Владимир Кашин: «Нужно в корне менять отношение к крестьянину»

Владимир Кашин: «Нужно в корне менять отношение к крестьянину»

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»

Заместитель Председателя ЦК КПРФ, председатель комитета Государственной думы по аграрным вопросам, академик РАН В.И. Кашин принял участие в открытии выставки, посвящённой дню сельского хозяйства на Международной выставке-форуме «Россия», и выступил с докладом на тему «Ключевые задачи в обеспечении лидерства России на мировом аграрном рынке».

Уважаемые товарищи!

Безусловно, мы все с вами гордимся и радуемся тем достижениям, которые имеет агропромышленный комплекс в последние годы. И хотелось бы, чтобы эта радость была ещё более весомой и объёмной не только благодаря достижению выдающихся показателей, но и сочеталась с улучшением жизни на селе. С улучшением жизни тех, кто работает в поле, на ферме, кто создаёт уникальную продукцию, перерабатывает её и обеспечивает потребителя этой качественной продукцией, в том числе продавая за рубеж.

Недавно проходило заседание совета Государственной думы в Тверской области под руководством председателя ГД на базе крупного предприятия, вертикально интегрированного агрохолдинга. Мы увидели, как наряду с качественным производством и хорошими показателями эта компания вкладывает деньги в развитие села: строит школу, жильё и т.д. На это очень важно сегодня обращать внимание не только государству, регионам, но и бизнесу. Мы радуемся, что такое становится всё более частым в последнее время явлением, а ведь ещё 10 лет назад таких примеров было очень мало.

Чтобы добиться внедрения комплексной программы развития сельских территорий, семь лет назад мне пришлось дважды выступать на коллегии в министерстве. И только полгода спустя эту инициативу приняли, и проблемы села, названные выше, стали решаться на государственном уровне. До этого считалось, что мы занимаемся только фермой, полями и производством, а другими сферами жизни сельского населения не должны заниматься. Но сегодня на предприятиях мы наблюдаем комплексный подход, что свидетельствует о важности наших достижений.

Давайте прежде всего посмотрим, как обстоят дела в других странах и какие у нас есть возможности по экспорту. Мы первые в мире по запасам газа и шестые по запасам нефти.

Российская Федерация принадлежит к числу государств, наиболее обеспеченных водными ресурсами. Мы занимаем второе место в мире по среднемноголетним возобновляемым ресурсам. У нас с вами 10% от мирового речного стока. Это говорит о наших уникальных возможностях. Мы производим и добываем 5,3 миллиона тонн рыбы. Доля России в мировом вылове водно-биологических ресурсов в 2022 году составила 5%.

В этой сфере нами был принят целый ряд серьёзных законов, в том числе два инвестиционных. Сейчас обновляется флот. К сожалению, до этого момента мы находились в такой ситуации, когда переработка доходила до минимума. Мы продавали мороженую рыбу, тем самым грабили себя. А сейчас построили 23 новых завода, есть новые корабли. На них идёт добыча и основная переработка водных биологических ресурсов.

Однако пока ещё есть отставание в правоприменении принятых законов. Но через два-три года мы планируем, что будет полная отдача. Это даст нам уникальную возможность вернуться к тем 7 миллионам тонн, которые добывала Россия в прошлом. Однако я стою за уровень в 10 миллионов. В своё время в СССР существовала программа на 17 миллионов тонн водно-биологических ресурсов и добывали около 11 миллионов тонн. Я привожу эти цифры, чтобы показать горизонт. Мы должны ставить перед собой высокие цели, чтобы понимать, чего мы хотим добиться и как нам действовать дальше.

Предлагаю посмотреть на наши лесные ресурсы. Эксплуатационные пищевые лесные запасы — это 13 миллионов тонн. Это всё брендовая продукция, но мы на самом деле мало её используем. Грибов побольше, остальных запасов используем совсем мало. Поэтому важно изначально определить задачи, чтобы понимать, куда мы движемся и чего мы хотим.

Сельскохозяйственный сектор. За 30 лет, к сожалению, было разбазарено более 250 миллионов гектаров земель сельхозназначения. Вдумайтесь в эту цифру! У нас осталось не так много, чтобы и дальше разбазаривать.

Давайте поговорим о посевных площадях. В 1990 году у нас в севообороте было 118 миллионов гектаров посевных площадей, а сейчас 81, в этом году будет 84 миллиона гектаров. С этим тоже надо работать.

Мы обладаем уникальными возможностями и потенциалом, даже если просто введём все площади в севооборот. В этом случае мы можем рассчитывать на 180—200 миллионов тонн зернобобовых. Это реальные цифры, плановые, а не прогнозные. Мы два года уже их называли, и не случайно А.Н. Ткачёв, бывший министр сельского хозяйства, повторил эту цифру. Я вижу, как достичь этих показателей, используя принцип неистощительного использования земельных ресурсов. Мы не должны превращать землю в пустыню для наших следующих поколений.

Мы обязаны следовать технологии, работать, соблюдая севооборот, используя опыт лучших, — только так мы можем прийти к обозначенным выше показателям. Вместе с этим, конечно, необходимо работать с проблемными вопросами в области логистики, складского хранения, наличия необходимого количества техники, удобрений и так далее.

В науке давно прорабатывается идея более активного использования солнечной энергии. Ещё академик Александр Александрович Жученко занимался этой темой. И у меня лично есть соответствующий опыт.

В нашей стране 3/4 земель обладают такими показателями по продолжительности вегетативного периода и сумме эффективных положительных температур, которые свидетельствуют о том, что существует возможность получать два урожая за год. Для этого необходимо убрать или ограничить действие лимитирующего фактора. Если мы выведем селекционную, генетическую работу, увеличив продуктивность генотипа за счёт использования солнечной энергии, то в этом случае мы похороним все эти теории Мальтуса. Мы можем прийти к таким показателям, пусть не с сегодняшнего дня, пусть с завтрашнего. Но мы знаем, что научные разработки советских учёных используются сегодня, и они позволяют гарантировать безопасность нашей державе. Этот пример говорит нам о том, что важно уже сейчас заниматься описанными выше научными разработками по повышению возможностей получать два урожая за один год, даже если результаты будут не сегодня, а в будущем.

Мы с удовольствием поддерживаем все крупные компании, которые у себя создали научные лаборатории, где работают учёные, доктора и кандидаты наук. Это можно сказать не только основываясь на примере «Мираторга», но и на примере предприятия Казанкова в Марий Эл, на котором трудятся 4000 человек. И при этом они производят продукции на 30 миллиардов рублей. На последней выставке они забрали все золотые и серебряные медали. У предприятия есть 870 магазинов. Подобных примеров много, и надо использовать их опыт.

У нас море резервов по наращиванию ВВП в АПК, они почти безграничны. Главное сегодня — соблюдать справедливый принцип распределения доходов (прибавочной стоимости) по всей цепочке производитель — переработчик — торговля.

По данным 2022 года, мы находимся на 17-м месте в экспорте с 42 миллиардами долларов. В 2023-м наш экспорт вырос и достиг 45 миллиардов долларов. Впереди нас Польша, Италия, Германия, Нидерланды. В связи с этим мы должны перед собой ставить цели, чтобы войти как минимум в топ-10, а стратегическая задача — в пятёрку стран — экспортёров продукции АПК.

В каких сферах мы лидеры сегодня? Это и экспорт пшеницы, и мороженая рыба, и подсолнечное, рапсовое масло.

Сейчас идёт новая стройка фабрики «РотФронт» в Бирюлёво, на которой я побывал. Проведена большая работа, и у них уникальные результаты.  Сейчас экспорт кондитерских изделий из России составляет 1,7 миллиарда долларов, однако эти показатели можно свободно удвоить, увеличив производство, и выйти на 4 миллиарда долларов экспорта.

Что касается продажи зерна, то, не перерабатывая его, мы далеко не уйдём. Мы поступаем так же с нефтью. Важно об этом задуматься. Когда я был на выставке, то насчитал у «Мираторга» под 200 единиц ассортиментного ряда представленной продукции. А производят они, наверное, под тысячу разных изделий своей продукции, всё упаковывают и сами продают, в том числе через свои точки. Таким образом, они всю прибавочную стоимость используют в компании. Я понимаю, что не всем компаниям это доступно, но мы должны ориентироваться на такие примеры, чтобы понимать наши возможности.

Давайте перейдём к резервам, которые могут изменить ситуацию в лучшую сторону. 

У нас сегодня на корню погибает зерно. Мы можем много убрать, однако сталкиваемся с ситуациями, когда чуть дождик пошёл, и зерно на корню прорастает. Например, осенью на выездном заседании комитета в Оренбурге нам докладывали о подобных случаях. Было бы хоть на один комбайн больше на тысячу гектаров, такие ситуации бы не происходили. Это связано с тем, что мы убираем урожай по полтора месяца. В то время как уже давно известно, что задержка на один день после биологического созревания зерна означает потери в уборке в 1%. То есть, если уборка занимает 10 дней, то это ещё более-менее в пределах 10%, а если она длится две недели, то это уже серьёзные потери. Таким образом получается, что за месяц уборки теряется 15—20%.

Что касается государственной поддержки, я 7 лет возглавляю комитет, в котором мы занимаемся решением перечисленных задач, боремся за каждую копейку в бюджете. Есть то, чему можно порадоваться. Сегодня называлась цифра 558 миллиардов рублей. Мы можем заметить рост с 240—250 миллиардами. Но, друзья, давайте посмотрим, за счёт чего этот рост. Почти 200 миллиардов — это пошлина. И ещё под 100 миллиардов — водно-экологический ресурс, принесённый в казну рыбаками.

Это радует, но к ним бы добавить ещё  столько же, чтобы выйти на триллион, и таким образом приблизиться к 3% расходной части бюджета. Однако на данный момент мы имеем всё ещё 1,5% от расходной части бюджета.

Мы радуемся за рыбаков. Посмотрите, они вышли на уровень 122 тысячи рублей по заработной плате. Прекрасные результаты, я считаю. Ну а работники сельского хозяйства на уровне 46 тысяч рублей имеют в качестве средней заработной платы. Но так нельзя.

Некоторые тут кидают в Советскую власть камни. Однако в 1980-е и даже в 1990 году на селе зарплата была выше, чем в среднем по промышленности и по экономике в целом, и то народ сбегал из деревни. На данный момент в России зарплата на селе значительно ниже, чем в других отраслях. Эти цифры должны привести заинтересованных лиц к выводу о необходимости срочного решения этого вопроса.

Посмотрите, как поддерживают американцы или ЕС своих селян, и то они там бастуют. В США — 200 миллиардов долларов. А у нас 6 миллиардов долларов. 200 и 6 — разница в 33 раза получается. На 50 миллиардов долларов ЕС субсидирует своё сельское хозяйство. Вот сколько США и ЕС дают на поддержку продвижения своей продукции, и мы должны понимать, с кем нам придётся конкурировать. Это означает, что в данном направлении нам тоже необходимо работать.

Посмотрите на Китай, который выделяет на поддержку АПК 300 миллиардов долларов и наращивает каждый год по два миллиона мелиорированных земель. И Индия так же. В 1990-м у нас было 13 миллионов гектаров. А как мы сейчас занимаемся мелиорацией? На данный момент у нас четыре неполных действующих миллиона гектаров. Вот поэтому есть возможность у них получать  уже не два урожая, а больше. Конечно, другие климатические условия, нужно это тоже учитывать, но всё же.

Мы видим, что, в принципе, на каждом шагу, наклонись — и можно доставать из наших земель, водных и лесных богатств уникальную продукцию, чтобы профильный заместитель министра сельского хозяйства Сергей Львович Левин со своей командой не оставался без работы. Им поклон за эффективную работу. У России огромные возможности по наращиванию производства  мяса и молока. Необходимо расчистить завалы на этом пути, мы не раз говорили о низкой рентабельности в этих отраслях, о кадровом дефиците и  о необходимости федерального проекта. Всё это требует от всех нас новых лидерских усилий. Производить по 200 кг молока на человека, на мой взгляд, позорно для России.

Хочу завершить выступление отчётом о принятых законах. За прошлую, седьмую, сессию в Думе мы приняли 89 законов, 59 законов за истекший период восьмого созыва. Но дело не в цифрах, дело в самих законах. Абсолютное большинство из них в теории.

Мы приняли целую группу законов по земле, целью которых является снятие препонов по возврату земли в севооборот. Мы восстановили всю ветеринарную вертикаль, создали систему борьбы с теми опасностями, которые есть. Также приняты законы по зерну, о семеноводстве и племенном животноводстве, бюджетные, налоговые законы, законы по водным биологическим ресурсам и многое другое.

Совместно с А.В. Гордеевым мы внесли несколько законов, касающихся торговли. На один уже получил положительный отзыв. Но на другой полтора года отзыв не дают.

Поэтому здесь достаточно непростой путь, когда мы нашими законами напрямую защищаем интересы агропромышленного комплекса.

Допустим, законы, связанные со сроками возврата средств на скоропортящуюся продукцию. Полтора года лежит закон о том, чтобы торговая наценка розницы не была больше 10—15%. Недавно на выставке в «Крокусе» мы проводили большое пленарное заседание по овощеводству в рамках первой международной конференции. Изучили цены на молоко, овощи, картофель, плоды. Везде накрутка в торговле 300%. Ну так же нельзя! Стоимость труда сельскохозяйственных работников в цене батона хлеба занимает всего 10%.

Проблем у нас много, но движение вперёд очевидное. Есть уникальные примеры крупного и среднего бизнеса, государственных и народных предприятий, фермерских хозяйств, которые мы должны распространять. Будем действовать. Поднимаем вопрос продвижения нашей продукции на самом высоком уровне. Вместе с тем решаем вопросы с логистикой, выстраиваем её с целью продвижения, включая железнодорожное сообщение, укрепление наших государственных компаний, в том числе Объединённой зерновой компании. Ранее наше зерно возили иностранные трейдеры. Считаю, что не стоит их к данной деятельности допускать, чтобы они не занимались грабежом.

Говорю с болью об имеющихся вызовах. Мы должны сделать всё необходимое, чтобы разобраться с теми, кто эти валуны нам на дорогу положил, кто 30 лет нас разорял, налево-направо растаскивал, представлял село и АПК чёрной дырой. Нам прежде всего нужно в корне менять философию и отношение к крестьянину.

На прошлой неделе в стенах Государственной думы на открытии выставки, посвящённой 80-летию Курчатовского научного центра, делал свой доклад президент института Михаил Валентинович Ковальчук. Я делал соответствующий содоклад. Этот научный центр сейчас ведёт методическое научное обеспечение агропромышленного комплекса. Я сказал, что надо менять философию отношения общества к своему кормильцу. Чтобы отношение стало таким же, как сегодня отношение к армии, к оборонной промышленности. На селе люди живут, а не рабы, которым можно бросить кость и пусть пашут, или фуфайку подарят и сапоги, и у него ничего больше не должно быть. Эту идеологию мы должны выбросить и заменить её на ту, в которой ценят землю-матушку и кормильца, как собственное дитя, и всё будет хорошо.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *