В марте прошлого года 83 сотрудника Бобровского завода железобетонных конструкций «Энергия», что в Челябинской области, подписали коллективное обращение в прокуратуру. В письме говорилось о многомесячной задержке зарплаты. Троицкий прокурор, проверив полученную информацию, потребовал взыскать с предприятия задолженность перед рабочими. Один из сотрудников «Энергии» рассказал журналистам, что долги копились с декабря 2015 года. Выяснилось, что деньги у завода для своевременной выдачи зарплаты были. Но люди боялись, что после жалобы на начальство их сразу выставят за ворота. Экономическая ситуация в Троицком районе такая, что даже за нищенскую зарплату местные жители готовы вырывать друг у друга рабочие места. Однако голод не тётка, и сотрудники завода «Энергия», не выдержав, подписали письмо.
РАССКАЗЫВАЮТ: два года назад на завод приезжала глава Троицкого района Людмила Шаталова и просила владельцев и администрацию завода увеличить мизерную зарплату хотя бы на тысячу рублей. Главе района ответили весьма жёстко: «Поднимать зарплату не будем». И разъяснили: всё равно, мол, тут дыра, работы нет, и никуда люди не денутся, будут, как миленькие, и дальше работать за гроши.
Возможно, такой циничный ответ объясняется тем, что «сам» губернатор Дубровский значится учредителем этого похожего на тюремную камеру завода. Официально сейчас предприятие уже передано в трастовое (доверительное) управление, а губернатор теперь должен ускорить продажу своих активов в связи с требованием президента, чтобы чиновники не занимались бизнесом. У Дубровского же, кроме Бобровского завода, числятся в собственности ещё несколько фирм.
Журналисты подсчитали: Борис Дубровский занимает второе место в рейтинге губернаторов, наиболее далёких своими делами и помыслами от простых людей. Хотя в своих интервью губернатор не устаёт повторять, что вышел-де из самой гущи народных масс. Вот как выглядит его близость к трудовому народу на самом деле: зарплата на заводе, являющемся его собственностью, не превышает прожиточного минимума одного (только одного!) человека, да и эти гроши не выплачивают теперь по нескольку месяцев. А если у работника семья, то как кормить детей? Картошки купить не на что, о молоке и яблоках для малышей и говорить нечего.
А администрация этого губернатора-«народолюба» разместила на сайте госзакупок заказ на оказание услуг для проведения торжественных и официальных мероприятий общей стоимостью почти 30 миллионов рублей. Всего губернатор планирует 155 банкетов. Конечно, радует, что правительство Челябинской области в 2017 году будет устраивать банкеты не ежедневно, а только через день: как-никак остаётся некоторое время и для работы. Что касается стоимости каждой планируемой вечеринки, то она составляет 200 тысяч рублей. В среднем на каждое праздное мероприятие будет приглашено 70 гостей. В социальных сетях появилась запись: челябинский губернатор идёт на рекорд. Нет, не по повышению зарплаты работающему населению, а по количеству торжественных приёмов — с официантами, полотняными салфетками, скатертями, фарфором, хрусталём… В плане губернаторских мероприятий предусматривается проведение… тематических банкетов, на них в зависимости от темы посуда будет либо керамической, либо деревянной. Блюда прогнозируются изысканными. В план заложено потчевание чудесами национальных кухонь.
Чтобы Южный Урал не забывал, что губернатор день и ночь печётся о благе населения, его администрация заключила 53 контракта на пиар, выделив на восславление кормильца-поильца области 59 миллионов 317 тысяч рублей. СМИ за эти деньги будут всё время трубить о великих деяниях Дубровского и тщательно закрашивать высококачественными белилами чёрные пятна в его деятельности.
ПОКА ГУБЕРНАТОР до пота трудится за официальными столами с закусками, недалеко от Челябинска сотрудники Бакальского рудоуправления 1 октября 2016 года устроили массовое шествие под названием «Факел надежды». Миссию факелоносца выполнял работник дробильно-обогатительной фабрики Евгений Хорешко. Акция закончилась у стен местного отделения полиции, где её участники скандировали: «Бакал жил, Бакал жив, Бакал будет жить!» Таким способом работники градообразующего предприятия пытаются обратить внимание на угрозу, которая нависла над 20-тысячным городом.
270 лет назад на Бакале началась добыча железных руд. Вокруг этих месторождений забурлила жизнь, вырос посёлок горняков, добытая его жителями руда развозилась на металлургические заводы по всей округе. Жизнь на Бакальских рудниках никогда не была лёгкой. Но особенно много трудностей выпало на долю коллектива предприятия в последнюю четверть века: трудовые споры, забастовки, банкротство. Доходило до того, что и управляющего брали «в плен», и шахтёры отказывались подниматься «на гора»…
Сегодня предприятие снова в яме. Цены на железорудное сырьё упали, объёмы производства — тоже. Средняя заработная плата по руднику — 22 тысячи рублей, а с начала года и её выплата стала задерживаться. 460 горняков находятся в вынужденном простое с сохранением двух третей средней зарплаты. Ещё 146 человек приостановили работу в соответствии со статьёй 142 Трудового кодекса, которая гласит, что при задержке зарплаты работник имеет право приостановить работу с сохранением среднего заработка. На предприятии за долги отключены газ, электроэнергия, отопление. В цехах и некоторых помещениях рудоуправления темно, тихо, холодно. «45 лет работаю на руднике, а такой ситуации, как сейчас, просто не видел, — признаётся машинист-инструктор локомотивной бригады железнодорожного цеха Анатолий Казанцев. — Бывали тяжёлые времена, предприятие останавливалось, но сейчас оно вообще лежит».
Владельца рудника на предприятии видели в последний раз в конце 2014 года. Не заметно, чтобы он предпринимал какие-то усилия для преодоления кризиса. Вот такие они, «стратегические владельцы»: по дешёвке скупили заводы, фабрики, рудники и ничего не делают, чтобы они развивались.
Люди не знают, как выжить. Цены растут, продукты в Бакале стоят даже дороже, чем в Челябинске. Да и счета за услуги ЖКХ приходят немаленькие, причём требуют аккуратной уплаты. За коммуналку в отопительный период бакальцы выкладывают от пяти до шести тысяч рублей. Это, если живут в «двушке». Многие взяли потребительские кредиты и теперь, в условиях задержки своей мизерной зарплаты, всеми способами пытаются выкручиваться. Говорят «спасибо» рыночным торговцам да владельцам городских частных магазинчиков: они пока дают людям в долг, составляя длинные списки местных жителей, взявших под честное слово продукты, одежду, канцелярские товары для детей.
В долг снаряжали в школу своих детей четырнадцати и восьми лет супруги Толмачёвы. Надежда работает в ОТК, а Вячеслав до недавнего времени трудился в автоцехе. У семьи тоже кредит, и, чтобы рассчитываться, приходилось занимать у родителей-пенсионеров. На днях Вячеслав уволился и перешёл на работу в соседний посёлок. Теперь каждый день ездит 50 километров туда, 50 — обратно.
Многие бакальцы уезжают работать вахтовым методом. Молодёжь совсем покидает городок. Пенсионеры вынуждены помогать взрослым детям. Женщины подрабатывают в свободное время: моют полы в подъездах, подметают дворы. Мужчины после смены работают на автомойках. Пока спасают людей огороды: овощи с грядок — важный элемент семейного рациона.
Машинист экскаватора Евгений Вагин, чтобы прокормить семью (у него две дочки), вкалывает на трёх работах. Когда он работал помощником машиниста, то получал 21 тысячу рублей. Сейчас он уже машинист, и зарплата его изменилась: получает всего 14 тысяч. В то время, когда был помощником машиниста, хлеб ещё стоил восемь рублей, а сейчас — 20…
Сегодня бакальская руда мало востребована, несмотря на то, что запасы её велики: покупатели предпочитают руду, более насыщенную железом и без вредных примесей. Возможно, когда истощатся другие месторождения, бакальское сырьё вновь будет востребовано. А пока нужно помогать людям выжить на своей земле, в своём городке. Для этого необходимо разрабатывать программы развития городов и рабочих посёлков, создавать новые рабочие места. Об этом должен думать прежде всего губернатор. А он думает пока о банкетах. Деньги, которые нужны для развития региона, уходят на барскую жизнь сановников, на обслуживающий их транспорт, охрану…
НИЩЕТА поджимает простых людей со всех сторон, в городском поселении Кропачёво Ашинского района Челябинской области прошедшим летом случился настоящий бунт. Жители посёлка пытались прорваться в служебный поезд РЖД, чтобы уехать на работу. Вышли на рельсы и остановили состав. Видеосъёмка инцидента попала в Интернет.
А предыстория конфликта такова. В 2012 году руководством РЖД из-за неплатежей областных властей была отменена единственная электричка, соединяющая Кропачёво, в котором проживают 4,7 тысячи человек, с райцентром. Автобус, дублирующий «связь с цивилизацией» — той же Ашой или соседним городком Симом, ходит раз в сутки. Неофициально проблема как-то решалась, пока машинисты рабочего поезда пускали жителей посёлка в вагоны и те могли добраться в Ашу или на другие станции для работы или визита к врачам. В самом Кропачёве больница была ликвидирована в 2015 году. Но потом железнодорожное начальство запретило машинистам такую вольность, и жители Кропачёва фактически оказались отрезаны от всего мира.
Серьёзными событиями жизнь в Челябинской области перенасыщена. Вот сотрудники ЗАО УК «Горводоканал» в Копейске опять возобновили голодовку. Это уже пятая подобная акция протеста коммунальщиков за последние два года. «Выходит, чтобы получить свои законные деньги, надо обязательно голодать», — говорит участница голодовки Татьяна Пономарёва.
Последняя масштабная акция работников ЗАО УК «Горводоканал» проходила в ноябре 2015 года. Тогда по её итогам между руководителем ЗАО УК «Горводоканал» и муниципальным унитарным предприятием (МУП) «Горводоканал-Копейск» было подписано мировое соглашение о погашении задолженности перед работниками. Гарантом соглашения выступила администрация Копейского городского округа. Но сегодня рабочие опять сидят без денег.
Власть запуталась в своей социально-экономической политике. Сначала раздала коммунальные службы в частные руки, потом опять сделала их государственными… Но при каждой такой реформе-реорганизации люди страдают. Вот что рассказывает Ирина Ушакова, проработавшая на предприятии 13 лет: «В декабре я была сокращена в связи с ликвидацией предприятия, в МУП меня не приняли. Ситуация сложилась напряжённая. Я встала на биржу труда, через некоторое время получила пособие по безработице — около 7 тысяч рублей. Как можно прожить на такие деньги? А заработную плату, которая мне причиталась после увольнения, я так и не получила. У меня муж — инвалид. Мы не живём, а существуем. Хорошо, что есть огород, он нас выручает, а то давно бы протянули ноги».
ГУБЕРНАТОРУ Борису Дубровскому голодать не приходится: у него с супругой годовой семейный доход 79,2 миллиона рублей. Ежедневный доход этой семьи равен средней в Челябинской области месячной зарплате 10 рабочих (она на Южном Урале немногим больше 20 тысяч рублей). Кстати, финансовое процветание этой семьи обеспечивают и работники Бобровского завода за счёт сверхэксплуатации их труда, о чём убедительно свидетельствует нищенская зарплата.
Впрочем, губернатор не забывает доить и областной бюджет. В начале 2015 года областная администрация заключила договор с одним из частных охранных предприятий, согласно которому оно должно было не только охранять губернатора, но и предоставлять ему… элитный транспорт. Господин Дубровский отказывается ездить на дешёвых автомобилях, ему нужны элитные! Из областного бюджета на оплату этих услуг за год выделено 22 миллиона рублей!!!
А вот вице-губернатор Руслан Гаттаров, бывший лидер «Молодой гвардии», прислуживавшей «партии власти», любит летать. В социальных сетях помещена фотография авиабилета в бизнес-классе до Москвы на его имя. Стоимость, указанная в проездном документе, — 78 тысяч рублей. Они взяты не из кармана чиновника, а из бюджета области: государственный контракт. Заметим: Гаттаров летает в Москву несколько раз в месяц и почему-то по выходным. Кстати, такой перелёт эконом-классом стоит всего около 8 тысяч рублей.
Есть фотография ещё одного билета на полёт этого чиновника в Китай. Он обошёлся туда и обратно в 319 тысяч рублей. Вот так уходят бюджетные деньги: на барские прихоти чиновников. Как тут не вспомнить слова Александра Сергеевича Пушкина: «Здесь барство дикое, без чувства, без закона…» Но сегодня и здесь уже требуется поправка: барство дикое без чувства, но с законом…
С ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТЬЮ у меня налажены хорошие связи, подружился со многими рабочими активистами из этих мест. Замечательные это люди! Станочник Сергей Мухаркин был награждён двумя орденами Трудовой Славы. В начале «перестройки» директор завода предлагал помочь ему стать полным кавалером, но при одном условии: отказаться от рабочего движения. Сергей не согласился оплачивать такой ценой звание героя (по советскому закону полный кавалер ордена Трудовой Славы приравнивался к Герою Социалистического Труда). Мухаркин после того, как прочитал в литературном журнале мою документальную повесть «Завод», нашёл меня. Мы стали друзьями, многое делали согласованно.
Побывал я не только в Челябинске, но и в Троицке, возле которого находится Бобровский завод. Опять это связано с моей публикацией. Прочитала статью о свободных профсоюзах местная учительница Надежда Теплякова и стала с подругами размножать публикацию, клеить на заборах, рассылать знакомым. В результате в городе было создано 12 рабочих организаций, в том числе и на Троицкой электростанции. Мне посчастливилось встретиться с рабочими активистами в этом городе. Поразмышляли вместе, как жить дальше.
Такие организации в 1990-х множились, набираясь сил и опыта. Немудрено, что буржуазная власть побоялась рабочего наступления. С подачи Кремля и московского «Белого дома» был принят новый Трудовой кодекс, в котором ограничили права работника, приблизив к положению крепостных. Теперь можно без согласования с профсоюзом уволить любого наёмного работника, трудящиеся практически лишены возможности защищать свои права с помощью обычной забастовки. Нынешнее трудовое законодательство воспитывает не гордого гражданина-труженика, а покорного слугу новых бар.
Единственная возможность сейчас остановить работу без лишних процедур осталась у наёмных тружеников, нещадно эксплуатируемых работодателями, только при задержке выплаты зарплаты больше 15 дней. В этом случае надо только предварительно предупредить об этом работодателя в письменном виде. Такая акция протеста стала не коллективной, а индивидуальной, каждый становится сам себе стачкомом. Чтобы ослабить коллективные начала в защите рабочими своих прав, ввели в закон даже понятие «самозащита». В этом скрываются как социальное, так и политическое лукавство и цинизм закона. Человека в его протестных действиях стараются вывести из трудового коллектива, представить одиночкой.
И всё-таки новые профсоюзы создаются. Прежде всего это происходит там, где работники доведены до отчаяния, когда им уже нечего терять: или тебя уволят, или ты, наконец, найдёшь управу на самодура-хозяина и усердно прислуживающего ему начальника. Таких «горячих точек» на предприятиях становится всё больше. Потребность в пролетарской солидарности растёт с каждым днём.
От редакции: Всё, что изложено в статье, окончательно развеяло иллюзию о возрастающей социальной направленности капитализма, о его способности к изменению, к адаптации к современным условиям. Однако кризис всё расставил по своим местам. Буржуазия развернула мощную атаку на социальные права наёмных работников (и не только), оставляя их на произвол судьбы. И многие трудящиеся не знают, как действовать. рассчитывать на «ручное управление» бессмысленно. В долгосрочном плане это ничего не решит. Более того, в трудовом конфликте г. Гуково власти открыто встали на сторону капиталистов, воспрепятствовав попытке шахтёров приехать в Москву на встречу с избирателями. Поэтому только последовательная упорная организованная борьба трудового народа за обобществление средств производств, за отстранение капитала от власти может снять удавку с шеи трудящихся.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.