Неумирающая память о выдающемся скрипаче и настоящем французе

Неумирающая память о выдающемся скрипаче и настоящем французе

1 сентября 1953 года страшное известие потрясло весь музыкальный мир. В результате авиационной катастрофы у горы Монт-Семет близ Барселоны погиб один из самых выдающихся скрипачей XX века, признанный глава французской скрипичной школы — Жак Тибо. Именно он был представителем французского скрипичного искусства, которое воплощалось именно в нем, в его игре, в артистическом облике, в особом складе его художественной индивидуальности.

Неслучайно Жан-Пьер Дориан в книге о Жаке Тибо писал: «Крейслер однажды заявил мне, что Тибо был величайшим скрипачом мира. Безусловно, он был величайшим скрипачом Франции, и когда он играл, казалось, что слышишь будто поет частица самой Франции».

Жак Тибо родился 27 сентября 1880 года в Бордо в семье скрипача. Своей матери он не знал – она умерла, когда ему было всего полтора года. Он был седьмым ребенком в семье и самым младшим.

По иронии судьбы,  когда Жаку исполнилось 5 лет отец начал учить его игре на фортепиано, а его брата Жозефа — игре на скрипке. Но вскоре мальчики поменялись ролями.

Все оставшиеся в живых братья были удивительно талантливы. Альфонс Тибо стал превосходным пианистом и уже в 12 лет получил первую премию Парижской консерватории. Жозеф Тибо, тоже пианист, учился у Луи Дьемера в Париже, стал профессором консерватории в Бордо. Третий брат, виончелист Франциск, впоследствии занимал пост директора консерватории в Оране. Невероятно талантливым был Ипполит, скрипач, ученик Массара, к сожалению, рано ушедший из жизни.

Отец Жака, Жорж Тибо, и сам был талантливым скрипачом, выступал в оперном оркестре. Но из-за болезни вынужден был оставить оркестровую деятельность. В семье Тибо часто музицировали, мальчик с раннего детства любил музыку Моцарта.

Когда Жаку исполнилось одиннадцать лет, состоялось его первое публичное выступление. «Успех был таким, – писал известный советский музыковед Лев Николаевич Раабен, – что отец повез его из Бордо в Анжер, где после выступления юного скрипача о нем восторженно заговорили все любители музыки».

В 1920 году уже сам Жорж Тибо вместе с пианисткой Маргаритой Лонг основал в Париже высшее музыкальное училище — «Эколь Нормаль де мюзик». Педагогическая деятельность музыканта была успешной. Его ученица Жинетт Невё завоевала первую премию на Международном конкурсе имени Венявского в Варшаве, обойдя таких соперников, как Давид Ойстрах и Борис Гольдштейн.

В апреле 1936 года Тибо вместе с Корто приехал в Советский Союз. На его выступления откликнулись крупнейшие музыканты — Г. Нейгауз, Л. Цейтлин и др. Г. Нейгауз писал: «Тибо владеет скрипкой в совершенстве. Его скрипичной технике нельзя бросить ни одного упрека. Тибо «сладкозвучен» в лучшем смысле этого слова, он никогда не впадает в сентиментальность и слащавость. Сонаты Габриэля Форе и Цезаря Франка, исполненные им совместно с Корто, были, с этой точки зрения, особенно интересны. Тибо изящен, его скрипка поет; Тибо — романтик, звук его скрипки необычайно мягок, темперамент его — подлинный, настоящий, заражающий; задушевность исполнения Тибо, обаяние его своеобразной манеры пленяют слушателя навсегда…»

Во время пребывания в Москве в 1936 году Тибо необычайно заинтересовала советская скрипичная школа. Он назвал нашу столицу «городом скрипачей» и выразил свое восхищение игрой молодых тогда Бориса Гольдштейна, Марины Козолуповой, Галины Бариновой и др.

Вторую мировую войну Тибо воспринял однозначно как трагедию, как глумление над человечеством и угрозу цивилизации. Фашизм с его варварством был органически чужд Тибо, наследнику и хранителю традиций самой рафинированной из европейских музыкальных культур — французской культуры.

Маргарита Лонг вспоминает, что в начале войны она с Тибо, виолончелистом Пьером Фурнье и концертмейстером оркестра Гранд-Опера Морисом Вийо готовили к исполнению фортепианный квартет Форе, — сочинение, написанное в 1886 году и ни разу не исполнявшееся. Квартет предполагалось записать на грампластинку. Запись была назначена на 10 июня 1940 года, но утром немцы вошли в Голландию.

«Потрясенные, мы отправились в студию, – вспоминала пианистка Маргарита Лонг о том времени, когда вместе с Тибо узнала, что немцы вошли в Голландию. – Я чувствовала тоску, охватившую Тибо: его сын Роже дрался на передовой. Во время войны наше волнение достигло апогея. Мне кажется, что запись отразила это верно и чутко. На следующий день Роже Тибо погиб смертью храбрых».

В 1943-м в оккупированном Париже Тибо и Лонг организовали Французский национальный конкурс пианистов и скрипачей. Этот первый из конкурсов, проведенный в Париже на третьем году немецкой оккупации, был актом поистине героическим, имел огромное моральное значение для французов и не только. В 1943 году, когда казалось, что живые силы Франции парализованы, два французских артиста решили показать, что душа раненой Франции непобедима. Несмотря на трудности, как будто непреодолимые, вооруженные только верой, Маргарита Лонг и Жак Тибо сумели учредить национальный конкурс.

Следующий конкурс прошел уже после войны, в 1946-м. В его организации уже участвовало правительство Франции. С тех пор эти конкурсы стали национальными и крупнейшими международными событиями.

1949 год стал для Жака Тибо годом потрясений. В авиакатастрофе погибла его любимая ученица Жинетт Невё. На очередном конкурсе была учреждена премия ее имени. Собственно, традиции парижских конкурсов – это именные премии — памяти Мориса Равеля, имени Иегуди Менухина.

«Тибо был не только вдохновенный артист. Это был кристально честный человек, живой, остроумный, обаятельный — настоящий француз. Его исполнение, проникнутое искренней сердечностью, оптимистическое в лучшем смысле этого слова, рождалось под пальцами музыканта, испытывавшего радость творческого созидания в непосредственном общении с аудиторией». — Так откликнулся на смерть Жака Тибо советский скрипач Давид Ойстрах.

Неумирающей памятью о выдающемся французском музыканте, педагоге и общественном деятеле Жаке Тибо остаются учрежденные им в далеком сорок третьем году прошлого столетия конкурсы пианистов и скрипачей и Школа. Но для тех, кто его лично знал, он останется еще Человеком с большой буквы, обаятельным, простым, сердечным, добрым, неподкупно честным и объективным в суждениях о других артистах, возвышенно чистым в своих художественных идеалах.

Подготовлено по материалам открытых источников.

Людмила Васильева для Пресс-службы МГК КПРФ

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *