Знаменосец трудящихся Востока

Знаменосец трудящихся Востока

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»

Автор — Руслан Семяшкин

Сто пять лет назад, 28 апреля 1920 года, в ходе вооружённого восстания было свергнуто буржуазно-националистическое мусаватистское правительство, и власть в Баку перешла к Азревкому, который и провозгласил Азербайджан Советской Социалистической Республикой. Незадолго до тех исторических событий, 11—12 февраля 1920 года, в Баку нелегально прошёл I съезд коммунистических организаций, принявший решение о создании Азербайджанской коммунистической партии (большевиков), взявшейся за борьбу по установлению Советской власти. А уже 30 сентября того же года между АзССР и РСФСР будет заключён военный и финансово-экономический союз.

В марте 1922 года республика войдёт в Закавказскую федерацию, а буквально через каких-то девять месяцев, 30 декабря, в её составе — в Союз ССР. Даты эти для Советского Азербайджана имели ключевое значение.

За всеми этими событиями, естественно, стояли конкретные люди. Общее же руководство ими осуществляла большевистская партия. И среди её представителей особо выделялся Нариман Наджаф оглы Нариманов. 14 апреля 2025 года исполняется 155 лет со дня рождения этого выдающегося сына азербайджанского народа, видного общественного и политического деятеля, Председателя Совнаркома Азербайджанской ССР, наркома иностранных дел республики, Председателя ЦИК СССР от ЗСФСР, писателя и просветителя. А на март текущего года пришлась ещё одна памятная дата, связанная с этим славным именем: сто лет минуло с той поры, как Нариманова не стало и он был со всеми государственными почестями похоронен на Красной площади в Москве.

  Данные памятные даты дают нам основание взглянуть на светлый образ Наримана Нариманова более пристально, ведь личностью он был, бесспорно, яркой и неординарной. Да и жизнь его короткая, наполненная постоянными делами во имя народных интересов, промчавшаяся стремительно, была прожита всё же не напрасно. Нариманов многое успел осуществить. Главное, он смог дать своему народу реальную возможность самостоятельно, а не по указке иностранцев, тех же англичан, пытавшихся сделать Азербайджан бесправной территорией, обслуживавшей и удовлетворявшей непомерные запросы «владычицы морей», определять свою судьбу и строить новую жизнь без помещиков и капиталистов, без гнёта и бесчинств, унижений, бывших долгие годы обыденным явлением.

Примечательно и то, что мусаватистское правительство, представлявшее интересы крупного капитала и английской буржуазии, возглавлял Насиб-бек Усуббеков. Так сложилось, что они с Наримановым были прекрасно знакомы: вместе учились врачебному делу в Новороссийском университете в Одессе, состояли там же в кавказском землячестве. Друзьями быть им не пришлось, слишком уж различались их взгляды на жизнь. Нариманов, к примеру, письменно взывал к Усуббекову по поводу бедственного положения народа в Азербайджане. Но его страстный порыв не возымеет должного эффекта. Обстоятельства распорядятся иначе: Нариманов станет могильщиком как правительства своего сокурсника, так и националистической партии Мусават.

С первых дней существования Советской власти в республике Нариманов начнёт работу по коренному переустройству жизни на родной земле, где развернётся грандиозное строительство. И будет оно успешным, впечатляющим. В советское время Азербайджанская ССР станет мощным промышленно-аграрным регионом, цветущей, стабильно развивающейся республикой.

Небывалых высот добьётся Азербайджан и в культурном продвижении, за которое так ратовал Нариманов, бывший сам не только творцом, бравшимся в часы вдохновения за перо, но и организатором разносторонней и кипучей деятельности по расширению театрального искусства, выходу учебного пособия по родному языку, гонимому при царском самодержавии, изданию национальных газет, созданию за счёт собственных средств народной читальни в Баку, пропаганде знаний, образования. По сути, именно Наримановым закладывался тот прочный фундамент, позволивший республике пройти через определённые трудности и испытания и стать мощным государством, равноправным участником союза братских народов.

Серго Орджоникидзе, откликаясь на неожиданную смерть Нариманова от сердечного приступа, в своей телеграмме в Москву из Тифлиса напишет: «Нариманов являлся самой крупной фигурой нашей партии на Востоке. Он был олицетворением этого Востока». Эти слова, даже без присутствующего в них пафоса, необходимого для тех скорбных дней, были исключительно точны и справедливы.

Нариман Нариманов действительно выделялся среди своих товарищей и коллег. И это подмечали все, причём буквально при первом же знакомстве с ним. Нариманов умел произвести впечатление.

Известна на сей счёт записка наркома иностранных дел РСФСР Георгия Чичерина, подготовленная в начале августа 1919 года, в которой, в частности, сказано: «Познакомившись с т. Наримановым, я сейчас же убедился, что это превосходный руководитель партийной пропаганды и агитации среди мусульман России и Ближнего Востока».

Исчерпывающая оценка одного из самых образованных и высококультурных ленинских наркомов была объективной: Нариманов в самом деле был более образован, знал иностранные языки, прекрасно владел русским. Его интересовала творческая работа, имел он и неплохой опыт врачебной практики, был известен как публицист, писатель, революционер, руководящий работник первого Советского правительства.

Состоялся он и как государственный деятель республики, активно занимавшийся решением многих неотложных задач самого начального этапа в истории Советского Азербайджана. Так, беря на себя как Председателя Совнаркома республики ответственность за состояние дел в Азербайджане, он в том памятном 1920 году за помощью обращается напрямую к Ленину.

Вот выдержки из его писем-прошений, где без лишних слов Нариманов доводит до Ильича волнующие его вопросы: «Дорогой товарищ Ленин! Всё идёт хорошо, но продовольственный вопрос затрудняет. Мы сейчас не можем вести правильную продовольственную политику. Нельзя ли на Северном Кавказе выделить для нас известный участок для сбора хлеба. Тогда твёрдой рукой можно будет проводить всё. Подробный доклад о положении дел пришлю с курьером»; «…Дорогой Владимир Ильич! Прошу Вас лично принять тов. Севостьянова (работник Азревкома. — Р.С.) и выслушать его о Шолларском водопроводе, имеющем для нефтяной промышленности огромное значение»; «Председателю Совнаркома товарищу Ленину. Ввиду крайней нужды Ревком просит о присылке в адрес Азербайджанского Наркомпроса нескольких пароходов строительного леса для ремонта школьных зданий и школьной мебели».

Ходатайства эти и подобные им Лениным рассматривались оперативно. Необходимая помощь республике оказывалась. А ведь и самим исконно русским территориям жилось тогда тяжело. Но иначе быть не могло. В этом принципиальном отношении к национальным республикам и краям хорошо просматривается и сам Ленин — государственник, интернационалист, руководитель, переживавший за судьбу и России, и её вчерашних национальных окраин, ставших на путь социалистического строительства.

Несколько позже, когда наиболее кричащие трудности будут преодолены, Нариманов, говоря о Ленине, которого он знал с лета 1919 года, с тех пор, как состоялась их продолжительная беседа об острейших кавказских проблемах и политике большевиков на Востоке и он был назначен заведующим Отделом Ближнего Востока Народного комиссариата иностранных дел РСФСР, а затем и заместителем наркома по делам национальностей, напишет: «Владимир Ильич особенное внимание обращал на Туркестан и Азербайджан. Он говорил, что эти республики есть преддверие к Востоку, что всё, что делается у них, будет эхом отдаваться в соседних государствах, и угнетённые в этих странах будут знать и чувствовать нашу сущность». Да, ленинская мысль работала на опережение, в этом Нариманову приходилось убеждаться не раз.

Важно подчеркнуть и то, что Нариманов, возглавляя Временный военно-революционный комитет и Совнарком Азербайджана, являясь видным большевиком, членом Кавказского бюро ЦК РКП(б), отчётливо понимал и поддерживал как саму большевистскую политику по национальному вопросу, так и те взаимоотношения, которые выстраивались между центральным правительством и республиканской властью. Рассматривая полученный республикой суверенитет, он отмечал, что «все наши учреждения свободны и самостоятельны и никаких ниоткуда давлений нет и мы ни у кого не спрашиваем: можно ли издавать такие-то законы или нет», но в то же время понимал он и то, как необходимы и важны братское сотрудничество и взаимопомощь: «Ныне вопрос (о государственной самостоятельности и независимости. — Р.С.) находится в такой плоскости: Армянская республика вполне зависит от нас, так как она всё будет получать от Советского Азербайджана. В Грузию мы отправляем совершенно бесплатно нефть, без счетов, без всего Советская Россия присылает 25000 комплектов обмундирования, из Советской России мы получаем миллионы пудов хлеба, массу сахару и много прочего. И никаких счетов, никакой бухгалтерии на всё это не ведётся».

Кстати, при всём при том, минимизировав учётную документацию, продовольствие и другая помощь, направлявшиеся из России в Азербайджан, доходили по назначению и случаев воровства практически не фиксировалось. Революционная сознательность масс, людей в большинстве малограмотных, что называется, была налицо. Понимали эти люди и то, что от их работы, их принципиальности, последовательности зависит судьба молодого государства рабочих и крестьян. Непреложные истины эти до них доводили и такие крупнейшие деятели, как Нариманов.

Не уставал он и призывать к межнациональному миру, к дружбе народов, к тесному сплочению народов Кавказа и Востока вокруг Советской России. Большевик с осени 1905 года, активный член бакинской большевистской группы «Гуммет» («Энергия»), политический узник и ссыльный царского самодержавия, умудрившийся при этом в январе 1913 года избраться гласным Астраханской городской думы, Нариманов стал народным комиссаром Бакинской коммуны, чудом избежав жуткой расправы над коллегами-комиссарами: вследствие тяжёлой болезни он вынужденно переехал в ставшую родной для него Астрахань. Вспоминая годы борьбы за победу Советской власти, он писал: «В течение двух лет мы, коммунисты, находясь в России, всё время думали об Азербайджане, каждую минуту заботились о нём. Если наши тела были в России, наша душа была в Азербайджане. Мы твёрдо знали, что Азербайджан не может существовать без России, что Азербайджан должен иметь связь с Россией. Мы твёрдо знали, что турки, англичане и другие захватчики приходят в Азербайджан ради своих интересов, что они там временно, а вечное счастье Азербайджанской республики связано с Россией».

Ещё одно событие стопятилетней давности, бывшее для Нариманова своего рода смотром республики и его персональных возможностей руководителя, оратора, организатора и народного вожака, следует особо выделить. Оно же, без преувеличения, выдвинуло его в ряд виднейших прогрессивных политических деятелей Востока. Речь идёт о I съезде народов Востока, проходившем в Баку в сентябре 1920 года.

Большой организаторской работе Нариманова и его ближайших помощников по подготовке этого впечатляющего по размаху и значимости форума предшествовало решение Политбюро ЦК РКП(б), датированное 18 июня 1920 года. В нём одобрялся «в принципе созыв III Интернационалом в Баку съезда восточных народов», также по данному вопросу Политбюро ЦК запрашивало мнение товарищей Нариманова и Сталина.

Представительное собрание, объединившее посланцев тридцати семи восточных национальностей и представленное порядка тысячью девятьюстами делегатами, среди которых были коммунисты и националисты, беднота, духовенство и члены влиятельных, наделённых властью семей, открывал Нариманов. «Сегодня на мою долю выпало счастье открыть первый невиданный, неслыханный в мире съезд народов Востока», — заявит он тогда, переживая вместе со всеми радость и гордость за родной Азербайджан, ставший местом встречи лучших представителей многомиллионного, в большинстве своём угнетённого населения восточных стран.

На одном из пленарных заседаний он сделает обстоятельный доклад на тему: «Грядущее за коммунизмом — счастливым царством труда, равенства и всеобщего благополучия». Активно принимал он участие и в дискуссиях, консультациях, обсуждениях о том, кто такие большевики, о сути империалистической и Гражданской войн, о разрешении Советской властью земельного вопроса, об отношении Советов к национальным и религиозным вопросам, о колониальной политике Антанты на Востоке, о возможности национальных революций на Востоке, о революционном движении в Азербайджане и о его отношениях с Турцией, Персией, Арменией.

При проведении съезда в Баку из песков Закаспия доставят останки комиссаров Бакинской коммуны. Траурная процессия, в которой вместе с жителями города будут участвовать и гости республики, пронесёт двадцать шесть гробов с пристани к месту захоронения на площадь Свободы, переименованную позже в площадь 26 бакинских комиссаров. Не одно десятилетие просуществуют и название самой площади, и созданный на месте погребения народных героев мемориальный комплекс. Но в январе 2009 года комиссаров перезахоронят. В современном Баку, к сожалению, о 26 легендарных комиссарах, устанавливавших весной 1918 года в Азербайджане Советскую власть, ничего уже не напоминает…

Тогда же, едва сдерживая слёзы, Нариманов будет держать слово не только как первое лицо Азербайджана, но и как товарищ героев-мучеников, народный комиссар, ведавший в коммуне вопросами жизнедеятельности городского хозяйства. Взволнованное выступление его прозвучит как клятва, как призыв к дальнейшей борьбе: «Сейчас мы предаём земле Советского Азербайджана наших лучших, дорогих товарищей… Эти стойкие, честные герои пали от руки Англии, той Англии, которая всегда твердит о своей человечности… Вот результат этой человечности!.. Сегодня судьбе угодно было продемонстрировать эту человечность перед Востоком. Пусть Восток знает о ней. Но знайте, что приближается час возмездия. Вчера Восток дал клятву объединёнными силами свалить этих мировых разбойников. И в скором времени проснётся седой Восток и со своих плеч сбросит гнёт… Спите, дорогие товарищи! Идеи, за которые вы боролись, воссияют ярко по всей земле!»

Возвышенные и пылкие слова Нариманова, в основе которых была ленинская политика борьбы народов с колониальной зависимостью и за обретение подлинного суверенитета, окажутся провидческими. Пройдут годы, те, кто был заворожён революционной атмосферой Баку сентября 1920 года, в результате многолетней борьбы скинут путы колониального рабства и начнут строить собственные народные государства, ориентированные на социализм и руководствующиеся практическим опытом первого в мире государства рабочих и крестьян. Начнётся новая эра в развитии огромного восточного региона. Социалистические преобразования войдут в жизнь миллионов…

В мае 1921 года Нариманов напишет Ленину о необходимости объединения закавказских советских республик. И такая работа будет проведена. На том временном этапе этого требовала сама жизнь. В приоритете же находились вопросы сугубо экономического характера. Объединёнными усилиями проще было преодолевать трудности, бывшие тогда в повседневном быте Закавказья.

В октябре того же года он станет участником заседания Политбюро ЦК РКП(б) по определению политики по отношению к Азербайджану и к сопредельным с ним странам. Руководство партии высоко ценило мнение Нариманова. К нему прислушивались, с ним советовались, признавая его авторитет и прекрасное знание проблем Закавказья и Ближнего Востока.

Год 1922-й станет для Нариманова не менее богатым на судьбоносные события. В феврале на I съезде коммунистических организаций Закавказья его изберут членом краевого комитета партии. В марте он станет одним из трёх председателей союзного Совета Закавказской федерации. В апреле — мае он вместе с Г. Чичериным, В. Воровским, Л. Красиным, М. Литвиновым направляется в качестве советского полпреда на Генуэзскую конференцию.

По возвращении из Генуи на съезде трудящихся женщин Закавказья он так оценит своё пребывание на конференции: «…Признаться, из Генуи я уехал под очень тяжёлым впечатлением. К Генуэзской конференции я подхожу не только как коммунист-большевик, но и как литератор и говорю на основании всего того, что я там видел и слышал: …разум в настоящее время в Западной Европе в плену у капитала… Надо скорее объединиться и общими усилиями освободить этот разум из плена капитала». Напишет он тогда же и брошюру под названием «Что такое Генуя?», в которой довольно обстоятельно изложит своё видение этого исторического события.

30 декабря 1922 года общими усилиями РСФСР, Украины, Белоруссии и Закавказской федерации образуется Советский Союз. На I Всесоюзном съезде Советов по рекомендации Ленина Нариманова избирают одним из четырёх председателей Центрального Исполнительного Комитета — высшего органа власти новообразованного социалистического государства. Коллегами его по руководству ЦИК становятся русский Михаил Калинин, украинец Григорий Петровский, белорус Александр Червяков.

В апреле 1923 года на XII съезде партии Нариманова избирают кандидатом в члены ЦК РКП(б). Такое же высокое доверие ему будет оказано и на следующем, XIII съезде РКП(б) в мае 1924 года. А в июле 1923 года именно Нариманов будет председательствовать на сессии ЦИК СССР первого созыва, утвердившей Конституцию СССР и образовавшей первое союзное правительство во главе с В.И. Лениным. За подписью Нариманова будет опубликовано и принятое Президиумом ЦИК обращение «Ко всем народам и правительствам мира», извещавшее мировую общественность и государственные институты всех стран о создании советскими народами единого союзного государства.

Тяжёлым ударом для Нариманова становится смерть Ленина, которого он безмерно уважал, высоко ценил и всегда к нему прислушивался. В «Известиях» появятся такие его строки: «Ушёл от нас величайший в мире психолог и искреннейший защитник угнетённых народностей мусульман…» На траурном заседании II съезда Советов, посвящённом памяти В.И. Ленина, Нариманов выступит с проникновенной речью о вожде.

Наряду с повседневными государственными делами Нариманов, работая на пределе своих физических возможностей, успевал читать лекции в Институте востоковедения при ЦИК СССР и в Коммунистическом университете трудящихся Востока, сотрудничать с «Правдой» и «Известиями». В 1924 году он готовит к печати написанные им труды о Ленине: «Ленин и мусульманский Восток», «В глазах мусульман Ленин — необыкновенное имя», «Ленин и Восток», «Год работы без Ленина». Тогда же он пишет и научные исследования — работы «Пути понимания коммунизма» и «Национальный вопрос».

Напряжённо трудился он и в последний год своей жизни. В феврале 1925 года за подписью Нариманова выходят декреты ЦИК об основах авторского права, о создании при ЦИК СССР специального фонда имени В.И. Ульянова-Ленина для помощи беспризорным детям, о деятельности Комиссии по увековечению памяти В.И. Ленина при ЦИК республик, о переименовании Румянцевской библиотеки в Публичную библиотеку имени В.И. Ленина. Несколько ранее им было подготовлено постановление и об открытии Института Ленина — будущего Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. Под председательством Нариманова ЦИК принимает обращение к народностям, населявшим национальные республики и области Советского Востока «О правах трудящихся женщин Советского Востока и необходимости борьбы со всеми видами их закрепощения в области экономической и семейно-бытовой», а также об издании Большой Советской Энциклопедии.

В те февральские дни страна широко отметила тридцатилетие общественно-политической и научно-литературной деятельности Нариманова. Торжественные мероприятия проходили в Мраморном зале Второго Дома Советов, в Институте востоковедения и в Доме армянской культуры. В памятном адресе от населения республик к данной юбилейной дате отмечалось: «…Вы вели отчаянную борьбу с национализмом, затемнившим сознание масс, Вы неустанно разоблачали ложь и измену националистической буржуазии, старавшейся лозунгами Ислама и Нации защитить классовые интересы бакинских миллионеров и кучки ханов и беков… Только случайно избегнув трагической судьбы 26 бакинских комиссаров, Вы продолжали трудную борьбу, усиленно работали над проведением в жизнь национальных принципов Российской Коммунистической партии — созданием национальных автономных республик и областей РСФСР… Ваша популярность среди трудящихся масс восточных народностей выдвинула Вас на один из самых почётных постов в Союзе, на пост Председателя ЦИК СССР… Ваше имя является революционным знаменем для широких масс трудящихся восточных окраин СССР и зарубежных стран Ближнего Востока, в их сознании оно идёт следом за именем Ленина». На русском языке издаются его роман «Бахадур и Сона», повесть «Пир», на сцене Малого театра ставится историческая трагедия «Надир-шах».

Если же говорить о литературной работе Нариманова, неразрывно связанной с его революционной и политической деятельностью, то сошлюсь в связи с этим на мнение известного азербайджанского советского прозаика и критика Эльчина: «В сердце Наримана Нариманова жила большая любовь — любовь к Родине, к народу, любовь к природе… Он писал: «Есть ли что-либо сильнее любви? Не любовь ли освещает тёмные ночи и побуждает человека разговаривать со звёздами и луной?» Здесь проявлялась романтика, порождённая той же самой гражданской, одухотворённой любовью. И любовь эта не позволяла витать в облаках, побуждала искать поприще для конкретных дел.

Между романтизмом Нариманова, романтизмом писателя и революционера, и реализмом Нариманова, опять-таки писателя и революционера, существовало органичное единство. Романтизм Нариманова-писателя создавал мир чистых чувств Бахадура и Соны, а реализм Нариманова-гражданина вскрывал и показывал пороки общественной среды, окружающей их».

Незадолго до смерти Нариманов посетил Закавказье. Выступил он и перед населением деревни Кызыл Аджили, в которой в 1890 году начинал учительствовать после окончания Горийской семинарии. Удалось ему попрощаться и с любимцем — Баку. После возвращения в Москву пройдёт один хлопотный день, на следующий — 19 марта 1925 года, вечером, возле Александровского сада сердце Наримана Нариманова остановится…

Сто лет назад молодое Советское государство простилось с Нариманом Наджаф оглы Наримановым. Во всех гарнизонах страны прозвучал артиллерийский салют, на всей территории Союза, над зданиями дипломатических и торговых представительств СССР за рубежом, на судах военного и торгового флота на пять минут приспустили государственный флаг…

Пробегут годы. Единственный сын Нариманова, которого он и понянчить-то не успел, — гвардии старший лейтенант коммунист Наджаф Нариманович Нариманов, погибнет в сентябре 1943 года близ шахтёрского города Волноваха в боях при освобождении Советской Украины. Ценою жизни, в двадцать три года от роду, он приумножит славу и добрую память о своей фамилии.

В июне 1972 года в Баку Нариманову торжественно открыли величественный памятник. Он и сегодня находится в столице Азербайджана на определённом ему месте. А годом ранее на экраны страны вышел художественный фильм о Нариманове известного азербайджанского режиссёра Аждара Ибрагимова «Звёзды не гаснут», где в роли выдающегося сына азербайджанского народа выступил будущий народный артист СССР Владимир Самойлов.

Народный писатель Азербайджана Мирза Ибрагимов написал о Нариманове роман-эпопею «Пэрванэ». В Баку и Тбилиси были открыты мемориальные музеи Нариманова. В Баку, Москве, Тбилиси на домах, где он жил и трудился, установили в память о нём мемориальные доски. Во многих городах Азербайджана, России, Украины, Казахстана, Узбекистана, Киргизии именем Нариманова названы населённые пункты, улицы, народно-хозяйственные, образовательные, культурные, медицинские объекты и учреждения. В ряде городов установили ему памятники. В СССР и современном Азербайджане выпущены почтовые марки с портретом Нариманова.

Написаны о нём научно-публицистические книги, появился он в ряде художественных фильмов…

К счастью, Нариман Нариманов не забыт и в наше непростое время. На родной азербайджанской земле он не оказался в числе оклеветанных советских героев. Братский народ поступил мудрее. Не стал он вычёркивать фамилию видного большевика и первого главы Советского азербайджанского правительства из анналов национальной памяти. В этом отношении и нам, россиянам, есть чему поучиться… Прах Наримана Нариманова покоится в России, на Красной площади, в Кремлёвском пантеоне вечной славы. И об этом мы не вправе забывать.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *