По материалам публикаций на Центральном сайте КПРФ
Одной из отличительных черт последнего десятилетия стал рост числа «горячих точек» социального напряжения, связанного с банкротством крупных предприятий в различных сферах экономики. Зачастую их сотрудники оказываются в крайне тяжелой ситуации, как по причине не учитывающего их интересы законодательства, так и халатности, равнодушия и некомпетентности чиновников. Необходимость внесения изменений в Трудовой Кодекс давно назрела. А пока что, до того, как все необходимые изменения в Трудовой Кодекс будут внесены, судьбы этих людей зависят от их собственной активности, способности консолидироваться, а также принципиальности и настойчивости защищающих их интересы депутатов. Примеров, когда подобное сотрудничество помогало людям отстоять свои права, в практике работы фракции КПРФ Государственной Думы немало. Среди них – и защита трудового коллектива авиакомпании «ВИМ-АВИА».
Впервые проблемы с выплатами зарплат встали перед сотрудниками авиакомпании в 2017 году, с началом процедуры банкротства предприятия. Для большинства сотрудников это стало полной неожиданностью. В разгар лётнего сезона 2017-го года весь коллектив работал практически без выходных дней, с переработками и сверхнормативными часами.
Тем не менее зарплату людям выплачивать прекратили. Кто-то уволился и занялся поиском иного места работы, кто-то продолжал трудиться в кампании, веря в то, что скоро все наладится. Однако время шло, и уставшие надеяться на авось люди – как перешедшие на новую работу, так и по-прежнему трудящиеся в «ВИМ-АВИА» — перешли к активным действиям. Провели собрание трудового коллектива, создали инициативную группу, избрали полномочного представителя и обратились в КПРФ. Обратились не наугад: у сотрудников отрасли на слуху был беспрецедентный случай возвращения пилотам «Аэрофлота» незаконно удержанной части заработной платы общим объемом один миллиард рублей. Действенную помощь тогда оказали именно депутаты фракции КПРФ.
И на этот раз дело удалось сдвинуть с мертвой точки. Прошло заседание «круглого стола» в Госдуме. Под напором трудового коллектива, поддержанного депутатами-коммунистами, была изменена очерёдность погашения задолженности в пользу сотрудников. Совместно с трудовым коллективом авиакомпании, правоохранительными органами, Рострудом и Трудовой инспекцией, мы уже в 2018 году смогли добиться выплаты долгов по зарплате в размере 730 миллионов рублей сотрудникам, продолжающим трудиться в компании после подачи заявления на банкротство. Однако уволившимся ранее заработанные ими средства — 289 миллионов рублей – так и не выплатили. Более тысячи трёхсот квалифицированных пилотов, бортпроводников, технических специалистов и офисных работников не могут получить их в течении четырех лет. Причем большинство этих людей уже успели пострадать от невыплат зарплат в других, ранее обанкротившихся компаний.
Однако череда замен конкурсных управляющих завершилась приходом к управлению деятельного, энергичного человека. По итогам торгов по продаже акций ПАО «АЭРОБРАТСК», являющегося единственным значимым активом должника, претендентом на владение аэропортом стала компания, способная, совмещая свои бизнес-интересы с государственными, обеспечить восстановление давно не эксплуатируемого объекта. Более того, победитель конкурса проявляя серьёзность своих намерений перечислил на счет, открытый конкурсным управляющим, полную сумму, определённую условиями торгов.
В то же время, учитывая масштаб бедствия и количество семей, оказавшихся в тяжелейших жизненных обстоятельствах, Прокуратура РФ подала иск на смену законодательно определённой очерёдности выплат в пользу сотрудников компании. В июне 2021 года Арбитражный суд Республики Татарстан установил приоритетную очерёдность для удовлетворения требований кредиторов второй очереди ООО «Авиакомпания «ВИМ-АВИА»» по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работавших по трудовому договору в ООО «Авиакомпания «ВИМ-АВИА»» перед всеми иными кредиторами.
Казалось бы, никаких препятствий для выплаты долгов бывшим сотрудникам ООО «Авиакомпания «ВИМ-АВИА» нет. Дело было за малым — снятием ареста с имущества «ВИМ-АВИА». Однако препятствием для этого неожиданно явилась позиция Главного Следственного управления Следственного комитета РФ, которое по истечению 4 лет существования уголовного дела и начала процедуры банкротства не только не обратилось в суд с просьбой о снятии ареста с имущества банкрота, не только не опротестовало конкурс по продаже ПАО «БРАТСКАВИА», но и не продвинулось с уголовным делом, тянущемся 4 года. Возникает вопрос: в чьих интересах действуют сотрудники СК РФ?
9 сентября в Госдуме состоялось заседание «круглого стола», посвященного законодательному урегулированию проблемы выплаты зарплаты путем отмены ареста имущества, подлежащего реализации, при процедуре банкротства на примере этого предприятия, который был организован фракцией КПРФ. Участие в нем приняли депутаты фракции КПРФ — Дмитрий Новиков, Юрий Синельщиков и Денис Парфенов, автор этих строк, представители профильных ведомств, заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Правительства Иркутской области Ольга Золоторёва, заместитель руководителя УФНС по Республике Татарстан Олеся Кузьмина, конкурсный управляющий Вячеслав Кононов, представители АО «РУСАЛ», бывшие сотрудники авиакомпании «ВИМ-АВИА» — бортпроводники, пилоты, штурманы.
Главной задачей собравшихся было не только помочь коллективу, подтвердив необходимость снятия ареста имущества компании, но и сделать обобщающие выводы, служащие отправным моментом для последующей законотворческой деятельности.
Открывший заседание заместитель Председателя ЦК КПРФ, первый заместитель председателя Комитета ГД по международным делам Дмитрий Новиков подчеркнул, что многие проблемы, встающие перед людьми труда, связаны с изъянами законодательства. И фракции КПРФ не раз доводилось погружаться в эту проблематику.
«Вновь избранным депутатам Госдумы предстоит отрегулировать многие вопросы хозяйственной деятельности, трудовых отношений. Важно, чтобы опыт «ВИМ-АВИА» помог другим коллективам, людям, хозяйствующим субъектам не оказаться в подобной сложной ситуации» — подчеркнул он.
Денис Парфенов, организатор заседания, отметил, что поднимаемые вопросы касаются не только бывших сотрудников данной авиакомпании, но и дополнительных возможностей для развития Иркутской области: появления новых рабочих мест и развития транспортной инфраструктуры в этом регионе в целом. К тому же полученные после снятия ареста средства не только помогут прекратить мытарства ее сотрудников, но и позволит перечислить около 200 миллионов рублей на уплату налогов.
«Ситуация более чем абсурдная. Чтобы сотрудники авиакомпании получили свои зарплаты нужно продать имущество авиакомпании, но продать его нельзя, так как на него наложен арест правоохранительными органами, для соблюдения прав тех же сотрудников. По неизвестным причинам арест Следственный комитет снимать не желает. Соответственно у трудового коллектива возникает вопрос: чьи интересы отстаивает Следственный комитет и действительно ли данное ведомство хочет, чтобы работники, которые признаны потерпевшими по Уголовному делу о невыплате зарплаты, получили скорее эту самую зарплату?
Как выяснилось, данные аресты уже не первый год делают невозможным выплачивать деньги работникам предприятий-банкротов и что с этим делать не знают ни конкурсные управляющие, ни представители бизнеса. По сути, все мы взяты в заложники бездушных чиновников и очередной раз попали под жернова бюрократии» — отметила в своем выступлении Ольга Шерстнева – законный полномочный представитель коллектива «ВИМ-АВИА».
«Причины, по которым не снимают арест, нам не понятны, — отметил конкурсный управляющий Вячеслав Кононов. — На сегодня актуальность ареста, на наш взгляд, полностью исчерпана. Мы не раз обращались в суд с требованием снять арест, но судебные инстанции твердо стоят на позиции: решение Следствия продиктовано необходимостью».
Полное согласие с прозвучавшими требованиями как можно скорее снять с имущества «ВИМ-АВИА» арест выразила и заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области. В своем выступлении она подчеркнула значимость для крупнейшего региона международного аэропорта Братск, способного принимать гражданские суда всех классов. Сегодня он требует серьезной модернизации. Реализация Договора купли-продажи акций аэропорта позволит в ближайшем будущем создать более 10 тысяч рабочих мест в области. Единственным препятствием для начала работ по его реконструкции, на которую в федеральной программе заложено почти 1,5 миллиарда рублей является наложенный арест.
Заместитель руководителя УФНС РФ по Республике Татарстан Олеся Кузьмина считает решение суда вполне правомерным и готовы участвовать в процессе завершения процедуры в рамках судебного решения.
Принявшие участие в заседании представители АО «РУСАЛ» — законного приобретателя аэропорта «БРАТСКАВИА», внесшие предусмотренные сделкой средства в полном объеме на счёт, открытый конкурсным управляющим, подтвердили свою готовность начать работу по модернизации аэропорта в Братске. Вместе с тем они отметили, что дальнейшая задержка решения вопроса о снятии ареста вполне может заставить их изменить позицию.
Нельзя не заметить, что «ВИМ-АВИА» — лишь одна из десятков обанкротившихся отечественных авиакомпаний, осуществлявших гражданские перевозки. С 2000 года в России их насчитывается 27. Но, если до 2010 года банкротились небольшие авиакомпании с незначительным количеством персонала и средней продолжительность существования около 12 лет, которые, как правило, поглощались более крупными вместе с персоналом, то с 2010 по 2017 год банкротами были признаны 14 компаний с солидным сроком пребывания на этом рынке услуг — в среднем 27 лет, трудовые коллективы которых насчитывают тысячи сотрудников. «ВИМ-АВИА», признанная банкротом в 2017 году, оказалась в этом ряду последней, что сделало практически невозможным для них остаться в привычной отрасли транспортных перевозок.
В одночасье тысячи пилотов, бортпроводников, бортинженеров и техников оказывались выброшенными на улицу, и, что очень важно с огромной задолженностью по зарплате. Очень многие из них, уверенные в устойчивости своей работы, брали кредиты, влезали в ипотеку.
Некоторые сотрудники «ВИМ-АВИА», так и не получившие заработанные деньги, до сегодняшнего дня не могут устроиться на работу. О том, как живут, а, правильнее сказать, выживают их семьи, рассказали Маруан Айса, переживший личное банкротство, и командир воздушного судна Сергей Александров, которому довелось стать сотрудником нескольких предприятий-банкротов.
Представители Генпрокуратуры и Следственного Комитета РФ, которые могли дать разъяснение относительно позиции ведомств по данному вопросу, несмотря на приглашение, на заседание «круглого стола» не пришли.
Юрий Синельщиков, первый заместитель председателя Комитета ГД по государственному строительству и законодательству, выразил предположение, что таким образом они могли продемонстрировать свою независимость от мнения различных органов, общественных организаций и т.д. По его мнению, отказ снятия ареста может быть продиктован элементарным консерватизмом. С другой стороны, он не исключил сценарий, сходный с тем, который происходит в деле Андрея Левченко, когда заключенная и совершенная сделка была признана умышленно совершенной с личной выгодой, на слишком малую цену, а ему предъявлено обвинение в мошенничестве в особо крупном размере. Возбудили дело, взяли под стражу. И таких случаев тысячи!
На мой взгляд, пренебрежение, проявленное чиновниками столь высокого уровня, как представители Генпрокуратуры и Следственного Комитета РФ, да ещё в канун выборов в Государственную Думу к судьбам более тысячи семей россиян, свидетельствует о серьёзной болезни этих ведомств. Ведь если у них имеются какие-либо возражения на предлагаемые депутатами пути выхода из тупиковой ситуации, то их следовало бы изложить и обсудить иные предложения в кругу компетентных представителей заинтересованных сторон, а не игнорировать приглашение.
Все присутствующие на заседании были едины в своем намерении добиваться скорейшего снятия ареста с имущества «ВИМ-АВИА», реализации 55 084 000 простых именных акций ПАО «АЭРОБРАТСК» по цене, установленной по итогам торгов согласно Договора купли-продажи от 21 апреля 2021 года и выплаты заработной платы бывшим работникам должника из средств, полученных по итогам реализации сделки.
По итогам заседания был выработан ряд рекомендаций. В частности, его участники обратились к Следственному комитету РФ и Прокуратуре РФ с просьбой рассмотреть вопрос о снятии ареста на имущество должника в части 100% акций ПАО «АЭРОБРАТСК». Депутатам Государственной Думы восьмого созыва в резолюции сформулирован наказ рассмотреть возможность внесения предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего рассмотрение уголовных дел, связанных с арестом активов, отягощённых подобными и иными особыми обстоятельствами.
Также было решено проинформировать Председателя Правительства РФ Михаила Мишустина не только о принятой на заседании «круглого стола» резолюции, но и о проявленном нежелании представителями Следственного комитета и Генеральной прокуратуры РФ принять участие в заседании с целью внести ясность для всех заинтересованных лиц, прежде всего бывших сотрудников Авиакомпании «ВИМ-АВИА», о причинах задержки снятия ареста с имущества должника.
Владимир Родин, член ЦК КПРФ, советник Председателя ЦК КПРФ.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.