Коротко о современной образовательной стратегии…

Коротко о современной образовательной стратегии…

Учебный год перевалил через экватор, и, по традиции, в образовательной среде — новые надежды, чаяния, планы. Основная надежда связана с тем, что, наконец-то, завершиться эпоха реформирования образовательной системы, и как педагоги, так и обучающиеся вздохнут полной грудью, освободившись от череды всевозможных экспериментов и «инноваций», которыми, простите, затюкали (в рамках норм приличия пришлось подобрать более или менее литературное слово) чиновники от образования.

Однако о завершении процесса реформирования, который длится уже два десятка лет как минимум, говорить, к сожалению, не приходится. Складывается впечатление, что где-то «наверху» есть лица, которым попросту выгоден бесконечный процесс насилия над образовательной средой, не приводящий к адекватному результату. Этакий управляемый хаос в отдельно взятой отрасли страны; причём в той отрасли, которая по определению является стратегической для любого государства, которое действительно собирается отстаивать свои интересы и развиваться.

На каком этапе реформирования модели образования Россия находится сейчас? Отвечая на этот вопрос, можно выделить сразу несколько весьма «оригинальных» направлений, которые, как выясняется, на деле мало общего имеют с реальным поэтапным развитием. Одним из столпов современной отечественной (если это вообще можно назвать термином, произошедшим от основы «Отечество») образовательной модели является документ, сочинённый Минобрнауки РФ – Федеральный государственный образовательный стандарт, знакомство с которым вызывает неподдельные эмоции.

Важным аспектом Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) является параграф, посвящённый тому, каким должен, по мнению авторов документа, быть современный выпускник школы. Это, знаете ли, очень занимательное чтиво, особенно если учесть тот факт, что совсем недавно г-н Фурсенко (тот, который занимал пост министра образования и науки) объявлял о необходимости обучать и воспитывать не творцов, а квалифицированных потребителей…

Итак, что же говорит этот самых ФГОС о качествах современного выпускника, которые как бы заказываются самим государством (стандарт же государственный)? Пункт 6 раздела I ФГОС:

стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»):
любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

Как видно, всё более чем конструктивно. Даже про творчество упомянули, поправ заявление образовательного гуру Фурсенко… На пороге школы, махая ей на прощанье рукою, должен стоять по-настоящему идеальный выпускник, который знает цель в жизни, уважает других людей, чтит традиции, осознаёт важность образования, труда, науки и творчества…

Далее во ФГОС следуют ещё, как выражается современная молодёжь, 100500 пунктов, в которых говорится о том, что современный российский выпускник – это вообще уникум со сформированным математическим, физическим, географическим, литературным и прочими разновидностями мышления, способный оперировать символьными языками и интерпретировать полученные результаты.

Казалось бы, чистой воды идеализация и утопия, которая в современных реалиях, прости господи, болонской системы и ЕГЭизации всей страны выглядит несуразно. Однако ж – не идеализация, — говорит всем нам Минобрнауки. Это стандарт! То есть уникумом со всеми припомненными чиновниками видами мышления выпускник школы должен обладать по определению. И плевать, что у такого уникума один час той же физики в неделю, но он, понимаешь, должен иметь физическое мышление и (выдержка из ФГОС) «понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф; приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений».

Видно, что вундеркинд-выпускник (а таким, как говорит стандарт, на бумаге обязан быть каждый юный «потребитель») неизбежность погрешности любых измерений понимать должен, а чиновники от образовательной системы, судя по всему, никаких погрешностей собственной работы не признают. Ну о каком, простите, математическом и физическом мышлении сейчас идёт речь, когда вместо систематической передачи знаний, умений и навыков эксплуатируется псевдообразовательная каша. Только для одной средней школы чиновничьим аппаратом «одобрены» сотни учебников и учебных пособий, в которых порой публикуются взаимоисключающие тезисы (в первую очередь речь о гуманитарных науках).

Эта чехарда с учебниками уже неоднократно становилась предметом обсуждения. Из уст президента Владимира Путина звучали слова о необходимости создания единого учебника (для начала) истории. Однако осенью ушедшего (2015) года правительство отклонило законопроект Яровой-Никонова, в котором говорилось о концепции единой линейки учебников. В кабмине заявили, что единый учебник, видите ли, нарушает принцип вариативности образования. Но если так, тогда какого, простите, рожна, правительственные чиновники заходились в бурных продолжительных овациях, когда Владимир Путин предлагал ввести упомянутый единый учебник истории для российских школ. То есть перед глазами президента в потные ладошки похлопали, а потом инициативу спустили на тормозах, не особенно предавая результат огласке. Лицемерие? Выходит, что оно самое…

И не лицемерие ли публиковать пафосный ФГОС, в котором говорится о «стандартном вундеркинде-выпускнике» на фоне чудовищного спада уровня образования и росте уровня бесправия педагога… На фоне всё тех же заявлений о «квалифицированном потребителе»… Не лицемерие ли улучшать итоговую статистику не ростом качества знаний школьников на основании адекватной, отвечающей реальным общественным и государственным запросам стандартизации, а понижением планки «удовлетворительного» балла? Под позитивную статистику, как известно, можно подогнать что угодно, но даст ли такая статистика импульс к тому, чтобы в будущем наши инженеры создавали собственные проекты, а не довольствовались проектами, купленными за рубежом (если ещё санкции позволят…)? …Производили собственный конкурентоспособный продукт, а не ломали головы над тем, с какой страной нынче выгоднее дружить, чтобы у неё позаимствовать необходимую продукцию.

Пока вся реформаторская деятельность сведена к тому, чтобы при любой проверке со стороны вышестоящей инстанции, все бумаги у директора, завучей и обычных учителей были, что называется в порядке. А в порядке – это, по современным нормам, как? А это так, чтобы чем выше стопка бумаг, тем как бы «профессиональнее» учитель… Чем больше «нарисовал» четвёрок и пятёрок, даже если «рисовать» не за что, тем лучше – а) для личной статистики, б) для отчётности министерства.

Как говорится, такой хоккей нам не нужен…

Автор Володин Алексей

 От редакции: Циничное заявление бывшего министра образования А. Фурсенко о необходимости формирования не поколения творцов, а поколения «квалифицированных потребителей» является не случайной фразой отдельного правительственного деятеля. Как известно, сейчас в нашей стране господствует капитал, которому явно не нужна масса квалифицированных и образованных людей. В условиях, когда все законы общества подчинены интересам получения максимального количества прибылей вполне конкретным социальным слоем, когда в сознание народа насаждается психология наживы, разрушение эффективной советской образовательной системы — ускорение способа достижения данных деструктивных целей. Следовательно, речь должна идти не просто о смене глав министерств, не о простом пересмотре политики в определенной отрасли, а о кардинальной смене модели социально-экономического и политического развития. 

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *