Публикуем материал, размещённый на сайте портала «Свободная пресса».
России, видимо, предстоит судебная реформа. Ее план готовит Центр стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина в рамках программы развития РФ на 2018−2024 годы. Основные параметры реформы на минувшей неделе уже обсуждались в администрации президента, сообщают «Ведомости».
План Кудрина включает следующие пункты:
— создать для подготовки судей специальный центр, предоставить право однажды назначенному судье работать в судах того же уровня без прохождения заново полного цикла проверок;
— упростить перемещение судей по вертикали: кадровая комиссия при президенте должна рассматривать кандидатуры судей только при первом назначении, а перемещение на другие позиции будет происходить по представлению председателя Верховного суда (ВС) и по решению квалификационной коллегии судей;
— заменить сотрудников правоохранительных органов в президентской комиссии на представителей кремлевской администрации и общественности;
— ввести выборы председателей райсудов, ограничить время их пребывания в должности тремя трехлетними сроками и сократить их полномочия: лишить права вносить представления о привлечении судей к дисциплинарной ответственности и возможности распределять премии, а также ввести автоматизированный порядок распределения дел между судьями.
Все перечисленное, по мнению главы ЦСР, позволит улучшить качество судейских кадров, сделать судей более независимыми, а также рационально организовать судебный процесс, что должно привести к снижению нагрузки на судей.
Но главный вопрос — приведет ли реформа к появлению в России независимого и автономного суда — остается открытым. До сих пор Кремль интересовала, скорее, возможность выстраивания судебной вертикали.
Так, в ноябре 2016 года председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедеввыступил с инициативой создать межрегиональные судебные округа для судов общей юрисдикции по аналогии с существующей вертикалью арбитражных судов. По мнению экспертов, это позволило бы ослабить влияние на суды исполнительной власти регионов. Кремлю такая реформа была бы на руку. Однако, как рассказывали СМИ, хотя идея не раз обсуждалась в администрации президента, она всегда откладывалась в долгий ящик из-за необходимости больших затрат для реализации.
Сейчас на реформировании судебной системы настаивают, прежде всего, экономисты: они считают, что в нынешнем виде она является одним из структурных ограничителей роста. Неслучайно в начале марта свою версию реформы — также в рамках программы социально-экономического развития страны — представил Столыпинский клуб. Еще над одним вариантом работает президентский Совет по правам человека — проект, в частности, включает перечень мер, которые должны способствовать повышению независимости судей.
Зачем России судебная реформа, что в реальности даст ее «кудринская» версия?
— Корень нынешних проблем в том, что концепция судебной реформы 1991 года не была полностью реализована, — считает федеральный судья в отставке, заслуженный юрист РФ, главный инициатор внедрения суда присяжных в России Сергей Пашин. — Напомню, эту концепцию тогдашний президент РФ Борис Ельцин внес в Верховный Совет, и она была одобрена, но по факту лишь незначительная ее часть была внедрена.
Полагаю, без независимых судов поднимать экономику РФ трудно, поскольку нынешняя судебная система создает непредсказуемый деловой климат. Думаю, именно это имеет в виду Алексей Кудрин, когда настаивает на реформе. Бизнес просто не желает вкладывать деньги в страну, где судебные решения зависят от воли начальства.
Есть и другие проблемы, для решения которых необходима судебная реформа. Например, большое «тюремное население» в России. По количеству заключенных на 100 тысяч населения мы находимся на втором месте в мире, после США. Другая проблема — пытки на предварительном следствии, на которые судьи закрывают глаза.
«СП»: — Предложения Кудрина могли бы изменить ситуацию?
— Революции они точно не сделали бы. Единственный пункт, который в них представляется по-настоящему важным — это автоматизированное распределение дел между судьями. Сейчас председатель суда обладает огромной властью при распределении, и это позволяет ему манипулировать судейским правопониманием. Грубо говоря, председатель знает, кому какие дела давать, чтобы решение было предсказуемым. В том числе — в интересах тех или иных начальников.
И выборы председателей районных судов, которые предлагает ввести Кудрин, ситуацию не изменят. В России примерно треть райсудов — малосоставные, как правило, из трех человек. Как они будут избирать среди себя начальника?!
На деле, я считаю, даже если план Кудрина будет реализован, все останется по-прежнему: начальственные должности в судебной системе будут и впредь зависеть от воли местных властей, председателей облсудов и ВС.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.