По материалам публикаций на сайте портала «Свободная пресса»
Изменения в Основной закон страны, которые должны внести уже совсем скоро, способны подорвать еще сохраняющуюся стабильность российской государственности. Парадокс в том, что инициатором этого процесса стала власть. Причем корень проблемы вовсе не в возможных попытках Владимира Путина на многие годы задержаться на политическом Олимпе, а в том, что эти попытки могут обернуться противопоставлением всей системы власти самому ходу исторического процесса.
Желание держаться у власти бесконечно долго характерно для многих правящих групп постсоветского пространства. Во многом это традиция, заложенная в предыдущие поколения, и мало у кого вызывает удивление. Однако для сохранения власти везде и во все времена требовался некий общественный консенсус, то есть согласие народа. А вот сейчас Кремль, по всей видимости, решил обойтись без этого необходимого условия.
Важно заметить, что попытки самочинно править бессменно многие десятилетия часто печально оборачивались даже для монархов далекого прошлого. Просто потому, что общество развивается, а мир вокруг постоянно меняется. К примеру, поражение декабристов в 1825 году позволило Николая Первому царствовать в относительно стабильной обстановке 30 лет.
За это время по Европе прокатилась волна буржуазных революций, принимались конституции, развивался парламентаризм, росло промышленное производство — произошли буквально тектонические социальные изменения. Крестьянская Россия лишь отставала от передовых стран, в ней нарастали и усугублялись давно нерешаемые проблемы.
Выпадание из исторического процесса в итоге дорого обошлось стране. Даже достаточно радикальные реформы вроде отмены крепостного права не спасли Александра Второго от бомбы террористов.
Всегда сложно проводить исторические аналогии, да и редко они бывают уместными. Но за 20 первых лет XXI века, что Путин находится у руля государства в РФ, мир изменился до неузнаваемости. Изменились технологии, вооружения, принципы организации производства. В конце концов, выросло новое поколение, привыкшее общаться со сверстниками в любой точке мира и получать любую информацию онлайн. Сейчас мы стоим на пороге массового внедрения систем искусственного интеллекта, которые позволят изменить саму систему принятия и исполнения бюрократических решений: многих чиновников заменят роботы.
Нынешние российские элиты пытаются продолжать жить в старом мире. И методы для удержания власти они используют старые. Их расчет — на пенсионеров и бюджетников из провинции, которых, как считают в Кремле, можно убедить проголосовать за что угодно при помощи телевидения.
Однако замеры показывают, что ранее популярные телешоу стремительно теряют популярность. Не помогают ни многомиллиардные вливания из бюджета, ни ставшие обязательным атрибутом телепрограмм избиения в прямом эфире «украинских экспертов».
Последнее послание Федеральному Собранию, в котором президент анонсировал поправки в Конституцию, можно считать поворотным моментом в стратегии элит по удержанию власти.
До послания политологи и простые обыватели гадали, каким может быть транзит власти в 2024 году. Назывались разные варианты, от нового выдвижения приемником Дмитрия Медведева и нового избрания Путина в 2030-м, до поглощения соседней Белоруссии и избрания главы Союзного государства.
Говорили и о возможных поправках в Конституцию, увеличении роли премьера или председателя парламента. Кто им будет после 2024-го ни у кого особых сомнений не было.
Важно отметить, что общество ждало от власти, что оно предложит именно понятные механизмы. Скажем, мы меняем Основной закон и в нем прописываем новые полномочия главы правительства.
Но сейчас мы увидели, что транзит власти решили осуществить буквально окольными путями, буквально заболтав проблему и погрузив народ в некий анабиоз непонимания.
Как нам говорят, голосование по поправкам в Конституцию состоится уже через два месяца, в конце апреля. Причем вопрос будет звучать наподобие «вы поддерживаете изменения или нет». Только вот какие конкретно будут предложены изменения, до сих пор никто не знает.
Граждане видели совещания рабочей группы под председательством президента. Известные и уважаемые в стране люди высказывали свои весьма дельные и конструктивные предложения. И внимание к медицине надо усилить, и о культуре подумать, и про безопасность не забыть. Да и сам президент во время послания назвал верные вещи вроде индексации пенсий или увеличения материнского капитала.
При этом все понимают, что главная цель поправок — это именно обеспечить транзит власти. И вот этот самый важный вопрос выводится за скобки какого-либо обсуждения. Есть какие-то «штрихи», нарисованные главой государства, но понять пока ничего невозможно. С одной стороны, Россия должна остаться сильной президентской республикой, а с другой — вроде как усилена роль парламента, при этом каковы будут функции правительства, неясно. Хотят прописать Госсовет, но что он в принципе будет представлять из себя, какие полномочия иметь и как формироваться — вообще тайна за семью печатями. Сейчас Госсовет это просто совещательный орган при президенте.
Ситуация сложилась так, что гражданину трудно быть «за» или «против». Вы за индексацию пенсий? Но в нагрузку к ней идет Госсовет. Вы за выплату материнского капитала или за усиление полномочий Госдумы?
Возникла путаница и с тем, как получить одобрение граждан. Это будет всероссийское голосование, но и полноценным референдумом его решили не называть. Почему?
Одной из главных заслуг Путина многие считают наведение порядка и прекращение хаоса «девяностых». Появились какие-то прописанные в законах общие правила поведения как простого работника и бизнесмена, так и чиновника. Конечно, бюрократическая система работает с огрехами и очень серьезными. Но возникла именно ясность.
Сейчас власть добровольно отказывается от ясности. И у простых граждан может возникнуть ощущение, что им предлагают сыграть в «наперстки» на будущее страны. А как относятся к организаторам игр в народе — объяснять не стоит. То есть раскол между властью и обществом увеличивает сама власть. И это на фоне стагнации в экономике.
Развиваются новые технологии, зарплаты растут в большей части мира, в современных корпорациях внедряются принципы самоуправления, а социалистические идеи набирают популярность в США. И на этом фоне россиянам предлагают несменяемую власть, по своей архитектуре напоминающей закрытый совет при средневековом хане из Азии. И это чревато очень глубокими потрясениями, которых никто не хочет, но которые сложно будет остановить.
Комментарий редакции: Собственно говоря, сама буржуазная система ведёт к разделению общества на трудящихся и на грабящих их паразитов. Вполне понятно, что никакого единения между ними по определению быть не может. Другое дело, что усилиями определённых лиц или группировок дело можно довести до точки кипения. Вот, например, власти помышляют о фактическом укреплении своего доминирующего положения. Предложенные им поправки в Конституцию прямо свидетельствуют об этом. Причем данное обстоятельство становится с каждым днём настолько очевидным, что трудно прикрывать его словесной шелухой. Как вы думаете, примет ли общество в добровольном порядке действия власти по упрочнению действующей системы? Однозначно нет. И это, разумеется, обострит степень гражданского противостояния. А в случае передачи центра власти то Госсовету, то Совету федерации может вообще возникнуть хаос и неопределённость. Отсутствие чёткой ясности в плане руководства страной фактически вернёт Россию в «лихие 90-ые». Видимо, буржуазия этого добивается. Возможно, правящий класс хочет использовать последующий вслед за данным экспериментом хаос для «закручивания гаек» и для усиления подавления народа. Но мы не позволим им это сделать!
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.
Неплохо бы выстроить временную цепочку всех обещаний ВВП, данных будучи у власти, и рассмотреть выполнение всех этих обещаний. Получилась бы цельная картина. Упоминание отдельных обещаний и степени их выполнения полного впечатления не дает. Разговоры о транзите власти странны, скорее речь о ее удержании. Власть упрочнилась, ей осталось добавить еще и одобрение снизу.