Юбилей Главного конструктора

Юбилей Главного конструктора

При жизни его имя было полностью засекречено. О человеке, гений которого проложил человечеству путь на просторы Вселенной, не упоминалось в официальных сообщениях. И только после трагической смерти мир узнал его имя – Сергей Павлович Королев. Именно он стоял во главе создания ракетно-ядерного щита нашей Родины, он создал первые в истории межконтинентальные баллистические ракеты (МБР), ракеты космического назначения (РКН), первый искусственный спутник Земли и первый транспортный пилотируемый корабль (ТПК).

Сергей Павлович Королев родился 12 января 1907 г. в г. Житомире. В 1915 г. С.П.Королев поступил в подготовительный класс киевской гимназии, а в 1917 г. пошел в первый класс гимназии в Одессе. Из-за революционной анархии гимназию закрыли, и С.П.Королев продолжил обучение дома под руководством матери и отчима, имевшего инженерное образование. В это время С.П.Королев впервые заинтересовался совершенно новой тогда авиационной техникой.

В 1922-1924 гг. С.П.Королев учился в строительной профшколе. В 17 лет он стал автором проекта безмоторного самолета «К-5» и защитил его перед компетентной комиссией.

В 1924 г. С.П.Королев поступил в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники. За два года обучения он освоил общие инженерные дисциплины и стал спортсменом-планеристом. В 1926 г. С.П.Королев перевелся в Московское высшее техническое училище (МВТУ) имени Н.Э.Баумана. Во время обучения он проявил себя, как перспективный авиаконструктор и опытный планерист.

В 1929 г. на планере «Жар-птица», конструкцию которого разработал его будущий соратник М.К.Тихонравов, С.П.Королев сдал экзамен на звание «пилот-паритель» и защитил под руководством А.Н.Туполева дипломную работу – проект самолета «СК-4». На планере конструкции Королева «СК-3», который он спроектировал для фигур высшего пилотажа, летчик В.А.Степанчёнок в 1930 г. впервые выполнил три «мертвых петли» подряд. Тогда же С.П. Королев познакомился с энтузиастом освоения реактивной техники Ф.А.Цандером и встретился с К.Э.Циолковским. После этого С.П.Королев навсегда увлекается идеями полетов в стратосферу и далее в космическое пространство, а областью его научных и конструкторских интересов становятся ракетная техника и реактивное движение.

В 1931 г. С.П.Королев и Ф.А.Цандер добились создания в Москве при содействии Осоавиахима «Группы изучения реактивного движения» (ГИРД). В 1932 г. ГИРД стал по сути государственной научно-конструкторской лабораторией по разработке ракетных летательных аппаратов. Под руководством С.П.Королева и Ф.А.Цандера были созданы и успешно запущены первые советские баллистические ракеты (БР) на жидком топливе «ГИРД-09» и «ГИРД-10».

В 1933 г. по инициативе заместителя наркома по военным и морским делам М.Н.Тухачевского, произошло слияние «ГИРД» с ленинградской «Газодинамической лабораторией» (ГДЛ) в новый Реактивный научно-исследовательский институт. Его возглавил ленинградский инженер И.Т.Клейменов. С.П.Королев был назначен его заместителем. Вместе с И.Т.Клейменовым, С.П.Королев участвовал в разработках крылатых зенитных ракет и дальнобойных жидкостных ракет. Однако после продолжительных разногласий, С.П.Королев оставил должность заместителя начальника института, оставшись старшим инженером. Вероятно, это в итоге спасло С.П.Королева от страшной участи…

В 1938 г. И.Т.Клейменов и другие руководители Реактивного института были обвинены во вредительстве. Не избежал ареста и С.П.Королев. Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила его 10 годам исправительно-трудовых лагерей и 5 годам поражения в правах. В 1940 г. срок был сокращен до 8 лет, во многом благодаря ходатайствам известных летчиков М.М.Громова и В.С.Гризодубовой. До 1940 г. Королев находился в колымских лагерях, а полностью реабилитирован был только в 1957 г.

В 1940 г. С.П.Королев был направлен в московскую специальную тюрьму НКВД ЦКБ-29, где под руководством своего бывшего наставника в годы учебы в МВТУ, и также осужденного А.Н.Туполева, участвовал с создании бомбардировщиков «Пе-2» и «Ту-2». Одновременно С.П.Королев по собственной инициативе разрабатывал проекты управляемой аэроторпеды и варианты ракетного перехватчика.

В 1942 г. С.П.Королев был переведен в ОКБ-16 при Казанском авиазаводе. Там он работал над ракетными двигателями новых типов для последующего использования в авиации. Одновременно С.П.Королев работал над идеей практического использования ракетных двигателей для самолетов. В 1943 г. его назначают главным конструктором группы реактивных установок.

Во время работы в Казани, С.П.Королев узнал, что в Германии разработано и принято на вооружение новейшее ракетное оружие – беспилотные ракеты «Фау-1» и баллистические «Фау-2». Немецкими ракетами активно заинтересовался И.В.Сталин. В связи с этим он лично распорядился досрочно освободить С.П.Королева. Однако до конца Великой Отечественной войны С.П.Королев продолжал работу в Казани. За доблестный труд во время Великой Отечественной войны, С.П.Королев был награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Пока С.П.Королев работал в Казани, советская разведка уже вела сбор информации о немецких ракетах. В феврале 1945 г., под видом военных инженеров, в Германию выехала группа советских специалистов по ракетной технике. В сентябре 1945 г. туда был направлен и С.П.Королев. Однако найти готовые экземпляры немецких ракеты советским специалистам не удалось. Изначально главной базой испытаний и запусков «Фау-2» был полигон «Пенемюнде» на острове Узедом в Балтийском море. Однако по мере наступления Красной Армии, немцам удалось успешно эвакуировать оборудование и ракеты из «Пенемюнде» в Нордхаузен в Тюрингии. Эта область должна была войти в зону советской оккупации, однако до прибытия советских специалистов Нордхаузен был занят американцами. Они вывезли оттуда все готовые ракеты и техническую документацию, ведущих инженеров и главного конструктора «Фау-2» — Вернера фон Брауна. Советские инженеры сумели найти только некоторые детали ракет, остатки документации и немногих специалистов, которыми не заинтересовались американцы. Поэтому С.П.Королеву и его соратникам оставалось самим восстанавливать технологии немецких ракетчиков.

В феврале 1946 г. С.П.Королев был представлен с докладом зампреду Совнаркома СССР Г.М.Маленкову и наркому вооружений Д.Ф.Устинову. По итогам встречи, в Нордхаузене было решено организовать советский научно-исследовательский институт. Его возглавил руководитель советской научно-технической делегации генерал-майор Л.М.Гайдуков. С.П.Королев был назначен его заместителем и главным инженером НИИ.

В мае 1946 г. по указанию И.В.Сталина, С.П.Королев переводится в подмосковный Калининград. Там, на базе бывшего артиллерийского завода №88 и Специального конструкторского бюро было образовано НИИ-88 по управляемым жидкостным ракетам. Королев возглавил в НИИ-88 отдел по баллистическим ракетам дальнего действия. С большим энтузиазмом, Королев наконец смог заняться любимым делом. Там же был создан Совет главных конструкторов ракетной техники, в который, кроме С.П.Королева, вошли В.П.Бармин, В.П.Глушко, Н.А.Пилюгин, М.С.Рязанский, В.И.Кузнецов, М.В.Келдыш и А.Ф.Богомолов. Ближайшими помощниками Королева стали также выдающиеся инженеры и ученые — К.П.Феоктистов, Б.Е.Черток и О.Г.Ивановский, Б.В.Раушенбах, Г.И.Северин. Тесное сотрудничество установилось также между С.П.Королевым и давним другом М.К.Тихонравовым.

Из добытых в Германии трофейных материалов были собраны несколько экземпляров ракет «Фау-2». Из одиннадцати пробных пусков только шесть были удачными. Изучив причины аварий и восстанавливая технические решения немецких инженеров, С.П.Королев спроектировал первую советскую баллистическую ракету «Р-1». Фактически это была улучшенная копия «Фау-2». Её испытания были начаты в 1948 г. Несмотря на проблемы с точностью поражения цели, ракета «Р-1» вскоре была принята на вооружение Советской Армии. Дальность её полета составила 270 км.

В 1950 г. С.П.Королев был назначен Главным конструктором ОКБ-1 – нового научно-исследовательского предприятия на базе НИИ-88. Под его руководством были разработаны и успешно испытаны ракеты «Р-2» и «Р-5». Для испытаний ракетной техники в Астраханской области был построен полигон «Капустин Яр». В 1951 г. Королев сделал первый шаг к реализации своей главной мечты – полетам в космическое пространство. На ракете «Р-2» 22 июля 1951 г. с «Капустиного Яра» были запущены на высоту 100 км и возвращены живыми первые живые существа – собаки Цыган и Дезик. А ракета «Р-5» достигла дальности полета в 1200 км и была способна нести ядерный заряд, что стало еще одним шагом к созданию межконтинентальных и космических ракет.

Одновременно с работой над первыми советскими баллистическими ракетами, С.П.Королев начал проектировать первую межконтинентальную баллистическую ракету (МБР) «Р-7». Первые наработки по ней были начаты в 1953 г. Для этой ракеты был построен новый полигон «Тюра-Там» со стартовой позицией в Казахстане – первый в мире космодром Байконур. Весной 1957 г. там начались первые летные испытания «Р-7». В августе 1957 г. очередная «Р-7» успешно преодолела расстояние в 8 тысяч км и поразила заданную цель в условном районе на Камчатке. СССР стал первым государством, имеющим ракету, способную поражать цели в большинстве районов земного шара. Вскоре на вооружение была принята также ракета «Р-7А», с дальностью 11 тысяч км.

Одновременно с испытаниями «Р-7», С.П.Королев подготовил запуск первого искусственного спутника Земли. 4 октября 1957 г. ракета «Р-7» успешно вывела его на околоземную орбиту. Авторитет СССР, как передовой технической державы, многократно возрос. За успешное создание первой межконтинентальной ракеты и запуск первого искусственного спутника Земли, С.П.Королеву было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

После этих успехов,  С.П.Королев продолжил работу над модификацией «Р-7» как ракеты космического назначения (РКН), а также разработку новых спутников и первых межпланетных аппаратов. В 1959 г. под его руководством были запущены первые аппараты к Луне. «Луна-1» достигла орбиты Луны и стала первым искусственным спутником Солнца, «Луна-2» совершила первую жесткую посадку на лунную поверхность, «Луна-3» облетела Луну и передала на Землю первые фотографии её обратной стороны. Позже С.П.Королев начал разработки автономных научных аппаратов для мягкой посадки на Луну.

В 1959 г. С.П.Королев начал подготовку к первому полету в космос человека. Для реализации этой задачи, на базе «Р-7» была создана ракета-носитель «Восток» и одноименный космический корабль-спутник. Полетам человека в космос предшествовали запуски животных. 19 августа 1960 г. под руководством С.П.Королева был осуществлен успешный запуск космического корабля «Восток» с собаками Белкой и Стрелкой на борту. Корабль находился на орбите больше суток и благополучно вернулся на Землю. СССР стал первым государством, успешно запустившим в космос и вернувшим из него живых существ.

В 1960-1961 гг. С.П.Королев участвовал в отборе и подготовке первых советских космонавтов. 12 апреля 1961 г. на корабле «Восток-1» один из них, Ю.А.Гагарин, совершил первый в истории пилотируемый космический полет. Корабль облетел Землю в течение одного витка за 108 минут и успешно приземлился. За осуществление первого полета человека в космос Королев был удостоен звания Героя Социалистического Труда во второй раз.

6 августа 1961 г. под руководством С.П.Королева, на корабле «Восток-2», пилотируемым космонавтом Г.С.Титовым, был осуществлен первый в истории суточный полет в космос. После этого С.П.Королев руководил первым групповым полетом на околоземной орбите кораблей «Восток-3» и «Восток-4» с космонавтами А.Г.Николаевым и П.Р.Поповичем. В 1963 г., под руководством С.П.Королева, осуществлен первый космический полет женщины – космонавта В.В.Терешковой на корабле «Восток-6».

Последним достижением С.П.Королева стали полеты кораблей «Восход». На корабле «Восход-1» совершил полет первый в истории космический экипаж. В него вошли командир В.М.Комаров, бортинженер К.П.Феоктистов и врач Б.Б.Егоров. Это также был первый полет космонавтов без скафандров. «Восход-1» находился на орбите Земли одни сутки и успешно приземлился. На корабле «Восход-2» с экипажем космонавтов П.И.Беляева и А.А.Леонова был осуществлен первый в истории выход человека в открытый космос. Космонавт А.А.Леонов находился за пределами космического корабля 12 минут.

Все эти выдающиеся победы и достижения стали возможны во многом благодаря личному упорству и выдающемуся гению характера С.П.Королева. Он готовился к новым прорывам – разрабатывал проекты первой орбитальной станции, нового космического корабля «Союз» и сверхтяжелой ракеты-носителя «Н-1» для полетов на Луну и Марс. Однако тяжелая болезнь, осложненная подорванным здоровьем и нечеловеческим напряжением, оборвала жизнь Главного конструктора. 14 января 1966 г. Сергей Павлович Королев умер.

С.П.Королев не успел осуществить многие планы и идеи. Однако во многом благодаря ему, наша страна стала мировой ракетной и космической державой. С.П.Королев взрастил целую плеяду выдающихся конструкторов и инженеров, космонавтов и ученых, исследователей и испытателей. «Королевские» ракеты больше полувека выводят на орбиту пилотируемые космические корабли. Космический корабль «Союз», до запуска которого С.П.Королев не дожил, сегодня признан самым надежным пилотируемым кораблем в истории. Идеи С.П.Королева легли в основу орбитальных станций «Салют», «Мир» и Международной космической станции.

Свою жизнь С.П.Королев прожил ярко и полно, несмотря на то, что она оборвалась довольно рано. Он верил в безграничность человеческой мечты и человеческого разума. Однако С.П.Королев никогда не отрывался от реальности, он действовал, исходя только из истинного положения дел, не утаивал и не скрывал никаких проблем и трудностей от себя, от подчиненны и от руководства страны. Откровенность и честность были главными чертами характера С.П.Королева.

Всю свою жизнь С.П.Королев работал так же стремительно, как ракеты устремляются в небо, прорывая земное притяжение – без дней и ночей, выходных и праздников, преодолевая скептицизм и недоверие как соратников, так и недоброжелателей. При этом, твердость своих позиций  С.П.Королев мастерски умел соединять с удивительной гибкостью и дипломатичностью. Поэтому Сергей Павлович Королев по праву был и останется главным основоположником мировой практической космонавтики.

С.П.Королев шел вперед, и жил от победы к победе. Казалось, что нет преград, способных остановить гений Главного конструктора. И жизнь С.П.Королева закончилась так же внезапно, как взрывается во время старта очередная ракета.

Имя Сергея Павловича Королева навсегда увековечено не только в названиях городов, улиц и учебных заведений, в памятниках и искусстве. Его имя носят кратер на обратной стороне Луны, кратер на Марсе и астероид. Имя великого Главного конструктора сегодня носит его родное конструкторское бюро, современная Ракетно-космическая корпорация «Энергия».

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *