приобретают вопросы профсоюзного образования молодых активистов, повышение инфор-мированности, укрепление прочности идеологических позиций и международного сотрудничества классовых профсоюзов. Среди основателей института опытнейшие лидеры классовых профсоюзов Европы, Латинской Америки, Индии, Южной Африки. Президентом института стал товарищ Г. Маврикос.

Задачи МРИ: распространять принципы и ценности интернационализма, международной солидарности и дружбы между народами; способствовать классовому братству среди рабочих независимо от цвета кожи, происхождения, пола, языка, политических и религиозных убеждений. В процессе профсоюзной учёбы использовать и обогащать принципы современной классовой борьбы, знакомить молодых профсоюзных активистов с историей международного рабочего движения и боевой историей Всемирной федерации профсоюзов, показывать на исторических и современных исследованиях моральное и политическое превосходство классовых профсоюзов, борющихся за мир без эксплуатации человека человеком. Распространять и укреплять внутри профсоюзов принципы демократической деятельности, коллективизма, уважения к простым работникам.

МРИ использует марксистский метод анализа социальных событий и учит молодое профсоюзное поколение пользоваться этим методом, чтобы формировать свою стратегию и тактику в интересах трудящихся своей отрасли, своего региона, своей страны и всего мира.

Членами институтского Комитета профсоюзного образования были избраны 17 человек из Греции, Франции, Испании, Италии, Белоруссии, Индии, Перу, Кубы, Колумбии, США, Палестины, ЮАР, ДР Конго.

На данный момент МРИ сотрудничает с профсоюзными активистами в 85 странах на пяти континентах. Институт поддерживает братские и постоянные отношения с ВФП, не являясь её организационной частью.

МРИ заявляет, что открыт для сотрудничества с профсоюзными организациями с целью совместного проведения занятий и мероприятий, связанных с профсоюзным образованием, в том числе по вопросам, которые профсоюзная организация считает важными.

В 2023 году Международным рабочим институтом в сотрудничестве с национальными и отраслевыми профсоюзными организациями были проведены 12 международных семинаров и симпозиумов, в которых приняли участие 215 профсоюзных активистов из 63 стран.

30 января состоялся первый в этом году семинар. Он открыл второй цикл профсоюзного образования. Тема семинара — «Религии и профсоюзное движение», основным докладчиком выступил товарищ Аксель Перссон, член Комитета профсоюзного образования МРИ, генеральный секретарь профсоюза железнодорожников города Трапп, входящего в крупнейшую классовую профсоюзную Конфедерацию CGT.

В семинаре приняли участие профсоюзные активисты и представители из почти 30 стран из Европы (включая Россию), Азии, Ближнего Востока, Латинской Америки, США, Африки.

Интерес к этой теме вполне понятен, ведь единство и сплочённость отрядов рабочего класса подвергаются постоянным атакам со стороны классового противника. Стремление «разделять и властвовать» буржуазия проявляет настойчиво и последовательно, в том числе используя и фактор религиозных различий. Противостоять этому можно, только укрепляя сознательное единство рабочих, классовую солидарность, а это одна из главнейших задач ВФП.

Товарищ Перссон сначала привлёк внимание к исследованию приверженности к различным религиям, которое по всему миру проводило ЦРУ. По их данным, к христианству причисляют себя 31,1%, исламу — 24,9%, к неверующим (в том числе к атеистам) — 15,6%, индуистам — 15,2%, буддистам — 6,6%, «народным» религиям — 5,6%, к другим, к которым отнесён и иудаизм, — 1%. А всего в мире, по мнению учёных, насчитывается около 10 тыс. религий. При всём этом разнообразии общим выступает то, что они включают определённые модели поведения, морали, убеждений и идеологий.

Далее последовал разбор научного анализа Карла Маркса в отношении религии, изложенный им в «Критике гегелевской философии права. Введение». Маркс писал: «…человек — не абстрактное, где-то вне мира ютящееся существо. Человек — это мир человека, государство, общество. Это государство, это общество порождают религию, превратное мировоззрение, ибо сами они — превратный мир. Религия есть общая теория этого мира», его энциклопедия, его логика, его моральная санкция, его торжественное восполнение, его всеобщее основание для утешения и оправдания. «Она претворяет в фантастическую действительность человеческую сущность, потому что человеческая сущность не обладает истинной действительностью. Следовательно, борьба против религии есть косвенно борьба против того мира, духовной усладой которого является религия. Религиозное убожество есть в одно и то же время выражение действительного убожества и протест против этого действительного убожества. Религия — это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, подобно тому, как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа. …Требование отказа от иллюзий о своём положении есть требование отказа от такого положения, которое нуждается в иллюзиях».

А затем речь пошла о современном отношении к религии, религиозным институтам и верующим товарищам. Поскольку материальные условия, приведшие к возникновению религии, не исчезли, то и простой запрет религии был бы абсолютно нематериалистическим подходом. Классовые профсоюзы выступают против дискриминации трудящихся по религиозному принципу, а сама вера должна быть сугубо частным делом по отношению к государству.

Отношение к народным движениям с религиозной окраской классовые активисты должны строить, исходя из их политической роли, представленными в них социальными силами и интересами.

Так, например, у ХАМАС и короля Марокко много общего в религиозных взглядах, но последний состоит в союзе с США и Израилем ради контроля над Западной Сахарой. А Израиль в 1980-х годах благосклонно относился к появлению религиозного ХАМАСа, имея интерес в ослаблении основных светских палестинских организаций сопротивления типа Фронта освобождения Палестины и других. «Йеменские хуситы могут расходиться с ХАМАСом по некоторым аспектам ислама, но в настоящее время они участвуют в войне против Израиля, а также в войне против Саудовской Аравии. Мы, как классовые активисты, принимаем это во внимание в нашем анализе и формировании нашей политики, а не их религиозные убеждения», — отметил докладчик.

Обратившись к европейской истории, он напомнил о роли католицизма — защитника феодального строя и протестантизма, представлявшего интересы растущей буржуазии. И подчеркнул, что как только эти буржуазные повстанцы пришли к власти, они превратились в колонизаторов и работорговцев. Кромвель стал угнетателем католического крестьянства в Ирландии, а голландские протестантские бюргеры злодеями-колонизаторами в Африке.

В ХХ веке католическая церковь шла на соглашения с Франко, Муссолини и Гитлером, а католицизм в Ирландии идентифицировал себя с оппозицией национальному угнетению со стороны британского государства.

Решающее значение имеет не религиозная доктрина, а социальная база в конкретной социальной ситуации. Так, в США мы находим правое расистское империалистическое христианство, но также и левую антирасистскую христианскую традицию в лице Мартина Лютера Кинга. В Южной Африке существовало христианство, выступавшее за апартеид, и христианство, выступавшее против апартеида; в Латинской Америке существовал правый, проолигархический, продиктаторский католицизм и левый католицизм «теологии освобождения». Так же существует множество различных, часто резко противоречивых версий ислама. То же самое относится и к иудаизму, где крупные антисионистские социалистические рабочие организации, такие как Бунд, доминировали в Европе до Второй мировой войны и резко выступали против политического и колониалистского проекта европейских сионистов. В Индии многие лидеры называли себя индуистами, но выступали против британского империализма, а вот лидеры современной эпохи, такие как Нарендра Моди, также относятся к индуизму, но олицетворяют крайне реакционную силу».

«На классовых организациях лежит ответственность за то, чтобы религиозные различия или различия между верующими и неверующими не препятствовали единству борьбы рабочего класса.

…Было бы ошибкой считать религию наиболее важным элементом сознания, а сознание — более важным, чем практика. Но мы должны обеспечить соблюдение того факта, что наши организации не должны быть религиозными организациями, чья политика, стратегия или тактика формируются религиозными соображениями».

«Наша философия основана на анализе, который ведёт к действиям, предпринимаемым в этом мире для удовлетворения наших требований с точки зрения социальной справедливости, свободы и власти трудящихся. По сути, это основа, на которой мы должны стремиться объединить наших членов, сочувствующих и союзников, независимо от их религиозных убеждений. Наш политический проект заключается в построении демократически и рационально плановой экономики, основанной на потребностях всех нас, а не на прибыли немногих», — сказал в конце доклада товарищ Аксель Перссон.

В семинаре в качестве наблюдателей уже не первый раз приняли участие представители КПРФ. К сожалению, в России ситуация с профсоюзами, которые твёрдо стояли бы на классовых позициях, мягко говоря, далека от желаемой, поэтому и статус наблюдателей. А надо, чтобы наши классовые профсоюзы были бы полноправными участниками мирового классового профсоюзного движения. КПРФ такую задачу поставила, дело за реализацией.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *