Клиент всегда не прав?

Клиент всегда не прав?

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»

Автор — Михаил Костриков

Один из ведущих штампов буржуазного мира заключается в том, что любое требование клиента — закон для бизнесмена. Потому что якобы есть свободная конкуренция, и если клиенту не понравилось качество товара или услуги, то он немедленно выразит бурное недовольство и убежит в поисках альтернативы. Но свободная конкуренция в условиях глобализации превратилась в понятие абсолютно эфемерное, а реальность сегодняшнего российского капитализма такова, что открыто выраженное критическое мнение может стать поводом для миллионного иска со стороны оскорбившегося «хозяина жизни».

  Ранее «Правда» писала об интересном сюжете видеоблогера Максима Горшенина («Очаг был нарисован», №105 (31454) от 28 сентября 2023 года). Вкратце напомним, что он сделал обзор компьютерного монитора российской компании «Лайтком». В этом продукте, который получил от минпромторга РФ очень высокий балл по шкале импортозамещения, автор обзора обнаружил чип российского производства, который непонятно за что отвечает. По утверждению Горшенина, если этот чип извлечь и заменить простой перемычкой, то функциональность устройства нисколько не страдает, потому что в нём одновременно имеется тайваньский чип, который и выполняет всю работу.

Всё это было проиллюстрировано соответствующими видеокадрами. Горшенин посчитал, что российский чип был добавлен в монитор с целью получить больше баллов от минпромторга. Более высокий рейтинг помог бы продукции компании выигрывать тендеры в рамках госзакупок. И если до выхода обзора рейтинг упомянутого монитора по шкале импортозамещения составлял 140 баллов, то на сегодня российские чиновники существенно понизили его — до 90 баллов.

ООО «Лайтком» критику блогера отвергало. А не так давно стало известно, что оно подало в отношении Максима Горшенина судебный иск, требуя взыскать с него более 5 млн рублей. Кстати, из комментариев самого блогера следует, что до подачи иска компания с ним не связывалась, урегулировать претензии не предлагала и вообще об этой новости он узнал из СМИ.

Горшенин высказал предположение, что за прошедшее время компания смогла несколько изменить конструкцию монитора, чтобы российский чип хоть как-то был задействован. Дело в том, что сам-то чип, выпущенный компанией «Миландр», — настоящий и может выполнять свою работу.

Отметим, что это не первый в России громкий иск бизнеса к блогеру за обзор. Например, в 2019 году кинокомпания «Kinodanz» пыталась засудить на один миллион рублей Евгения Баженова, известного как Badcomedian, популярного автора рецензий на фильмы. Евгений в пух и прах разнёс кино «За гранью реальности». Снятое при финансовой поддержке министерства культуры РФ, оно провалилось в прокате, даже не окупив своего бюджета. Формальной претензией к блогеру было не разгромное содержание обзора, а использование его автором кадров из фильма якобы в объёмах, превышающих разрешённые законом. В таком подходе многие усмотрели стремление кинокомпании «наказать» Евгения Баженова за острую критику. Многие тогда встали на его защиту, и дело закончилось заключением досудебного соглашения.

Изучая ситуацию с иском компании «Лайтком» к Максиму Горшенину, мы наткнулись на ещё одну очень похожую историю. В конце прошлого года ООО «КЛС-Трейд», владеющее торговой маркой «Интерскол», под которой выпускается разнообразный инструмент, выкатило иск аж на 15 млн рублей. Компания оказалась недовольна тем, как был сделан обзор на один из её продуктов.

Авторы злополучного видеоролика — Николай, Пётр и Юрий активно ведут в соцсетях аккаунты под названием «Папа Карло». Так же называется и небольшая сеть магазинов инструментов в Краснодарском крае, и понятно, что это такой способ её рекламы. Уже из самого названия ясно, что это люди с юмором, знакомые с выражением «вкалывать, как папа Карло». И свои видеообзоры инструмента они делают в лёгкой манере с шутками, прибаутками и приколами. И вообще-то, это их право: кому нравится — смотрит, кому не нравится — ищет что-то другое. Интернет в этом плане даёт полную свободу выбора.

Самое любопытное в этой ситуации то, что в отличие от обзоров Горшенина и Баженова здесь нет никакой разгромной рецензии. Один из участников обзора даже сказал, что хотел бы такой инструмент себе для дачи. Более того, в этой сети торговали продукцией «Интерскола», и ей явно невыгодно отбивать у покупателей желание приобретать этот инструмент.

Как и «Лайтком», компания «КЛС-Трейд», похоже, не старалась найти взаимопонимание с блогерами. По их словам, юристы компании направили досудебную претензию, причём сделали это с грубой правовой ошибкой, и по этой причине она была ими проигнорирована. В претензии содержались требования удалить видеообзор, опубликовать опровержение и выплатить компании 15 миллионов рублей. А после отказа блогерам вчинили иск на ту же сумму. Чем объясняется такая внушительная сумма иска, мы, если честно, так и не поняли.

Что могло не устроить владельцев «Интерскола»? Их инструмент, по мнению авторов обзора, не вполне соответствует заявленным характеристикам и относится не к профессиональному, а к бытовому классу. Как видно из ролика, при выполнении одних и тех же задач он действительно уступил профессиональным моделям в конкретных условиях работы. Кроме того, были высказаны сомнения в безопасности инструмента: в нём нет защиты от случайного включения, которое опасно нанесением травмы. Такую защиту уже давно используют многие производители. Ещё одним раздражающим фактором, очевидно, стало то, что авторы обзора намекнули на китайское происхождение модели, продающейся под российским брендом, потому что им ранее попадались очень похожие инструменты, но продающиеся под другими торговыми марками.

Рекламный слоган «Интерскола» гласит: «Сделано в России. Сделано для России». Вторая часть сомнений не вызывает. А вот с первой… Мы не поленились пробежаться по страницам крупного интернет-магазина инструментов и обнаружили именно то, что и ожидали: большая часть интерсколовской продукции действительно маркирована как изготовленная в Китае. Допустим, сейчас это не редкость: германский «Бош» и японская «Макита» зачастую могут производиться на китайских заводах. Но слоган-то зачем? Автора, например, как потенциального клиента он вводит в заблуждение, потому что слоган — на виду, а информацию о стране-производителе надо разыскивать в описании товара. Так что, всё дело в моде на импортозамещение?

Выяснилось также, что в более ранних обзорах эти же блогеры находили в другой продукции «Интерскол» серьёзные недостатки. Правда, тогда претензий не было, а дефекты впоследствии устранялись. Но, видимо, такая деятельность кого-то в руководстве компании раздражала, и юристам дали команду сделать так, чтобы у блогеров не было ощущения «безнаказанности». Да, именно это слово промелькнуло один раз со стороны представителя бренда, а интернет, как известно, помнит всё.

Первые судебные бои юристы «КЛС-Трейд» проиграли. Ролик с обзором всё ещё доступен, сдаваться коллектив «Папы Карло» пока не собирается. Но в то же время уже к концу прошлого года судебные издержки ответчика исчислялись сотнями тысяч рублей. Для компании-владельца «Интерскола», имеющей миллиардные обороты, такая сумма значит совсем не то же самое, что для частного лица. А тянуть судебный процесс можно долго, ещё больше увеличивая эту сумму. Возможно, это и есть цель истца.

Конфликт вокруг «Интерскола» вызвал очень бурную ответную реакцию со стороны интернет-сообщества. Многие из тех, кто занимается обзорами, записали видеообращения в поддержку ребят из «Папы Карло». К ним примкнуло и большое число простых работяг, строителей и мастеров, многие из которых одновременно с основной деятельностью ведут и свои блоги. Часть из них заявила об отказе от продукции марки «Интерскол» из солидарности с блогерами. А вот число подписчиков страниц «Папы Карло» в социальных сетях резко подскочило. Но компанию это не останавливает, и её юристы подают апелляцию за апелляцией.

Что ж, время делать выводы и постараться проследить тенденцию. Может ли блогер в принципе нанести серьёзный ущерб некой компании? Безусловно, в нынешний век информационных войн — да. Но при условии, что это профессиональный медиакиллер, который работает по заказу конкурентов. И там будут и соответствующий охват аудитории через продвижение контента, и финансовое обеспечение, и юридическое сопровождение, и даже личная охрана.

Но во всех трёх упомянутых случаях никакой спланированной дискредитации не просматривается. Скверный фильм зрители «накажут рублём» и без разноса со стороны Евгения Баженова. Судя по большому числу отзывов на продукцию «Интерскол» в интернете, покупатели ориентируются скорее не на её качество, а на её относительно невысокую цену. Стоимость же мониторов «Лайткома», наоборот, многих покупателей отпугнёт гораздо эффективнее, чем это сделал бы блогер Горшенин, потому что монитор с подобными характеристиками можно легко найти вдвое дешевле. В конце концов простого человека обычно не волнует, какого происхождения внутренние компоненты изделия. И тут вопрос: а не ориентировалась ли компания изначально на то, чтобы втридорога впихивать свой товар через систему госзакупок, «осваивая» средства госбюджета?

То есть некое влияние на бизнес деятельность обычного блогера, наверное, может оказать, но оно вряд ли станет критическим. А самое главное, «ущерб» часто заключается в том, что авторы обзоров указывают на реальные недостатки продукции или плохое качество услуг.

Сам по себе жанр обзора чрезвычайно популярен в интернете. Это весомая альтернатива информации, содержащейся в рекламе. Он помогает потребителям сориентироваться, когда предстоит сделать выбор перед совершением покупки. И многие крупнейшие мировые, да и российские компании пользуются этим. Они сами предоставляют свою продукцию блогерам на обзоры, сообщают через них об устранении дефектов и о внедрённых новинках, даже устраивают им экскурсии на свои производства. Это взаимовыгодное сотрудничество. Причём если блогер «продался» бизнесу и сказанное им в обзоре после покупки не подтвердится, то он же сам и пострадает: рано или поздно это выяснится, и он начнёт терять аудиторию, которая уйдёт к авторам более честных обзоров.

Кстати, а почему бы ООО «Лайтком» не позвать блогеров к себе на завод и не показать, как выпускают российские мониторы? Это сразу отмело бы все подозрения, что на тайваньские модели цепляют «для мебели» российский чип. Или почему бы ООО «КЛС-Трейд» не показать аналогичным образом, как в России делают инструмент «Интерскол»? Тогда никто бы не посмел сказать, что на китайскую продукцию приклеивают российскую этикетку. Оборонный «Уралвагонзавод», несмотря на режим секретности, не стесняется показать свои цеха, где производит танки. А в случае изготовления мониторов и инструментов что мешает?

Иски, подобные описанным выше, на наш взгляд, говорят не о желании бизнеса защитить свою деловую репутацию, потому что самим компаниям они скорее приносят репутационные потери. По нашим наблюдениям, сочувствие общественности — на стороне блогеров. Зато такой подход очень похож на стремление «больших» людей во что бы то ни стало, не считаясь с издержками, поставить людей «маленьких» на место, «наказать» их за то, что посмели публично высказать своё мнение.

Получается, уже нельзя критиковать качество товара или услуги, потому что это оскорбляет владельца? Недоволен стрижкой? На тебя подают в суд. Рассказал про бракованный автомобиль? Опять суд! При этом Верховный суд РФ в своём постановлении от 24 февраля 2005 года указал, что оценочные суждения, мнения, убеждения «не являются предметом судебной защиты в порядке статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку, являясь выражением субъективного мнения и взглядов ответчика, не могут быть проверены на предмет соответствия их действительности».

Не секрет: нынешняя ситуация в РФ такова, что публично выражать своё мнение по проблемам политики стало опасно — в любой момент тебя могут подвергнуть преследованию. Многие из тех, кто знаком с историей, предупреждали, что областью политики эта практика не ограничится. И оказались правы. Теперь мы столкнулись с попытками ограничить право граждан высказывать своё мнение и по совсем даже не политическим вопросам.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *