По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор статьи — Елена Морозова
Стремительный, сродни бегству, вывод американских войск из Афганистана и молниеносный захват власти движением «Талибан» (запрещено в РФ) вверг страну в пучину политического, экономического и гуманитарного хаоса. Почти месяц международная общественность пристально следит за развитием событий в одном из беднейших государств Южной Азии и прежде всего выражает глубокую обеспокоенность дальнейшей судьбой афганок. С тех пор как фундаменталисты подчинили себе всю страну, акции солидарности с женщинами Афганистана ежедневно проходят в разных уголках планеты. Против талибов, известных поборников «истинного ислама», традиционно подвергающих дискриминации слабый пол, протестуют в Париже и Лос-Анджелесе, Стамбуле и Копенгагене, Джакарте и Мадриде, Нью-Дели и Кракове, Афинах и Торонто.
Верховный комиссар ООН по правам человека Мишель Бачелет призвала новых лидеров Афганистана соблюдать нормы международного гуманитарного права, особо подчеркнув недопустимость сексизма. На заседании в Женеве Бачелет привела данные об уже зафиксированных правонарушениях талибов: казнях гражданских лиц и военнослужащих афганских сил нацбезопасности, убийствах представителей этнических меньшинств, ограничениях прав женщин на свободное передвижение и девочек на посещение школ, вербовке детей-солдат, подавлении мирных протестов и выражения инакомыслия.
Правозащитники уверены: талибы попытаются обратить вспять позитивные изменения в жизни прекрасного пола. Достаточно вспомнить, что в последний период правления исламистов с 1996 по 2001 год женщин обязали носить консервативную одежду, включая хиджаб, им запрещалось работать и учиться, а также выходить из дома без сопровождения мужчины. Тех, кто нарушал предписания, подвергали унижениям, публичной порке и забивали камнями до смерти.
Политика систематической дискриминации серьёзно подорвала здоровье и благополучие женского населения страны, в которой (единственной в мире) представительницы слабого пола прибегают к суициду чаще, чем мужчины. Правила, установленные талибами, также оказали глубокое влияние на психическое здоровье афганок. По оценкам ВОЗ и «Врачей без границ», большое число местных жительниц, особенно в Кабуле, страдают от депрессии, невротических расстройств и других серьёзных форм психических заболеваний. Непримиримая борьба с богохульством, контроль над телом и свободой женщин, максимальное ограничение религиозной свободы — всё это, отмечают аналитики, вероятно, станет краеугольными камнями афганского законодательства в ближайшем будущем.
Ситуация с правами женщин и девочек в захваченном исламистами Афганистане стала одной из главных тем первой конференции «большой двадцатки» по гендерному равенству, состоявшейся в Италии. Обращаясь к делегатам, премьер-министр республики Марио Драги призвал сделать всё возможное для защиты фундаментальных прав афганок, столкнувшихся с угрозой снова превратиться в граждан второго сорта, жертв насилия и мракобесия.
А в Бразилии несколько тысяч представителей коренных народов провели недельную кампанию протеста против политики главы государства Жаира Болсонару и предложенного им законопроекта, ограничивающего территории индейских резерваций. В головных уборах из перьев, соломенных юбках, с раскрашенными телами и лицами участники акции под названием «Борьба за жизнь» разбили палаточный лагерь в Бразилиа, столице страны, возле здания Верховного суда, который должен решить, попадают ли занимаемые коренным населением территории под действие так называемого акта о временном положении, крайне выгодного латифундистам. Если да, то у индейцев отберут всю землю, полученную после 1988 года (или потерянную к 1988-му, но потом возвращённую).
Ассоциация коренных народов Бразилии (АКНБ) — организатор масштабных выступлений против Болсонару — неоднократно обвиняла президента в преследовании индейцев, постоянном нарушении их прав и попытке отнять у них исконные земли, а в середине августа даже обратилась в Международный уголовный суд в Гааге с просьбой провести в отношении лидера страны расследование, инкриминировав ему преступления против человечности, геноцид и экоцид. Как отмечалось в иске, с момента вступления в должность в 2019 году Болсонару проводит развёрнутую, систематическую и преднамеренную политику против туземцев, что, в частности, усугубило последствия пандемии коронавируса в их общинах. Активисты подчеркнули: дождевые леса Амазонии уничтожаются под руководством президента, сократившего финансирование программ по защите окружающей среды и открывшего резервации индейцев и другие охраняемые территории для аграрного бизнеса и добычи полезных ископаемых.
На манифестации в Бразилиа присутствовали более 4000 представителей коренного населения из 117 этнических групп. Многие из них держали плакаты: «Участники геноцида, ваша судьба — Гаагский суд!»
Сегодня в Бразилии насчитывается около 900 тысяч коренных жителей. Они составляют менее 0,5% от общего 212-миллионного населения, их резервации охватывают почти 13% территории страны, в основном в районе Амазонки. Коренные племена являются хранителями разнообразной культуры и лесов крупнейшего государства Латинской Америки. За первые два года правления Болсонару вырубка зелёных массивов выросла на 48%, достигнув рекордного уровня с 2008-го, когда исчезло более одного миллиона гектаров.
Лобби агробизнеса заявляет, что под конституционную защиту должны подпадать лишь те земли индейцев, которые были заселены ими к 1988 году, в момент принятия нынешнего Основного Закона. Однако, как отмечают борцы за права коренных жителей, туземцы часто вынужденно покидали свои исконные территории, в том числе в период военной диктатуры 1964—1985 годов. А потому после возвращения племён эти земли должны получить статус официальных резерваций.
По мнению природоохранных организаций, защита земель коренных народов — один из лучших способов остановить разрушение экосистемы Амазонки, критически важного ресурса в борьбе с изменением климата Земли.
От ущемления своих прав страдают не только бразильские индейцы. Так, в столице туманного Альбиона протестуют ветераны гуркхи — представители британских войск (первоначально — колониальных), набирающиеся из непальских добровольцев. Уже несколько недель группа вышедших на заслуженный отдых гуркхов и вдов военнослужащих проводит голодовку у резиденции премьер-министра на Даунинг-стрит,10, пытаясь добиться справедливой пенсии.
Более 200 тысяч гуркхов сражались в двух мировых войнах, а в последние 50 лет защищали интересы британской короны в Гонконге, Малайзии, Косово, Ираке, Афганистане, на Борнео, Кипре и Фолклендах. Сегодня их подразделения базируются в армейском лагере Шорнклифф, близ городка Фолкстон (графство Кент), но сами гуркхи не являются британскими гражданами. Ежегодно 200 солдат набирают из живущих в горах Непала молодых людей, достойно прошедших испытание в виде 40-минутного забега в горы с висящей на спине корзиной, набитой камнями весом 70 фунтов.
Как рассказал один из протестующих, 63-летний Гьян-радж Рай, его пенсия составляет 350 фунтов стерлингов в месяц, тогда как британский ветеран того же ранга получает от 1200 до 1300 фунтов. Всё дело в том, что гуркхи, покинувшие армейские ряды до 1997 года, могут рассчитывать лишь на часть пособия, положенного другим военнослужащим Соединённого Королевства, поскольку их пенсионная система была разработана для выхода на заслуженный отдых в Непале, где стоимость жизни значительно ниже, нежели в Великобритании.
Однако в 2009-м все гуркхи-пенсионеры добились права жить в Соединённом Королевстве благодаря громкой кампании, организованной популярной британской актрисой Джоанной Ламли — дочерью ветерана 6-го гуркхского стрелкового полка.
В 2007 году в пенсионные правила внесли изменения, дабы предоставить гуркхам, прослужившим не менее 15 лет, равные пенсионные права с другими военными страны. Однако, по данным Британского общества благосостояния гуркхов, около 25000 мужчин, вышедших в отставку до 1 июля 1997 года, были лишены возможности перейти в пенсионные системы вооружённых сил Соединённого Королевства.
Гьянрадж Рай уже не первый раз объявляет голодовку. В 2013-м он не ел 15 дней и прекратил акцию только тогда, когда группа депутатов парламента объявила о планах провести расследование в отношении пенсионной дискриминации гуркхов. Однако с тех пор практически ничего не изменилось, и на сей раз Рай, следуя девизу непальских добровольцев «Лучше умереть, чем быть трусом!», готов уморить себя голодом, если правительство откажется уравнять его пенсию с пособием британских военнослужащих, с которыми он сражался бок о бок в течение 20 лет.
Одновременно Лондон стал протестной площадкой и для сторонников природозащитного движения «Восстание против вымирания» (ВПВ). В течение двух недель тысячи демонстрантов, пытающиеся привлечь внимание общественности к проблемам экологии и изменению климата, собирались в центре столицы туманного Альбиона, блокируя улицы. Полиция задержала более 100 человек, в том числе тех, кто разрисовал красной краской мемориал королевы Виктории. Активисты, в частности, требовали от правительства прекратить инвестиции в невозобновляемые источники энергии, а также призвали британскую монаршью семью отказаться от животноводства на принадлежащих ей землях, чтобы сохранить мировую экосистему.
С 2019 года протесты ВПВ обошлись налогоплательщикам более чем в 50 млн фунтов стерлингов, и ожидается, что эта сумма заметно возрастёт после нынешних демонстраций.
Нешуточные страсти кипели и возле арены Кампу Пекену в столице Португалии Лиссабоне, где собрались почти 1500 человек, протестовавших против боя быков и чествования тореадора Жоао Моуры. Скандируя «Позор!», «Убийцы!», митинговавшие рассредоточились перед главным входом на арену и освистывали проходящих зрителей.
«Мы все возмущены оказанием почестей Моуре. Мы против корриды. Новое общество, уважающее животных и относящееся к ним разумно, не приемлет того, что в самом сердце Лиссабона творится такая жестокость», — цитирует Инес Соузу Реаль, пресс-секретаря партии «Люди — животные — природа», агентство «Рейтер».
На Кампу Пекену состоялась коррида, посвящённая тореадору Жоао Моуре, в которой участвовал и его сын Жоао Моура-младший. В феврале 2020-го старшего Моуру арестовали после того, как в ходе обыска в его поместье в Монфорте обнаружили 18 истощённых собак. Это вызвало возмущение защитников животных, устроивших у виллы акцию под лозунгом: «У братьев наших меньших нет голоса, зато он есть у нас, и мы положим конец насилию!».
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.