Культура Киргизии вступила в полосу «оптимизации». «Неэффективные» библиотеки будут закрыты, неоднозначные реформы переживает система среднего образования. На этом фоне руководство заявляет о необходимости повышения национального самосознания.
Давно подмечено, что интенсивность разговоров о культурных ценностях не всегда совпадает с реальным прогрессом в этой сфере. Для постсоветского пространства такое противоречие стало обыденностью. Вызванный разрушением СССР кризис культуры, образования, морально-нравственных принципов углубляется, хотя в лозунгах и разного рода программах недостатка нет.
В конце прошлого года президент Киргизии Садыр Жапаров подписал указ об утверждении доктрины «Национальный дух — мировые высоты». В этом многостраничном документе признаётся, что за последние десятилетия республика не смогла избежать ошибок и неверных шагов. «Возможности, предоставленные обретённой независимостью, не стали всеобщим достоянием, а всё больше оказались в руках меньшинства. Наука, знания, культура, нравственность и духовность и их носители оказались на задворках, общественные институты потеряли влияние», — указано в доктрине.
Для исправления ситуации предлагается, однако, не менять социально-экономический базис, а усовершенствовать культурную надстройку. А именно сформировать «общегражданское сознание, опирающееся на национальные нравственные основы». Это будет достигаться мерами по расширению использования киргизского языка, повышению эффективности образования, развитию литературы, физкультуры и спорта и т.д. «Доктрина будет способствовать превращению Киргизской Республики в сильное, способное успешно отвечать на многочисленные вызовы времени, устойчиво развивающееся, сильное и цветущее государство, — утверждается в документе. — Для быстрого и устойчивого развития государства все его граждане должны полностью очиститься от негативных привычек, обретённых в прошедшие десятилетия безосновательных надежд, понятий, идеологического невежества, вредных влияний извне, и только затем начать с присущей народу мудростью использовать свой внутренний потенциал и средства».
Практическая реализация поставленных задач, однако, вызывает много вопросов. Недавно, к примеру, на общественное обсуждение был вынесен проект постановления правительства «О реформировании и совершенствовании деятельности домов культуры и сельских библиотек». В нём предлагается в трёхмесячный срок провести анализ востребованности сельских библиотек и составить список объектов, подлежащих ликвидации. «Даже те учреждения, которые остаются открытыми, часто страдают от крайне низкой посещаемости. Данные о числе посетителей и абонементах часто оказываются недействительными и могут быть искажены», — отмечается в проекте постановления.
Та же судьба может ждать сеть местных клубов. Как заявили в министерстве культуры, из 650 сельских домов культуры почти 200 нуждаются в капитальном ремонте, 61 находится в аварийном состоянии. В действительности же, признают сами чиновники, доля находящихся в неудовлетворительном состоянии объектов может превышать 50 процентов. Дома культуры не обеспечены материально-технической базой, менее 10 процентов из них поддерживаются из республиканского бюджета, зарплата сотрудников составляет порядка 15 тысяч сомов (14 тыс. руб.).
Печальная картина с печатным делом. В прошлом году в Киргизии было издано 1,6 миллиона экземпляров книг и брошюр на всех языках. На тысячу жителей, таким образом, пришлось лишь 245 экземпляров. Между тем в 1990 году тираж книг и брошюр на одном только киргизском языке превышал 3,1 миллиона экземпляров (706 на 1 тысячу жителей). Тем, кто говорит о «подавлении национальных культур Советской властью», неплохо было бы знать эти цифры…
«Оптимизация» затронула и школы республики. Свыше полусотни «малокомплектных» учебных заведений присоединили к более крупным в качестве филиалов, хотя расстояние между ними составляет от 2 до 20 километров.
В целом система среднего образования переживает крайне противоречивый процесс перехода на 12-летнее обучение. Уже на первом этапе это вызвало массу трудностей. Из-за переполненности школ многие первоклашки будут заниматься в помещениях детских садов. В одном Бишкеке в таком положении окажутся 14 тысяч детей. Кроме того, требуется дополнительно 6,8 тысячи учителей. Восполнять дефицит власти решили за счёт привлечения студентов педагогических вузов.
Впрочем, реформа подразумевает не только обязательное обучение с 6-летнего возраста, но и перестройку всей программы. Нынешняя система, по словам чиновников, не учит логическому мышлению и обработке данных, а потому за основу взяты методология Кембриджского университета и опыт Сингапура, разрабатывать учебные планы будут иностранные специалисты. В частности, физику, химию, биологию, географию объединят в один предмет под названием «Наука». Будет его преподавать один человек или несколько, власти, правда, ещё не знают.
Ещё одной тенденцией стало вытеснение из образования русского языка.
В прошлом году спикер парламента Нурланбек Тургунбек уулу призвал прекратить разговоры о поэтапном внедрении киргизского языка и внедрить систему, при которой учащиеся с первого по четвёртый классы будут обучаться только на нём.
В соответствии с пожеланиями спикера разработан законопроект. Согласно его положениям, в начальной школе должен использоваться исключительно киргизский язык, а затем предметы будут преподаваться на трёх языках — киргизском, английском и русском. Следствием этого, как утверждается, станет повышение качества образования и создание возможностей для самореализации граждан на международной арене.
Также, как сообщала «Правда» (см. номер от 24 апреля с.г.), все работники бюджетной сферы, включая учителей и врачей, должны будут уже в следующем году подтвердить владение киргизским языком на уровне не ниже среднего. Не сдавшим экзамен грозят штрафы. Это при том, что Конституция Киргизии закрепила за русским языком статус официального. Тот же спикер, однако, называет все уступки недопустимым популизмом. «Каждый из нас, раз мы живём и работаем в Киргизстане, должен знать киргизский язык, и никак иначе», — заявил он.
На этом фоне министерство образования заключило соглашение с американским «Корпусом мира» о расширении преподавания английского языка в образовательных учреждениях республики. Сейчас в Киргизии работают около полусотни волонтёров организации, документ направлен на увеличение их числа. Как видим, отношение власти к вопросам языка и в целом культуры трудно назвать последовательным.
Сергей КОЖЕМЯКИН, соб. корр. «Правды». г. Бишкек.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.