20 октября 2011 года был зверски убит полковник Муаммар Мохаммед Абдель Салям Хамид Абу Меньяр аль-Каддафи – лидер Ливийской Арабской Джамахирии, а также подлинный патриот своей Родины, сражавшийся за неё и свои убеждения до самого конца, несмотря на вопиющее неравенство сил. Мировой империализм смеялся над его гибелью: глупец, чей бой заведомо был безнадёжен. Реликт прошлого на планете торжествующей глобализации и вечного капиталистического гомеостаза, конца истории, предсказанного небезызвестным Фрэнсисом Фукуямой. Каддафи действительно совершенно не вписывался в господствующий тогда формат – ни на кого не похожий, эксцентричный, упорно раскидывающий в прилизанных столицах ведущих капиталистических стран свои бедуинские шатры. Имеющий, в отличие от европейской серости начала 2000-х, имена которой уже начинает забывать история, свой собственный цвет – зелёный, как у введённого им единственного в своём роде однотонного государственного флага, или теоретического труда, которому автор дал именно такое название «Зелёная книга». Муаммар Каддафи утверждал, что создал Третью всемирную теорию, отличную как от буржуазно-демократической рыночной системы, так и от марксизма.
Впрочем, общество, которое усилиями лидера Ливийской революции 1969 года было выстроено на части территории Северной Африки, сам творец, как правило, характеризовал как социалистическое. Исследователи по-разному оценивают джамахирию, выделяя разные характерные для неё аспекты. Кто-то обращает внимание на широкое развитие прямой демократии, кто-то – на формы, напоминающие свободные ассоциации левых анархистов, подозревая здесь влияние Кропоткина, другие видят сходство с ранними практиками советской власти периода военного коммунизма. Государство разделялось на множество коммун (общин), обладающих всей полнотой власти в своём округе, включая распределение бюджетных средств. Управление коммуной осуществляется первичным народным конгрессом. В народный конгресс входили все члены коммуны (то есть её жители). Каждый человек имел право высказать своё предложение на заседании народного комитета, непосредственно участвовал в принятии решений и реализации власти. Страна в целом представляла собой федерацию таких коммун. Им же принадлежали основные средства производства – либо входили в так называемый «революционный сектор», обслуживающий общегосударственные нужды. С точки зрения автора этих строк, следует признать, что, при всём своеобразии, Ливийская арабская джамахирия обеспечивала контроль широких масс трудящихся над властью и собственностью. В конечном счете, какой опыт практического строительства социализма не был глубоко пропитан национальной спецификой? РСФСР/СССР, Республиканская Испания, КНР, страны народной демократии, Куба и Вьетнам – все они существенно отличались друг от друга. И, однако, разными дорогами стремились к одной великой цели: разбить, уничтожить навсегда оковы эксплуатации, ниспровергнуть капиталистический идол, тянущий соки из людей во имя своего безграничного роста.
Сам Муаммар Каддафи всегда признавал право народов мира самостоятельно и вольно выбирать свою судьбу, путь к благополучию и счастью. Едва ли был среди государственных лидеров в начале XXI века более непримиримый критик неоколониализма, чем он. Маленький, но очень острый камушек в башмаке широко шагающего по регионам и континентам самозваного гегемона с союзниками-подпевалами. Помеху устранили. Ресурсы богатой сырьём Ливии переделили. Беспощадно, цинично и нагло разрушив практически в прямом эфире одну из самых развитых африканских стран. Натравив наёмников, не погнушавшись использовать в своих интересах религиозных фундаменталистов с их методами дремучей жестокости. А западный обыватель, не отрываясь от утреннего кофе, мог читать, как самолёты из состава его национальных ВВС наносили ракетно-бомбовые удары по Триполи, Сирту или Адждабии. И казалось, что так будет всегда, ибо другой полюс силы отсутствовал, так что подвергшийся агрессии народ не мог никак дотянуться до своих обидчиков, нигде и ни в ком найти защиту. ООН стремительно двигалась по пути превращения в Лигу наций 2.0, Россия и Китай ограничивались узкими сферами влияния по периметру своих границ, малые страны, продолжавшие придерживаться антиимпериалистического выбора, отчаянно боролись за выживание под прессингом санкций, всевозможных ограничений и блокад.
С тех пор утекло много воды. На дворе 2021, ноябрь месяц. В КНР только что прошёл очередной пленум ЦК КПК, где партия обобщила опыт своей борьбы и наметила себе новые задачи на перспективу. Коммунисты Китая подтвердили свою приверженность марксизму-ленинизму и идеям Мао Цзедуна. Если давать прошедшему мероприятию имя собственное, то его вполне можно, как по содержанию, так и по тону, назвать Пленум победителей. Стремительный рост глобального влияния Поднебесной столь очевиден, что даже его геополитические противники, стремящиеся к «сдерживанию» китайцев в Азиатско-Тихоокеанском регионе и мире вообще, открыто признают его. КНР достигла огромных успехов в самых разных сферах науки и производства: от жилищного строительства до освоения космоса и от микроэлектроники до судостроения. И именно Китай – при том, что ему пришлось столкнуться с этим испытанием раньше всех – продемонстрировал едва ли не наилучшие результаты в борьбе с самой нашумевшей из угроз последнего времени – коронавирусной инфекцией. Правительство страны привила вакциной собственной разработки более миллиарда жителей КНР, число заразившихся за сутки измеряется в Поднебесной не десятками тысяч, как в США, Великобритании, Франции, или России, а просто десятками.
Реальностью вновь стало состязание не только сверхдержав, но и социально-экономических систем. И буржуазный «первый мир» не выдерживает задаваемого социалистами XXI века темпов. Бурные катаклизмы в надстройке всегда есть проявление противоречий в хозяйственном базисе. Флагман мирового империализма – Соединённые Штаты Америки – испытывают всё более жесткий кризис политической сферы вот уже несколько лет. Уход «возмутителя спокойствия» Дональда Трампа из Белого дома совершенно не уменьшил его остроты. Поляризация социума достигает таких масштабов, что в отдельные моменты становится виден призрак самой настоящей гражданской войны. На международной арене наглядным проявлением общей тенденции стал отвратительно организованный и прямо позорный уход ВС США из Афганистана, вызвавший, в том числе и в памяти самих американцев, образы времён Вьетнамской войны. Тогда ДРВ и Вьетконгу оказывал широкомасштабную помощь социалистический лагерь. Ныне внутренняя дезорганизация и деградация управленцев и экспертного сообщества в Вашингтоне успешно компенсирует поставки военного снаряжения, работу военных советников.
Буржуазии на Западе приходится вовсю рядиться в одежды борьбы с неравноправием – расовым, гендерным, каким угодно, лишь бы не классовым. Популярность системы, её авторитет снижается повсеместно. Совсем недавно на Валдайском форуме президент России Владимир Владимирович Путин сделал громкое заявление о том, что «современная модель капитализма исчерпала себя». Официозные СМИ поспешили громко раструбить об этом высказывании первого лица с голубых экранов. Отечественные коммунисты хорошо знают цену словам «Национального лидера» — да и практических шагов, которые свидетельствовали бы о повороте РФ на новый курс, что-то тоже незаметно. Мы, как и прежде, живём в государстве, где разнузданно главенствует сросшийся воедино чиновно-олигархическая прослойка. И, однако же, пускай перед нами пример популизма и лицемерия, он сам по себе чрезвычайно симптоматичен. Президент говорит то, что, как он считает, должно понравиться и внутрироссийскому электорату, и существенной части заграничной публики. То есть именно антикапиталистическая риторика на сегодняшний день является привлекательной в глазах большинства!
Мы начинали эту статью с событий в Ливии десятилетней давности и с имени Муаммара Каддафи. Как всем хорошо известно, после его смерти грохот орудий на ливийской земле и не подумал затихать. «Тираноборцы», свергавшие «диктатуру» молниеносно передрались между собой, разбились на группировки и мини-армии по племенному признаку, командам заграничных интересантов-спонсоров, либо вовсе превратились в обычные разбойные банды рэкетиров на современных тачанках-тойотах. Качели конфликта качались туда и обратно. То самоназначенный маршал Хафтар подступает к Триполи, то под чутким присмотром направленных султаном Реджепом кадров его гонят обратно на восток. За всей этой кутерьмой несколько подзабылось, что в Ливии, коль скоро она сделалась «демократией», должны время от времени проходить выборы, в том числе президентские. Под влиянием обстоятельств их несколько раз формально переносили, а реально и вовсе не желали заниматься их организацией. Однако обоюдное истощение сил ПНС и ЛНА, возникшая на фронте оперативная пауза, позволили под напором уставших от непрерывного кровопролития народных масс запустить-таки избирательный процесс. 24 декабря этого года ливийцы впервые придут к урнам и опустят туда бюллетени с фамилией человека, которого они желают видеть своим президентом.
Понятно, на волеизъявление будет оказываться разностороннее давление. Возможно, выборы вовсе окажутся опять сорваны. И, тем не менее, вот показательный, яркий факт: первым кандидатом, официально зарегистрированным избирательной комиссией в городе Себха, стал Сейф аль-Ислам Каддафи. Сын и последователь полковника, руководитель Народного фронта освобождения Ливии, придерживающейся идеологии джамахирии. Переживший многолетнее заточение, неоднократные угрозы казни, убийство не только отца, но братьев и других родственников, насмешки внутренних и внешних врагов, он имеет все шансы на победу. Благодаря своей силе воли, но также и по более значимой для нас причине. Империалистическим акулам сейчас просто не до ливийских дел. Поджимает, ох поджимает по всем фронтам!
Мир изменился. То, во что какое-то десятилетие тому назад – ничтожный срок по меркам человеческой цивилизации, эпохальных процессов постепенной смены формаций – невозможно было поверить, делается действительностью, реалиями сегодняшнего дня, на наших глазах. Колесо истории крутится – нам решать, станет ли оно проворачиваться на месте, или покатится вперёд, сокрушая, перемалывая гигантским жерновом всё отжившее, сковывающее, унижающее род людской! Когда дряхлеет система, когда её дыхание становится тяжелым, а шаг – черепашьим, когда повсеместно возникает уверенность в том, что не может, не должна продолжаться прежняя жизнь, наступает момент прыжка в будущее. Революции!
Мизеров Иван
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.