По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».
Автор статьи — Всеволод Надеждин
Какими только перлами в области законодательства и других сфер жизни ни потчевали нас с вами доблестные представители нынешней власти. И депутаты-«единороссы», и их однопартийцы-чиновники, причём — высокого ранга, чуть ли не еженедельно становятся главными «героями» в СМИ и на телевидении благодаря своим, вызывающим в лучшем случае недоумение, а в худшем — всеобщий гнев, инициативам, высказываниям и призывам. На сей раз отличился глава Красноярского края Александр Усс.
«БЕНЕФИС» красноярского губернатора состоялся в конце июля на молодёжном форуме «Бирюса», где он, выступая перед студентами, лихо прошёлся по проблеме пожаротушения огромных площадей тайги во вверенном ему регионе. По мнению Александра Усса, само по себе тушение пожаров — «бессмысленное занятие», поскольку это… природное явление. В качестве аргумента, подкрепляющего такой довод, глава края с усмешкой сравнил тушение пожаров с попытками… «растопить айсберг, чтобы стало потеплее».
Грех не протицировать изобилующие «чёрным юмором» пассажи господина губернатора.
«Есть категория, которая у нас называется зона контроля, — там, где пожар по определению не тушится, и есть зона охраны, где пожары тушатся. Что касается зоны контроля — это в основном северная территория, пожары там возникают регулярно из-за грозовой активности. Это было и сто, и триста, и пятьсот лет назад. Вот если у нас зимой холодная погода и возникает метель, никому же не приходит в голову топить айсберги, чтобы стало потеплее? Нечто похожее, думаю, можно сказать применительно к лесным пожарам в зоне контроля. Дело в том, что это обычное природное явление, бороться с которым бессмысленно, а может, даже где-то и вредно…»
Ни много ни мало!.. Оказывается, тушить пожары даже вредно! А как же проживающее там население вверенного господину Уссу Красноярского края? Людям остаётся в таких условиях лишь одно: из огня, как говорится, да в полымя. Хвататься за топоры, багры, помповые насосы и иные средства пожаротушения и самим спасать от огня себя и свои населённые пункты. А заодно и помогать попавшим в беду соседям…
О том, что красноярского губернатора, подобно Остапу Бендеру, «понесло», свидетельствует и ещё один его перл: оказывается, «драматичную информацию о пожарах распространяют либо невежды, либо провокаторы». А чтобы быть «правильно понятым», господин Усс пояснил, что под «бессмысленностью» тушения некоторых видов пожаров он имел в виду экономическую нецелесообразность (к этому вернёмся ниже) и прямую угрозу жизни спасателей, пожарных и сотрудников МЧС.
Однако подобный гуманизм красноярского губернатора почему-то совершенно не оценили в МЧС. Рядовые бойцы этой службы крутили пальцем у виска, ознакомившись с выступлением губернатора. Но вести себя таким же образом было бы как-то не к лицу руководителям МЧС, поэтому прибывший в Красноярский край первый заместитель главы этого ведомства Александр Чуприян был более деликатен, хотя по смыслу сказанного солидарен с позицией своих подчинённых.
— Если население нуждается в помощи, то экономические соображения не станут препятствием для тушения лесных пожаров. Мне кажется, что никакие экономические доводы не могут повлиять на то, чтобы помощь была оказана. Тем более что тушение пожара — это всегда убыточное мероприятие, — заявил он.
Что же касается «угрозы жизни» огнеборцев, то их руководитель отметил, что «некоторые пожары не обслуживаются людьми, поскольку находятся в авиазоне, где тушение возможно только с воздуха. Но наиболее эффективно процесс пожаротушения проходит, когда авиация работает совместно с наземной группировкой». При этом Александр Чуприян подчеркнул, что ведомство усилит группировку для тушения лесных пожаров в Сибири, поскольку нынешних сил и средств недостаточно.
И словно в подтверждение этих слов и как ответ зарвавшемуся красноярскому губернатору — последняя статистика из регионов Сибири: площадь лесных пожаров, которые «экономически невыгодно тушить», достигла 3 млн гектаров. Дым от пожаров уже дошёл до крупнейших городов и других населённых пунктов Урала, а жители самих сибирских городов просто задыхаются от смога.
Издевательские, иначе не скажешь, пассажи господина Усса вызвали бурную реакцию не только населения Красноярского края и других регионов Сибири. Их в эти дни гневно обсуждает вся страна, поскольку на этом очередном примере в ряду ему подобных мы вновь столкнулись с отношением власти к народу. Что же касается господина Усса, то его поведение уже не вызывает удивления в самом Красноярском крае. Достаточно вспомнить, как в разговоре с одной из жительниц затопленного весенним паводком посёлка во время посещения пострадавших районов губернатор в ответ на просьбу помочь с жильём высокомерно заявил: «Вы что тут мне права качаете?» Правда, впоследствии, видимо, осознав, что хватил лишку, принёс извинения. Но слово не воробей, позиция главы региона в отношении его населения была высказана…
А что же федеральная власть? Скандал получился слишком громким, поэтому вслед за высказываниями Александра Усса последовал грозный окрик из Москвы в исполнении главы правительства Дмитрия Медведева. Правда, не в адрес самого губернатора Красноярского края, а, как говорится, в общем и целом.
— Работа по борьбе с пожарами — компетенция региональных властей. Каждый руководитель субъекта Федерации, каждый губернатор должен взять эту ситуацию под личный контроль — не говорить какие-то общие слова или пальцем наверх показывать, а лично заниматься этим вопросом, — заявил на совещании со своими заместителями премьер.
Возникает резонный вопрос: почему же федеральный центр столь мягко реагирует на слова и поступки зарвавшегося губернатора крупнейшего региона Сибири? И фактически даёт ему повод уверовать в собственную безнаказанность?
Дело здесь не только в том, что Александр Усс — верный соратник-«единоросс». Такое мы видим в современной структуре российской власти сплошь и рядом. Есть и другая причина, по которой красноярский губернатор находится в особом фаворе у федеральной власти.
Минувшей зимой в Красноярске с большой помпой была проведена Всемирная зимняя Универсиада, подготовку к которой на краевом уровне возглавлял, естественно, Александр Усс. Под это крупнейшее для Сибири спортивное мероприятие федеральный центр предоставил Красноярску очень многое: регион (точнее, его глава) фактически обрёл массу дополнительных полномочий при сохранении мощного финансирования со стороны Москвы. В итоге Универсиаду-2019 Красноярск провёл на ура, была одержана самая яркая в истории таких соревнований спортивная победа, когда российская команда завоевала медалей намного больше, чем «весь остальной мир». А кроме того, Александр Усс бодро отрапортовал об «экономических успехах в виде обновления самого города и создания спортивного наследия Универсиады благодаря строительству новых современных спортивных объектов и доведению до международного уровня уже существующих».
Под громкие звуки победных фанфар никто как-то не обратил всерьёз внимания на то, что в спортивном отношении Универсиада превратилась в нечто подобное «избиению младенцев». Россия была почти во всех видах спорта представлена сильнейшими участниками-«студентами» из первого состава национальной сборной, то есть самыми настоящими профессионалами, в то время как подавляющее большинство других стран прислали в Красноярск действительно студентов-любителей. Мог ли исход Универсиады быть другим? И получили ли зрители, действительно, удовольствие, наблюдая за соревнованиями, где почти всегда шла «игра в одни ворота»?
Но это — лирическое отступление, хотя и оно имеет смысл для подтверждения нынешнего поведения господина Усса. Ведь он на «отлично» справился с поставленной Москвой задачей: провести лучшую в истории Универсиаду и создать условия для самой громкой в этих соревнованиях российской победы.
А теперь вернёмся к главному — к экономике. Как уже было отмечено выше, администрации Красноярского края были предоставлены небывалые финансовые возможности под Универсиаду. А заодно — и в других областях, прежде всего — социально-экономической, что должно было быть направлено на нужды края. Но вот что удивительно: несмотря на огромные финансовые вливания, средств, расходуемых на Универсиаду, администрации края почему-то всегда не хватало. То тут надо было «латать дыры», то там… В результате пришлось «влезать» в другие статьи краевого бюджета, в том числе — природоохранную.
Не случайно прошлогоднее независимое расследование краевой Счётной палаты, представленное ещё в конце декабря спикеру местного парламента Дмитрию Свиридову, благополучно… легло под сукно до лучших времён. Ведь там, в частности, одной из центральных тем расследования была та же, что и в году нынешнем, — проблема пожаротушения в Красноярском крае, хотя в году минувшем проблема лесных пожаров и не стояла столь остро, как сейчас. Представленный отчёт был, по существу, разгромным для краевой власти, по пунктам разбирались все её действия: от бесхозяйственности до коррупции. Особенно — по результатам проверки мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров.
Однако господин Свиридов представлять документ региональному парламенту отказался, выдвинув тогда, в декабре, неопровержимый довод: «Да вы что?! У нас же Универсиада на носу!»
В результате скандальное расследование вынесли на обсуждение депутатов, причём весьма неохотно, только сейчас. И, как сообщает местное информационное агентство KrasNews.com, в официальном заключении Счётной палаты на 46 листах даются оценки аудиторов того, к чему привела передача полномочий по тушению лесных пожаров с федерального уровня на уровень региональной исполнительной власти и как с этой задачей «справляется» администрация и правительство нынешнего губернатора Александра Усса. Агентство отмечает при этом, что показатели управления и реализации полномочий, переданных Москвой региональной власти, выглядят по меньшей мере дико…
Не в этом ли кроется причина безапелляционных заявлений Александра Усса об «экономической нецелесообразности тушения лесных пожаров»? Ведь денежки на это самое тушение уже давным-давно того — улетучились как дым.
Кстати, о дыме. Его-то как раз становится над Красноярским краем всё больше, поскольку площади лесных пожаров, увы, не сокращаются, а растут. Крупнейший регион Сибири прочно входит в тройку самых «огнедышащих» на всём пространстве к востоку от Урала, на его территории МЧС зафиксировало почти 100 больших и малых пожаров и очагов возгорания.
А жители краевого центра, задыхающиеся от смога, тем временем требуют от властей ввести в городе «чёрный уровень» опасности в связи с растущим загрязнением воздуха. И собирают многолюдные митинги за отставку говорливого губернатора Усса и иже с ним.
Комментарий редакции: Заявление Красноярского губернатора откровенно возмутительно. Видите ли, поскольку на Руси пожары полыхали столетиями, то невозможно полностью ликвидировать их. Де-факто это означает, что власть капитала готова снять с себя ответственность за борьбу со стихийными явлениями природы. Надо полагать, что они считают нормальным увеличение затрат на необоснованные мероприятия при одновременном недофинансировании критически важных сфер? А о том, что после принятия нового Лесного кодекса упразднили лесную охрану в интересах захвативших природные ресурсы капиталистов, об этом они не говорят ни слова. Равно как и о том, что в знойное лето 2010 года в Белоруссии государство не допустило событий, аналогичных тем, которые были у нас. И всё потому что там не было масштабных экспериментов с массовой приватизацией (особенно с передаче в частные руки лесного фонда).
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.