Публикуем материал, размещённый на сайте газеты «Правда».
У неё много врагов — и внешних, и внутренних, но главный враг внутри — это «реформаторы»
С ВНЕШНИМ врагом всё ясно — ещё древние говорили: «не можешь победить врага — воспитай его детей». Вот и появились в 1990-е в нашей науке разного рода гранты и иные финансовые подачки из-за рубежа. А свою систему финансирования науки и образования мы послушно сломали и выбросили.
То же произошло и со средней школой, витриной «достижений» которой является Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Всем мыслящим людям уже очевидно, что в школе происходит развращение, нравственное растление и детских душ и учителей. Учителя у нас всегда жили не богато, но были уважаемы, служили для народа эталоном нравственности. А сегодня вся школа построена на взятках, масштабы которых вузам даже не снились. Кто из преподавателей посмеет сказать студентам «собираем деньги на подарок ректору»? Да любой ректор этого «активиста» в 24 часа выгонит. А в школе такое процветает. И что имеем в результате? Сегодня конкурс при поступлении в педагогические вузы огромен! Учительство стало доходной профессией, но, увы, не уважаемой деятельностью. И порядочным учителям скоро будет стыдно называть своё место работы.
У меня на одном из курсов был поток студентов с Кавказа, которым я читала лекции. Но они их не понимали, так как не знали русского языка. А обучать их языку в вузе не имели права, потому что все эти студенты имели 100 баллов ЕГЭ по русскому языку…
В высшей школе происходят иные фокусы. Как, вы думаете, сегодня оценивается качество работы преподавателя? Качеством его лекций? Количеством опубликованных им монографий и учебников? Наконец, количеством печатных листов научных текстов? Вовсе нет! Всё это совсем не принимается во внимание при оценке достоинств и заслуг учёного. Главное — наличие опубликованных статей в западных наукометрических системах типа Scopus, Web of Science и так далее. Такие публикации ценятся гораздо выше отечественных. Именно такие публикации повышают и рейтинги, и доходы учёных. Хотя все прекрасно знают, что западные источники, журнальчики — нередко совсем не имеют никакого веса в западной же науке, а подчас их регистрируют аферисты где-нибудь на окраине Шенгенской зоны, чтобы набивать свои карманы. Ведь за каждую публикацию они берут немалые деньги: стоимость публикации статьи в Web of Science начинается от 1500 евро. Только плати!
Ценятся, правда меньше, и статьи в ваковских изданиях. Хотя многие из них тоже являются неведомыми паршивенькими изданиями, существующими лишь за счёт денег, собранных с авторов статей. Нередко и писать для них даже ничего не надо: заплати — и всё напишут за тебя! Так что вместо состязания умов происходит состязание кошельков! Происходит настоящая профанация, а не оценка научных результатов. В высшей школе процветает не наука, а «мошенничество по-научному».
А несколько лет назад кто-то, видимо, в коммерческих целях учредил некую электронную библиотеку Е-Лайбрэри, публикации в которой тоже принимаются во внимание при оценке эффективности работы преподавателя и учёного. Было бы понятно, если б речь шла о таком индикаторе, как наличие работ в каталоге Ленинской библиотеки. Ведь главная библиотека страны является неким показателем качества. Однако Ленинки в показателях нет, а Е-Лайбрэри есть!
Самое странное, что в этой библиотеке нет ни рецензентов книг, ни научных редакторов, ни понятного учёта публикаций, разместить свои работы там можно лишь за деньги. В результате, посмотрите, кто оказывается авторами данной библиотеки? Тютькины, Хрюнькины, Сиволаповы, а настоящих учёных-то и нет. К примеру, известного экономиста Дмитрия Валового там нет. В библиотеке конгресса США все его работы за последние 50 лет есть, а в Е-Лайбрэри их нет. Впрочем, он в хорошей компании: нет в Е-Лайбрэри и такого учёного, как Карл Маркс. Ведь ни Валовой, ни Маркс не заплатили, чтобы попасть в «анналы» Е-Лайбрэри.
И при этом показатели Е-Лайбрэри являются очень важными и при приёме на работу, и при прохождении преподавателя по конкурсу. Какие же графы Е-Лайбрэри выдаёт? В основном — количество всё тех же коммерческих публикаций в западных СМИ. Выходит, что Е-Лайбрэри — всего лишь частная лавочка, но при этом её сделали чуть ли не главным показателем компетентности миллионов преподавателей вузов.
Ещё один пример лжеоценки и унижения труда преподавателей высшей школы. Так называемый индекс Хирша (количественная характеристика продуктивности учёного, группы учёных, научной организации, основанной на количестве публикаций и количестве цитирований этих публикаций). Все понимают, что высокий индекс можно сделать искусственно, при помощи жульничества: ведь самый высокий индекс Хирша — у неведомых статеек в мелких, ничтожных по содержанию сборниках. Просто какой-то начальник подчинённым и аспирантам велит себя цитировать. Или на кафедре сговор организуется: «Я тебя процитировала — за тобой должок!» Круг цитирующих и цитируемых — один и тот же. Действует известный принцип: «Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку». И вместо того чтобы за высокий индекс Хирша наказывать, учёных, имеющих этот высокий индекс, ставят в пример!
Да и сама идея о том, что обильное цитирование — это хорошо, весьма сомнительна. Ведь если исходить из индекса Хирша, то после появления работы «Анти-Дюринг» Фридриха Энгельса индекс у Дюринга стал выше, чем у самого Энгельса. Выходит, если чью-то глупость раскритикуют, то индекс у недалёкого автора будет выше, чем у его умных критиков. Вывод: неумные статьи печатать выгоднее, чем умные. Напечатает журнал глупую статью — автора раскритикуют, и индекс цитирования журнала возрастёт! Красота!
Словом, с оценкой труда учёного всё у нас поставлено с ног на голову. Но и это ещё не всё: внедрённая ныне так называемая система антиплагиата доводит ситуацию подчас до полного абсурда. Недавно проверила на антиплагиат свою новую научную работу, и система показала, что автор моих цитат не я, а студенты, которые использовали их в своих дипломных работах, без ссылок на источник, конечно. И я теперь не могу использовать цитаты из своих прежних работ без того, чтобы меня не обвинили в плагиате! Разве это не абсурд?
В РЕЗУЛЬТАТЕ всех этих манипуляций и махинаций уровень преподавания в наших вузах неуклонно падает. Преподаватель прежде всего должен не учить и не заниматься наукой, а создавать видимость работы! Заниматься организацией цитирования своих работ, проплачивать публикации, заполнять бесчисленное количество отчётов и формуляров.
А ведь главный-то человек в вузе — именно он, преподаватель. Именно к нему приходят учиться студенты и платят за это немалые деньги. А что на самом деле получается? Раньше десять преподавателей кормили одного «начальничка», а теперь на одного преподавателя десять начальников. В вузах и министерстве расплодили огромное количество бюрократических структур, как у Райкина: «Народа много, а кто чем занимается — непонятно». И каждая такая структура заваливает кафедры и институты требованиями огромного количества отчётов, из которых потом высасывает видимость полезности своей бурной деятельности. У преподавателей подчас не хватает времени даже к лекциям подготовиться, им бы только отчёты успевать заполнять.
О каком уровне знаний выпускников можно говорить?! Я уже не говорю о катастрофическом засилье теологии — это отдельный разговор! О нашей истории, к примеру, церковники в своих проповедях лгут на каждом шагу.
Невольно задаёшься вопросом: а кто через несколько лет после такой вузовской подготовки будет руководителями в нашей стране? Кто сможет достойно работать в евразийских структурах? Экономику выпускники толком не знают — извратили её всю, историю не знают — извратили, политологию не знают — извратили… Что это будут за специалисты?
Однако не всё ещё потеряно. Надо прекратить растить новое поколение россиян невеждами, знающими только американских псевдотеоретиков. Пора возродить экономическую науку — политэкономию, отменить порочную западную систему показателей в науке. Нужно самим печатать научные труды своих учёных, возрождать былое величие нашей науки. Да, для всего этого потребуются немалые деньги, но всё же лучше «кормить свою армию», а не чужую. Если сегодня всего этого не сделать, то завтра всё положительное, что ещё в нашей образовательной системе осталось, угробят окончательно.
Уместно процитировать бывшего греческого премьера Папандреу:
«Легко управлять народом богатым и образованным, легко управлять народом бедным и необразованным, трудно управлять народом бедным и образованным».
Вот и получается, что у нынешней власти есть два пути: или возродить экономику и сделать народ богатым (что в обозримом будущем вряд ли произойдёт), или… добить систему образования!
От редакции: Деяния политических представителей криминально-компрадорской буржуазии следует называть прямо. Говорить, что речь идет о «реформах» — значит, использовать мягкий подход в оценке их деятельности. Ведь преобразование — создание нечто нового, направленного на совершенствование/модернизацию/улучшение системы. Но политику, которая предусматривает и сокращение числа работников науки и образования, и урезание финансирования данных сфер, и коммерциализацию их, и, в довершении всего, число образованных и грамотных людей, следует расценивать как погром. Погром жизненно важных сфер общества и государства. И это не случайно. Даже отдельные маленькие шакалы в лице студентов из осиного капиталистического гнезда в лице ВШЭ в интервью прессе не скрывают, что заинтересованы в том, чтобы население вымерло и стало безграмотным. Дескать, нужны только те, кто будет способствовать получению прибылей буржуями и консервации России в статусе сырьевого придатка. И создаётся впечатление, будто все провластные институты, идеологи проводившегося курса в душе руководствуются этими же мотивами.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.