Талант, вобравший энергию эпохи

Талант, вобравший энергию эпохи

Поздней осенью 2000 года «Русский балет» Вячеслава Гордеева представлял очередную премьеру на чужой сцене — Государственного академического Малого театра. Не так-то часто ставят современные балетмейстеры прокофьевскую «Золушку» — партитура и хореография не из лёгких. И хотя спектакль в духе времени шёл под фонограмму (балетоманы, как говорится, отдыхали), желающих побывать в театре даже в такой промозглый вечер хватало.

СТАРАЯ ДАМА с непокрытой головой, тщательно причёсанная и одетая явно не по погоде в лёгкий меховой жакет, безуспешно пыталась войти в вестибюль, но охрана её не пропускала. Наверное, она отпустила машину и теперь мёрзла на улице. У неё не было ни билета, ни приглашения. Публика валила в театральный подъезд, задевая её на ходу. Но кое-кто оглядывался, перешёптывался, охал. Наконец, нашёлся зритель, который воззвал к охранникам: «Мальчики, это же Лепешинская!» Но плечистые мальчики не знали, кто такая Лепешинская. И не спешили позвать администратора. Позорный факт: великая балерина полчаса стояла у входа в театр, надеясь посмотреть новую версию спектакля, в котором она блистала полвека назад.

Время проходит, стирая в человеческом сознании важнейшие события прошлого, вытесняет знаковые лица нынешними примелькавшимися физиономиями. Но есть фигуры поистине эпохальные, образы непреходящие, которые должны остаться живыми в памяти живых. Можно ли было забыть Лепешинскую, как бы давно ни ушла она со сцены Большого театра, сколько бы лет ни провела за границей, преподавая в престижных хореографических школах и тем самым зарабатывая валюту для СССР. Всё равно она оставалась негасимой звездой. И ушла в легенду только вместе со своей необыкновенной страной. Хотя снова жила потом в родной Москве, ходила по центральным улицам, до глубокой старости сотрудничала в Совете Центрального дома работников искусств — привычка жить активно ей никогда не изменяла. Даже само посещение «Русского балета» говорило о многом. Ну что ей, великой балерине, прожившей выдающуюся жизнь в искусстве, получившей столько ярких впечатлений, этот, в сущности рядовой, спектакль? Так ли уж важно на склоне лет посмотреть, как некая девочка на рубеже веков танцует Золушку?

ДА, это была одна из самых её любимых партий. Работа над «Золушкой» с балетмейстером Р. Захаровым началась ещё во время Великой Отечественной войны, едва Большой театр вернулся из эвакуации. К тому времени Ольга Лепешинская давно уже стала знаменитостью, танцуя Машу в «Щелкунчике», Китри в «Дон Кихоте», Аврору в «Спящей красавице», Одетту и Одиллию в «Лебедином озере». В 30-е годы это было непросто — выдающиеся партии балетного репертуара решались в духе нового времени. Советские балетмейстеры старались перевести широко известные произведения в новую эстетическую и мировоззренческую систему. Истоки критического отношения к классике таились ещё в Пролеткульте. Ревизии подвергалось содержание. К балету выдвигались те же требования, что и к драме. Драматургия, которая раньше была для балетмейстера только поводом к созданию хореографических экзерсисов, теперь становилась мировоззренческой составляющей всякого спектакля. Менялся и сам исполнительский стиль. Утончённая манера русских балерин Серебряного века была уже невозможна — постреволюционная эпоха потребовала энергичного и, если можно так выразиться, чеканного исполнительского стиля. Так, например, в партии Авроры в «Спящей красавице» балетмейстеру вместе с исполнительницей предстояло снять флёр изнеженности и манерности. Технически партия явно усложнялась; музыка Чайковского открывала большие хореографические возможности.

Исполняя эту партию в новой постановке Большого театра, Ольга Лепешинская поражала блестящей техникой, пожалуй, даже в ущерб поэтичности. Её героиня, сказочная принцесса, отвергавшая всех женихов, пленяла своей неистощимой энергией. Казалось, ей было тесно во дворце — полётный танец требовал широкого пространства и такого же пламенного партнёрства. Можно было подумать, что такая Аврора сама, по своей воле ввергла в сон себя и всё королевство, чтобы, проснувшись, начать жизнь заново с чистого листа. Это пробуждение к новой жизни и любви воплощалось в искромётном торжествующем танце.

УСПЕХ был полный. Но сама балерина относилась к себе более чем критически. Беспрецедентный случай: Лепешинская отказалась от партии Одетты-Одиллии в «Лебедином озере», когда почувствовала, что одной безукоризненной техники мало для создания образа девушки-лебедя. Её темперамент, сполна работая на образ коварной Одиллии, противоречил характеру Одетты. Она не была лирической танцовщицей. И потому станцевать Золушку в одноимённом балете значило найти новые приёмы и краски.

Она знала, что в этой партии Прокофьев видел Галину Уланову и писал этот балет специально для неё. Сам характер дарования этой выдающейся балерины был исполнен поэтического очарования. Но и у Лепешинской были свои права на эту роль. По общему ощущению новый балет Прокофьева полностью отвечал её мировоззрению и восприятию классического наследия. В этом произведении Прокофьев оставался верен лучшим традициям русской балетной музыки с её мелодичностью и танцевальностью. Но притом партия Золушки в соответствии с музыкой представлялась очень сложной, отмеченной остротой и своеобразием рисунка. Старая сказка была прочитана композитором и балетмейстером на новый лад: не смирение и покорность судьбе, а готовность к перемене участи и движение навстречу будущему — вот что предстояло воплотить в этом балете. Не милосердием волшебства, а созреванием личности определялась неизбежность чудесных перемен, происходящих с Золушкой. И хотя волшебство оставалось непременным условием сказки, спектакль явственно воплощал мысль: чудеса случаются с добрыми, смелыми и честными людьми. Ещё шла жестокая кровопролитная война, но силами оптимистического жизнелюбивого искусства утверждалась мысль о победе добра над злом.

В том же году в Большой театр была приглашена Галина Уланова — партию Золушки танцевали обе примы. В одном и том же костюме, гриме, паричке с длинными косами, они были очень разными. Но каждая по-своему подчёркивала достоинства этого балета. Уланова открывала Прокофьева-лирика, подчёркивала задушевность, сердечность его музыки. Лепешинская шла от пафоса, от патетики, в большей мере свойственных этому композитору. И при этом обе воплощали светлый и вместе с тем глубокий характер произведения. Спектакль был удостоен Сталинской премии. А впереди у Лепешинской были ещё две Сталинские премии — за балеты «Пламя Парижа» и «Красный мак».

Да, правительство во главе со Сталиным особо ценило и выдвигало Лепешинскую. Но для неё самой и для искусства главным было то, что её талант, будто вобравший энергию самой эпохи, был востребован народом. Придя на сцену Большого театра из балетного училища в 1934 году, она сразу стала любимицей публики. Главные партии шли одна за другой. Так уж повелось, что каждая встречалась с восторгом. А ещё тогдашней публике импонировало, что она не замыкается в своём театральном кругу, активно участвует в общественной жизни, бывает на предприятиях, встречается с трудящимися. Член райкома, а потом горкома комсомола, депутат Московского городского Совета, прима всегда оставалась открытой и доступной. Работа для общего блага была для неё непременным условием жизни — это шло от семьи, от родителей, интеллигентов-тружеников, от деда-народовольца, от дальней родственницы-тёзки, революционерки в жизни и в науке. Их было две Ольги Лепешинские, и юная балерина всей душой признавала приоритет научного имени над своим, артистическим. Конечно, её смущало прозвище «стрекоза», которое ей дал Сталин после выступления в Кремле. По правде говоря, она была самым настоящим муравьём — работать, работать, работать. Одного таланта для успеха было мало. Она никогда не забывала, что при первой попытке не прошла в хореографическое училище. Но не в её характере было сдаваться. Может быть, именно поэтому жизнь оборачивалась к ней лучшей стороной.

ТЕМ ТРУДНЕЕ было испытание на прочность, которое уготовила война. Одной из первых вошла она в концертные бригады, формировавшиеся в ЦДРИ для выступлений перед бойцами, часто выезжала на фронт — почти до самой передовой. Не всегда удавалось показать своё искусство, не было для того условий, но само явление Лепешинской на переднем крае производило сильное впечатление — её речь, обращённая к бойцам, срывала всё те же горячие аплодисменты. Потом она говорила, что медаль «За оборону Москвы» считает самой высокой своей наградой. Шефская концертная деятельность продолжалась и после войны — Лепешинская объехала всю страну, и везде её встречали с восторгом — слава бежала впереди.

Когда закончилась война, ей не было ещё и тридцати лет — могла бы по-прежнему танцевать принцесс. В глазах почитателей она оставалась «стрекозой» — такой и была на концертной сцене. Но для себя она искала новые темы для воплощения. И вместе со всем Большим театром посвятила своё искусство утверждению советского балета. Ещё в 1920—1930-е годы советские композиторы обогатили это вневременное искусство новыми сюжетами и образами, для воплощения которых нужны были артисты, способные к проникновенной драматической игре, к подлинной жизни в образе. В 1927 году на сцене Большого театра появился балет Р. Глиэра «Красный мак», вдохновлённый политическими событиями в Китае. Всё было ново и неожиданно в этом спектакле — музыка, сюжет, персонажи, сама попытка воплотить средствами танца борьбу китайского народа с иноземными колонизаторами. Образы героев решались средствами танца, пластики и пантомимы. После возобновления спектакля в 1949 году балетмейстером Л. Лавровским партию китайской Золушки — танцовщицы Тао Хоа, — не смирившейся с цепями рабства, опять-таки поручили Улановой и Лепешинской. И вновь это были две разные героини: Уланова пленяла эмоциональной насыщенностью и поэтичностью, Лепешинская дерзостью и жизненной силой.

Публика считала, что надо видеть этот спектакль в двух составах. Уланова и Лепешинская как бы существовали одновременно в одном образе, раскрывая его со всех сторон. Их имена стояли рядом не только на афише, но и в сознании зрителей. Разные это были артистки, с разным характером и образом жизни — замкнутая, погружённая в свой мир Уланова и открытая, общительная, энергичная Лепешинская. Если Уланову известный писатель как-то назвал «обыкновенной богиней», то Лепешинскую можно было бы назвать «комсомольской богиней». Наверное, только она одна, перетанцевав весь классический репертуар, могла сказать, что самой главной своей ролью считает Светлану в одноимённом балете Д. Клебанова. Этот композитор известен своим балетом «Аистёнок». «Светлана» давно забыта. А вот поди ж ты — самая главная роль! Почему? Да потому, что впервые удалось вывести на балетную сцену свою современницу, советскую девушку-комсомолку.

Парадоксально, но жизненные позиции Галины Улановой и Ольги Лепешинской в итоге не разошлись. Обе они, оставив сцену, посвятили себя педагогике, обе, потеряв свою страну, а с ней и жизненную опору, отказались участвовать в том «художественном шабаше», который устроили на развалинах СССР вчерашние «народные артисты». По слухам, обе доживали свой длинный век на краю жизни и умерли в одиночестве. Остались груды фотографий, театральные костюмы и не нужные никому награды, которыми время от времени на всякий случай баловала их администрация президента.

ОТКРОЕМ ИНТЕРНЕТ: «30 сентября 2016 года на сцене культурного центра «Зеленоград» в Савёлках состоится торжественный концерт, посвящённый 100-летию со дня рождения великой артистки русского балета Ольги Лепешинской. Как сообщают организаторы, в память великой балерины воспитанники школы «Фуэте» продемонстрируют своё искусство. На концерте «Ольге Лепешинской посвящается» выступят учащиеся и выпускники школы, приглашённые гости — учащиеся детских хореографических школ, школ искусств и творческие коллективы Москвы. Народная артистка СССР О.В. Лепешинская в течение долгих лет была большим другом и патронессой Детской хореографической школы «Фуэте», которая открывает в этом году 25-летний юбилейный сезон. Зрители праздничного концерта узнают о великой русской балерине, гордости России, вписавшей яркую страницу в историю русского балета».

Лариса ЯГУНКОВА.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *