К Дню космонавтики

К Дню космонавтики

К предстоящему Дню Космонавтики Сайт Московского городского отделения начинает публикации  материалов, подобранные коммунистом МО «Октябрьское» Константином Платоновым.

1.

От первого лица — Юрий Гагарин.

(источник: http://www.hrono.ru/biograf/bio_g/gagarin_juri.php)

   
* Первый полет человека в космос явился триумфом советской науки и техники, блестящей демонстрацией преимуществ нашей социалистической системы. Наш советский социалистический строй является замечательной и надежной стартовой площадкой, с которой уходят в небесные дали космические корабли.
   
* К полетам в космос нас готовили многие сотни специалистов самых различных профессий. Обширная программа, которую должен выполнить космонавт, включает в себя много разнообразных вопросов, и теоретических, и практических. Ведь космос только тогда можно считать освоенным, когда в нем будет жить и работать человек.
   
* Готовясь к старту, мы изучали основы ракетной и космической техники, конструкцию корабля, геофизику, астрономию, медицину. Особое внимание наши учителя уделяют физической подготовке космонавтов.
   
* Приход каждого нового дня отмечали утренней зарядкой. Занимались на открытом воздухе, в любую погоду, под наблюдением врачей. Гимнастику сменяли игры с мячом, прыжки в воду с трамплина уступали место велосипеду. А вскоре подошло время тренировок на центрифуге, испытаний в сурдокамере, термокамере, в роторе, полетов в самолете на невесомость, прыжков с парашютом.
   
* Трудной и упорной была подготовка человека к полету в космос. Нелегко далась она нам. Нелегко пришлось и нашим наставникам — ученым и медикам, биологам и инженерам. Это они разработали научно обоснованную систему тренировок космонавтов, это они бережно следили за нашими сердцами, легкими, мускулами и нервами, это их руками была создана уникальная аппаратура, позволяющая следить за состоянием космонавта в полете. Наконец, это они вселили в нас уверенность в успехе.
   
* …Среда 12 апреля. Космодром Байконур, расположенный в широкой, как океан, степи. Навсегда останется в моей памяти и этот день и эта степь. И — самое большое, самое главное: сознание того, что мне, рядовому гражданину Советской страны, молодому коммунисту, доверена огромная честь — быть первым в космосе.
   
* Минуты прощания с Землей. Сосредоточенные, одухотворенные лица Главного конструктора и Теоретика Космонавтики, ученых, инженеров, врачей. И ободряющий взгляд моего дублера — Германа Титова. Короткие слова прощанья, и вот уже лифт поднимает меня в кабину «Востока». Летит время. Наконец, долгожданная команда: «Подъем!»…
   
* Как же ведет себя человек в космическом полете? Как он переносит перегрузки от ускорений, как отражается состояние невесомости на его организме, как будут работать различные системы космического корабля? На эти и многие другие вопросы мне предстояло дать четкие ответы.
   
* Что можно рассказать о полете, который продолжался меньше двух часов? Полет проходил по орбите с перигеем 175 километров и апогеем 302 километра. Продолжался он сто восемь минут.
   
* Сразу же по выходе на орбиту наступила невесомость — состояние, необычное для жителей Земли. Сначала мне все казалось очень необычным, но вскоре я привык к этому состоянию, освоился и продолжил выполнение заданной программы. Невесомость — это явление для всех нас, жителей Земли, несколько странное. Но организм быстро приспосабливается к нему, испытывая исключительную легкость во всех членах.
   
* Двадцать восемь тысяч километров в час — вот скорость, с которой «Восток» проносился над океанами и материками нашей планеты. Между кораблем и Землей была установлена связь, которая работала безотказно.
   
* Я передавал сообщения, слышал голоса моих товарищей. В кабине слышались радиопередачи с моей Родины. Я все время ощущал внимание и поддержку всей страны.
   
* В ходе всего полета я вел плодотворную работу по программе. Поддерживал радиосвязь с Землей по нескольким каналам, как в телефонных, так и в телеграфных режимах, наблюдал за работой оборудования корабля, принимал пищу, воду.
   
* Земля с космической высоты виделась хорошо. Отчетливо были видны горные массивы, береговая линия, острова.
   
* Наступил момент спуска. Точно по графику сработал тормозной двигатель, снова возросли перегрузки.
   
* Были закрыты шторки на иллюминаторах, и корабль стремительно вошел в плотные слои атмосферы. Наконец, Земля. Взволнованные лица товарищей, снова голубое небо над головой и незабываемый душевный разговор с Никитой Сергеевичем Хрущевым.
   
* Задание Родины, партии выполнено…
   
* Прошли недели, месяцы. Новые трассы в космосе проложены космическими кораблями «Восток-2», «Восток-3» и «Восток-4», в которых совершили свои полеты Герман Степанович Титов, Андриан Григорьевич Николаев, Павел Романович Попович. 130 витков вокруг Земли сделали советские космонавты. Американцы — пока только 12. Счет 130 : 12. Счет внушительный в пользу страны, строящей коммунизм.
   
2.

Герман Титов, летчик-космонавт, Герой Советского Союза.

(источник: http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/gagarin/viju-zeml76/v-z76.html)

   
* Имя Юрия Гагарина теперь известно всем — и детям и взрослым. С полета Юрия Гагарина в космос началась новая глава истории нашей планеты — эра завоеваний человеком околосолнечного пространства.
   
* Рассказывать о Гагарине легко и трудно. Обыкновенный, располагающий, улыбчивый человек. Это так. Но Юра не просто веселый, не просто мужественный, не просто волевой. В нем была скрыта огромная энергия деятельного, очень способного и разносторонне одаренного человека.
   
* Когда я думаю о Гагарине, я вспоминаю не первые дни нашего знакомства при наборе кандидатов в школу космонавтов и не дни совместных тренировок при подготовке к первому полету «Востока». Я вспоминаю день, когда мы приехали вместе с ним на стартовую площадку космодрома. Прошли годы, а мысли и чувства так же свежи в памяти, как будто все было только вчера.
   
* Уже прошли минуты подготовки к старту, и стрелка часов стала наконец приближаться к решающей цифре. Неотвратимо наступало последнее мгновение. Ждать становилось с каждой секундой все тревожнее.
   
* Мы смотрели туда, где над широченной степью высилось гигантское тело ракеты. Серебристая, огромная, она почти сливалась с голубым небом и будто дрожала — то ли от марева, поднявшегося над проснувшейся степью, то ли от нетерпения скорее оторваться от Земли и умчаться в космическую бездну.
   
* По радио звучали последние указания. Стартовая команда доложила, что приготовления закончены… Наступила тишина. Все ждали его доклада. Мы приготовились услышать его голос, но как только включилась громкоговорящая связь, все невольно вздрогнули: он докладывал четким, уверенным голосом:
   
* — Все приборы корабля работают нормально! К старту готов!
   
* И опять наступила тишина. Напряжение достигло крайнего предела. Мы стояли все вместе: конструкторы космического корабля, члены правительственной комиссии, ученые, космонавты… И казалось, будто сама вековая история человечества тоже стоит за нашими спинами и ждет ответа: чем же мы сейчас отчитаемся за все сделанное Человеком, прошедшим такой долгий и трудный путь — от каменного ножа до небывалого корабля-спутника? Чем ответим на гигантское напряжение воли великих мыслителей прошлого — Архимеда и Коперника, Галилея и Бруно, Ломоносова и Ньютона, Кибальчича и Циолковского, конструкторов и теоретиков наших дней? И Юрий должен был сейчас завершить усилия всего человечества в борьбе с тайнами природы, завершить титанический труд ученых, инженеров, рабочих, создавших космический корабль «Восток», осуществить вековую мечту людей, стремящихся преодолеть земное притяжение.
   
* Тишину разорвало одно слово:
   
  — Пуск!
   
* «Поехали…и…и!» — услышали мы звонкий голос Юрия и, казалось, острее, чем он, почувствовали, как «напряглись» все двадцать миллионов лошадиных сил двигателей ракеты.
   
* Чудовищный грохот, огонь, дым и снова огонь прокатились по степи Серебристая ракета ужасающе медленно оторвалась от стартовой площадки и будто нехотя пошла. в небо. Потом ее скорость начала нарастать. Вот она уже мчалась блестящей кометой… И затем исчезла из глаз…
   
* Тяжесть предстартовых секунд исчезла, укатилась куда-то за горизонт солнечной степи так же, как растворился в ней грохот ракетных двигателей.
   
* Таким я запомнил утро космической эры.
   
* Помните, как ликовал весь мир? «Гражданин Вселенной» — так звали Юрия люди на всех континентах Земли. Ему рукоплескали народы Европы и Азии, Африки и Латинской Америки. В маленьких деревушках и столицах разных государств он был родным, желанным, первым гостем. Он стал почетным гражданином сотен городов, правительства многих государств награждали его своими высшими наградами и орденами.
   
* И тогда на Юрины плечи легла тяжелая ноша — бремя славы. Это было новое, необычное испытание, не предусмотренное программой подготовки космонавтов.
   
* Юра остался таким же, как прежде. Он ни на минуту не забывал, что он член нашего коллектива, и нес те же обязанности, что и раньше, помогая другим в занятиях и тренировках.
   
* После полета Гагарина в космосе не раз слышалась русская речь, и всегда в эфире вместе с голосом нового космонавта был его голос. Он сопровождал в космос всех советских космонавтов, он вместе с ними переживал каждый полет.
   
* Я сказал «бремя славы». Юрий как-то очень глубоко понимал долю своего участия в великом свершении народа, в подвиге ученых. Он был очень сильным человеком и не позволил себе увлечься, не позволил никому превратить себя в «звезду». Он остался Человеком.
   
* Он сумел аккумулировать в себе эту славу на пользу общему делу. Он рос ото дня ко дню. И это чувствовалось во всем. И в его общественной работе, и в наших космических делах. Он готовился к новому полету так же, как все. Он летал на самолетах, прыгал с парашютом, систематически проводил всевозможные испытания. Его пример во многом обязывал остальных.
   
* Все мы видели его способности. Видели, как он быстро и свободно ориентируется в научных проблемах и космической технике. Он охотно делился своими знаниями с другими.
   
* Но раньше нас разглядел это в Юрии, увидел в нем человека с задатками ученого академик Сергей Павлович Королев. Он заметил, что в Юре сочетается природное мужество, аналитический ум и исключительное трудолюбие. «Я думаю, — сказал как-то Сергей Павлович, — если он получит надежное образование, то мы услышим его имя среди громких имен наших ученых».
   
* Надежное образование Юрий получил. В начале 1968 года он окончил Военно-Воздушную инженерную академию имени Жуковского. Дипломная работа Юрия привлекла внимание преподавателей и профессоров глубоким анализом, научной смелостью.
   
* Гагарин был хорошим другом. На него можно было положиться и в делах, и в личных человеческих отношениях. Всем было с ним ловко: и нам, его друзьям, и знакомым, и молодежи, среди которой он проводил много времени на съездах, конференциях, слетах.
   
* В свободные часы Юрий любил поехать на охоту, порыбачить, отдохнуть вместе с семьей, побродить за городом с дочками. Дочерями он гордился. Гордился тем, что в них не было и тени бахвальства знаменитым отцом. Гордился их успехами в учебе, в музыке, их добротой.
   
* Часто в воскресные дни вместе с женой и детьми он отправлялся в родной Гжатск повидаться со своими родителями.
   
* Мне вспоминается апрельский вечер 1961 года — вечер после полета Юрия в космос. Мы бродили вдвоем по берегу Волги. О чем мы говорили тогда? Двери в космос были открыты, и мы мечтали о будущем. Но как ни смелы были наши мечты, мы не могли предположить, что эра пилотируемых космических полетов, взяв старт 12 апреля 1961 года, получит такое стремительное развитие.
   
* Полет Юрия Гагарина — это великое завоевание, величайшая победа советского человека. Люди ликовали, радовались, но потом сказали: этого мало!
   
* Было много других сложнейших полетов советских космонавтов: первый групповой, первый выход человека в открытый космос. Мало, мало!
   
* Автоматическая станция совершила мягкую посадку на Луне. Мало! И когда человек вступил на поверхность Луны, люди радовались, а потом опять сказали: мало!
   
* И вот на орбите вокруг Земли космонавты создали экспериментальную научную станцию —  прототип внеземных поселений. Мало!
   
* Ученые, космонавты и впредь будут вести наступление на тайны природы, «завоевывая все околосолнечное пространство», как предсказывал великий Циолковский.
   
* Так устроен человек. Не может он остановиться на достигнутом. Он никогда не успокоится на своем желании познать весь окружающий мир, всю Вселенную.
   
* Во имя этой мечты Юрий Гагарин жил, во имя этой мечты первый гражданин Вселенной совершил свой подвиг.
   
3.

Алексей Леонов, летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза.

(источник: http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/gagarin/viju-zeml76/v-z76.html)

   
* Я закрываю глаза, передо мной встает Юрино лицо. Оно очень подвижное, его лицо. Малейшие оттенки настроения отражаются на нем и быстро меняются, как у всякого горячего по натуре человека…
   
* Юра был горяч. Горяч в деле. Все, что касалось нашей работы, волновало и трогало его. Он с детской непосредственностью радовался каждому нашему успеху, тяжело переживал, если возникали какие-либо препятствия.
   
* Нет, он не боялся трудностей. Он очень болел за дело. Очень! Своей страстностью, добросовестностью, исключительным чувством ответственности он заражал всех нас. Мы учились у него.
   
* О нем можно много рассказывать. Юра — открытая душа, без хитростей, без подвоха. Он весь на виду…
   
* Но вот об одном я, пожалуй, сказать не могу. Не смогу объяснить, как он успевал переделать уйму дел, которые постоянно сваливались на его плечи. Депутат Верховного Совета СССР, член ЦК ВЛКСМ, президент общества «СССР — Куба», представитель многих комиссий… Он находил время и на встречи с писателями и учеными, бывал у пионеров и воинов: он очень много ездил по стране и часто выезжал за рубеж…
   
* Но все это — лишь часть его дел. Подготовка к полетам, тренировки экипажей, совещание в конструкторском бюро, посещение заводов, учеба. Да разве перечислишь все, с чем он был связан!
   
* А дом? Семья?.. Нет, он не зря прожил свои тридцать четыре весны. И словами не передать всего богатства и красоты души этого человека.
   
4.

Первые пилотируемые космические корабли «Восток» и «Восход».

(источник: http://www.buran.ru/htm/gud%2018.htm)

   
* В апреле 1957 года в ОКБ-1 был подготовлен план проектных исследований по созданию пилотируемого корабля-спутника и автоматических аппаратов для исследования Луны. Представленный план проведения проектных работ по пилотируемым космическим кораблям базировался на использовании межконтинентальной баллистической ракеты Р-7. К этому времени уже был создан значительный теоретический и практический задел, который позволил ускорить эти работы. Была выпущена проектно-конструкторская документация, и проведена экспериментальная отработка первых ИСЗ (ПС-1, ПС-2, объект «Д»). Накоплен опыт по разработке головных частей, завершена отработка их отделения от ракеты и входа в плотные слои атмосферы, уточнены методики расчётов тепловых потоков, воздействующих на головные части при входе их с гиперзвуковой скоростью в плотные слои атмосферы. По данным проектных проработок — выводимая на орбиту масса полезного груза ракетой-носителем Р-7 при введении в её состав 3 ступени может быть увеличена до 5 т. Получены материалы отдела прикладной математики Академии наук СССР, согласно которым при достаточно пологом баллистическом спуске с орбиты ИСЗ перегрузки нарастают плавно и их максимум составит около 10.
   
* С сентября 1957 г. по январь 1958 г. в ОКБ-1 проводились исследования по оценкам внешних тепловых потоков, температур наружных поверхностей, массе теплозащиты и максимальным перегрузкам для различных схем спускаемых с орбиты ИСЗ аппаратов в большом диапазоне значений аэродинамического качества (от нескольких единиц до нуля).
   
* Параметры траекторий движения в атмосфере рассчитывались методом численного интегрирования первоначально на ручных электромеханических арифмометрах, а затем — на БЭСМ-I. Мгновенные значения внешних тепловых потоков и равновесных температур определялись по аналитическим методикам НИИ-I, а позже — по специально построенным на их основе номограммам, как функции скорости полёта и плотности атмосферы.
   
* Прогрев теплозащиты по толщине определялся численными методами. При этом, изменениями равновесной температуры наружной поверхности пренебрегали.
   
* Проведённые исследования показали, что равновесная температура поверхности даже для крылатого аппарата с высоким аэродинамическим качеством и низкой удельной массовой нагрузкой на несущую поверхность превышает уровень, допустимый для жаропрочных конструкционных сплавов.
   
* К апрелю 1958 г. проведённые исследования позволили установить, что для первого пилотируемого спутника Земли аэродинамическое качество спускаемого аппарата (СА) должно быть в диапазоне 0,5-0,6 и определяться допустимыми для человеческого организма перегрузками; что предпочтительной формой СА является тупой конус со скругленным носом и сферическим днищем при максимальном диаметре около 2 м и что наиболее приемлемым способом приземления будет катапультирование пилота на высоте нескольких километров, при этом СА не спасается.
   
* Выполненные работы не достигли этапа комплексной проектной разработки конкретного пилотируемого корабля-спутника.
   
* Встал вопрос о выборе конкретного направления для проведения проектной «завязки» орбитального пилотируемого корабля с аэродинамическим качеством в диапазоне 0,5-0,6.
   
* В апреле 1958 г. на совещании представители авиационной медицины было сделано сообщение о допустимости для человека, при определенном положении тела, перегрузок порядка 10, что сняло основное принципиальное препятствие на пути выбора аппарата более простой баллистической схемы для первых орбитальных полётов человека.
   
* В качестве первоочередных были определены задачи: проведение комплексной проектной «завязки» конкретного аппарата для первого орбитального полёта человека и подготовка проектных материалов в форме отчёта — аванпроекта, обосновывающего возможность принятия решения о развертывании опытно-конструкторских работ.
   
* Детальная разработка состава, структуры, объёма и формы материалов отчёта позволила параллельно вести работы по всем основным направлениям в необходимом объёме, в результате чего сроки выпуска отчёта были сокращены в два-три раза. Отчёт был завершён в середине августа 1958 г.
   
* После принятия концепции баллистического спуска область выбора форм СА сузилась до осесимметричных. Была принята сферическая форма СА, имеющая достоверные и стабильные аэродинамические характеристики во всех диапазонах углов атаки и на всех скоростях, обеспечивающая приемлемую массу тепловой защиты.
   
* В основу проектирования был положен обязательный «стратегический» принцип: надёжность и безопасность полёта человека должны быть обеспечены функциональным дублированием систем и агрегатов принципиально разными способами реализации полётных операций. Применение только «простого», чисто количественного, дублирования допускалось как исключение. Такой подход позволил избежать случайностей при создании летательного аппарата принципиально нового типа.
   
* В отчёте «Материалы предварительной проработки вопроса о создании спутника Земли с человеком на борту (объекта ОД-2)» были рассмотрены основные лётные характеристики, компоновочная схема ОД-2, форма СА и вопросы устойчивости, состав оборудования, компоновка и система его приземления, тепловая защита СА, тепловой режим на орбите, система управления и ориентации, измерение и связь, программа экспериментальных работ и сделаны следующие выводы и рекомендации:
   
На орбиту ИСЗ с помощью доработанной трёхступенчатой ракеты можно вывести космический аппарат массой 4500…5500 кг.
   
На космическом аппарате массой 4500…5500 кг можно разместить человека, необходимое служебное и научное оборудование.
   
Для первых полётов человека целесообразно использовать баллистическую схему спуска с орбиты, обеспечивающую реализацию полёта в наиболее сжатые сроки.
   
При спуске космического аппарата с орбиты температура его поверхности достигает 2500…35000С, а максимальные осевые перегрузки 8…9. (такие перегрузки допустимы при действии в направлении грудь-спина).
   
Воздействие высоких температур потребует тепловой защиты, масса которой составит 1300…1500 кг.
   
Для первых полётов целесообразно выбрать круговую орбиту с минимально допустимой высотой 250 км.
   
Основной параметр, определяющий характеристики спуска (угол вектора скорости входа в плотные слои атмосферы на высоте 100 км) целесообразно выбрать равным -2°.
   
Тормозной импульс должен составить 65000…85000 кгс.
   
В качестве формы СА можно рекомендовать сферу.
   
Для устойчивого движения СА в плотных слоях атмосферы и обеспечения низких знакопеременных нормальных перегрузок необходимы малые углы атаки и малые угловые скорости космического аппарата при входе в атмосферу.
   
На космических аппаратах для первых полётов в космос человек во время полёта может находиться в СА, т.е. не нужна вторая орбитальная кабина.
   
Надёжное приземление пилота обеспечивается программным катапультированием его на высоте 8…10 км.
   
Необходимы меры для ограничения в кабине уровня шумов и вибраций.
   
Космический аппарат должен иметь систему управления и ориентации, при этом в качестве исполнительных органов управления можно использовать вращающиеся массы и реактивные силы (сжатый газ, воздух).
   
Необходимы система контроля орбиты и выдачи команд с наземных пунктов управления, а также двухсторонняя радиотелефонная связь.
   
Оборудование для орбитального полёта и тормозную двигательную установку (ТДУ) целесообразно разместить в отдельном отсеке.
   
Для обеспечения надёжности необходимо провести экспериментальную отработку систем космического аппарата в стендовых условиях; систем катапультирования и приземления при бросковых испытаниях с самолетов и при пусках ракет Р-2 или Р-5 в условиях, близких к аварийным для 1 ступени РН; тепловой защиты в натурных условиях в процессе пуска моделей по «пологой траектории», а также объекта с животными вместо пилота в суборбитальном полёте и объекта по штатной программе с животными вместо пилота (один-два пуска).
   
* При разработке отчёта по космическому аппарату ОД-2 большое внимание уделялось функциональному дублированию в части катапультирования пилота и приземлению его в СА; системе обеспечения жизнедеятельности в кабине и в скафандре; ориентации по инфракрасной вертикали и ручной ориентации; процесса ввода парашюта по сигналам от бародатчиков и инерционных датчиков; разделению отсеков космического аппарата по команде от программно-временного устройства и от термодатчиков и т.д. Из-за массовых и компоновочных ограничений осталась незадублированной лишь тормозная двигательная установка.
   
* Осенью 1958 г. началась разработка конструкторской документации на корпусные детали и конструкцию отсеков корабля-спутника, а также выдача технических заданий (ТЗ) на бортовые системы.
   
* Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 22 мая 1959 г. N 569-264 была поставлена задача по разработке экспериментального варианта корабля-спутника, который должен создать предпосылки для разработки спутника-разведчика и спутника для полёта человека. В нем же были утверждены и основные исполнители:
   
ОКБ-I (головной исполнитель по кораблю) — конструкция корабля, система ориентации, система управления на участке работы ТДУ, система терморегулирования, система аварийного спасения, сборка и комплексные испытания на заводе и технической позиции;
   
ОКБ-2 (А.М.Исаев) — тормозная двигательная установка;
   
НИИ-88 (Г.А.Тюлин) — автономная система регистрации «Мир-2»;
   
ЦКБ-598 (Н.Г.Виноградов) — оптический ориентатор «Взор» и фотоэлектрический датчик системы солнечной ориентации «Гриф»;
   
Завод N 918 скафандр с системой вентиляции и кислородного питания, кресло, носимый аварийный запас, ассенизационное устройство, манекен для беспилотного корабля;
   
ЛИИ- пульт управления;
   
ОКБ-124- система регенерации воздуха;
   
НИИ-137 (Костров) — система аварийного подрыва (для беспилотного корабля);
   
НИИ-695 (Л.И.Гусев) — радиотелеметрическая линия «Заря» (система связи и пеленгации СА);
   
НИИ-648 (А.С.Мнацаканян) — командная радиолиния;
   
ВНИИТ (Н.С.Лидоренко) — источники тока;
   
ОКБ МЭИ (А.Ф.Богомолов) — радиотелеметрическая система «Трал-П1», система радиоконтроля орбиты «Рубин», телевизионная система «Топаз»;
   
ГНИИА и КМ (А.В.Покровский) совместно с СКТБ «Биофизприбор» НИИ ЯФ МГУ (С.Н.Вернов), ИБФ Ака-демия медицинских наук СССР — медицинская и дозиметрическая аппаратура, питание и водоснабжение космонавта;
   
НИЭИ ПДС совместно с заводом N 81 ГКАТ — парашютная система СА;
   
КГБ (К.В.Булгаков) и Красногорский механический завод (Н.М.Егоров) — кинофотоаппаратура.
   
* Всего в создании только корабля-спутника участвовало 123 организации, включая 36 заводов.
   
* В апреле 1960 г. в ОКБ-1 был разработан эскизный проект корабля-спутника «Восток-1», в котором излагались основные материалы по экспериментальному кораблю-спутнику «Восток-1» (1К), на котором должны отрабатываться основные системы и конструкция спутника-разведчика «Восток-2» (для маршрутной съёмки и радиоразведки средств противовоздушной обороны) и спутника «Восток-3» — для полёта человека.
   
* Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 10 декабря 1959 г. N 1388-618 «О развитии исследований космического пространства» была поставлена задача по осуществлению первых полётов человека в космическое пространство. Постановлением ЦК КПСС от 4 июня 1960 г. N 587-238 «О плане освоения космического пространства» были установлены сроки запуска кораблей спутников: май 1960 г. — двух спутников без теплозащиты и жизнеобеспечения (1КП), до августа 1960 г. — трёх спутников «Восток -1» (1К) для отработки систем корабля и аппаратуры фото- и радиоразведки и сентябрь-декабрь 1960 г. — спутника «Восток-3» для отработки аппаратуры и системы жизнеобеспечения, и, наконец, Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 11 октября 1960 г. N 1110-462 было предписано осуществить подготовку и запуск космического корабля «Восток» (3КА) с человеком на борту в декабре 1960 г. и считать это задачей особого значения.
   
* Космический корабль «Восток» (ЗКА), также как и корабль «Восток-1» (1К) состоял из спускаемого аппарата и приборного отсека, в котором располагалась ТДУ с двигателем тягой 1600 кгс. СА крепился к приборному отсеку стяжными лентами, на которых располагалась часть антенн радиосистем. После полёта космический корабль по орбите СА вместе с находящимся в нем оборудованием и космонавтом возвращался на Землю. Космонавт находился в специальном скафандре, обеспечивающем при необходимости пребывание его в разгерметизированной кабине корабля в течение 4 ч и защиту при катапультировании из гермокабины на высотах до 10 000 м.
   
* В мае 1959 г. был выпущен отчёт с баллистическими расчётами вариантов спуска космического корабля с орбиты. Большое опасение вызывало обеспечение ориентации космического корабля, являющейся непременным условием выдачи тормозного импульса для спуска его с орбиты. Система управления космического корабля разрабатывалась под руководством заместителя Главного конструктора Б.Е.Чертока.
   
* Система ориентации корабля «Восток» имела два независимых режима работы: с автоматической одноосной ориентацией на Солнце (АСО) и ручным управлением (РУ), а её исполнительными органами являлись два идентичных комплекта (по восемь двигателей в каждом) микрореактивных двигателей, работающих на сжатом азоте. Запас рабочего тела составлял 10 кг.
   
* В состав АСО входили блоки датчиков положения Солнца и датчиков угловой скорости (ДУС) и счётно-решающий блок. Датчик Солнца (прибор «Гриф») был выполнен по щелевой схеме на принципе перекрытия полей зрения трёх фотоэлементов. Контрольный датчик сигнализировал о правильности ориентации перед включением ТДУ. Датчики угловой скорости (приборы ДУС-Л2), представляли собой двухстепенные поплавковые гироскопы с механической обратной связью (датчики угловой скорости каждого канала были троированы). Счётно-решающий блок содержал элементы сравнения сигналов, поступающих от датчика Солнца и ДУС, логическую схему и генератор импульсов постоянной длительности и частоты.
   
* Логика управления могла реализовать как непрерывный режим работы исполнительных органов, так и импульсный, т.е. режимы поиска Солнца (как ориентира) и поддержание положения ориентации, были объединены.
   
* Ручное управление включало оптический прибор для визуальных наблюдений, датчики угловой скорости, ручку ориентации, блок логики и формирования управляющих сигналов.
   
* Оптический прибор (ориентатор «Взор») имел кольцевую зеркальную зону, установленную на иллюминаторе, и матовый экран для проектирования изображения. На экране были нанесены стрелки, указывающие направление бега подстилающей поверхности Земли при орбитальной ориентации «на торможение» перед спуском при торможении с помощью ТДУ. Зеркальное кольцо обеспечивало наблюдение горизонта Земли при высотах 150-350 км. Непосредственное наблюдение подстилающей поверхности через центр экрана давало возможность контролировать направление полёта.
   
* Процесс управления ориентацией корабля условно можно разделить на три этапа: первый — гашение начальных возмущений, второй — поиск Солнца (при АСО) или Земли (при РУ) и третий — поддержание ориентированного состояния.
   
* Летом 1960 г. успешно завершилась разработка и начались испытания всех основных систем и агрегатов корабля. Большая часть из них была проведена на экспериментальных установках, при этом крышки люка отстреливались 50 раз, головной обтекатель сбрасывался 5 раз, макет корабля отделялся от ракеты 15 раз, спускаемый аппарат и приборный отсек разделялись 5 раз, отрывная плата отстреливалась 16 раз и т.д.; много испытаний было проведено по отработке герметичности.
   
* На макетах были отработаны тепловые процессы, проверена работа систем приземления и катапультирования (с вышки, вертолета, самолета). Для отработки парашютной системы были изготовлены три спускаемых аппарата, которые сбрасывались с самолетов Ан-12 с высот 9…12 км, а для отработки их плавучести были проведены испытания на Черном море при волнении до 4 баллов на специальном морском макете. В термобарокамере и на самолете Ту-104 отрабатывались вопросы жизнедеятельности и влияния невесомости.
   
* Корабль на космодром отправлялся по отсекам. На ТП он испытывался в объёме испытаний КИС завода. А также в собранном виде после сборки корабля (у заправленной ТДУ проверялось исходное состояние).
   
* По окончании испытаний на ТП проводились стыковка с РН и накатка головного обтекателя.

Космический корабль «Восток» с третьей ступенью ракеты-носителя под головным обтекателем
 
Для лётной отработки было выделено семь кораблей.
 
На стартовой позиции подготовка РН и корабля проводилась по специально разработанным графикам. Космонавт занимал место в КК только после окончания заправки РН, т.е. по готовности её к пуску.
 
Первый корабль был изготовлен в упрощенном варианте: без тепловой защиты, систем жизнеобеспечения и приземления. Запуск такого корабля (1КП) был осуществлен 15 мая 1960 г. только для проверки его основных систем. Корабль массой 4152 кг был выведен на орбиту, близкую к круговой, высотой около 320 км и наклонением 65°.
 
В соответствии с программой 19 мая в 2 ч 52 мин для спуска корабля с орбиты была передана команда на включение ТДУ и отделение СА. Однако в результате неисправности прибора системы ориентации направление тормозного импульса отклонилось от расчётного, скорость корабля увеличилась и он перешел на более высокую орбиту, при этом произошло нормальное отделение СА.
 
28 июля 1960 г. был осуществлен первый запуск корабля (1К) с подопытными животными (собаки Чайка и Лисичка) на борту. Однако вследствие аварии РН (взрыв камеры сгорания двигателя блока Г на 28,5 с) вывод корабля на орбиту не состоялся.
 
19 августа 1960 г. запуск корабля был успешным и подопытные животные (собаки Белка и Стрелка) — впервые 20 августа возвратились с орбиты на Землю. Основной задачей этого запуска являлись дальнейшие исследования действия фактов космического полёта на биологические объекты с целью проверки систем обеспечения жизнедеятельности человека, а также средств безопасности его полёта и возвращения на Землю. В катапультируемом контейнере, кроме двух собак, находились 12 мышей, насекомые, растения, грибковые культуры, семена кукурузы, пшеницы, гороха, муки, некоторые виды микроб и другие биологические объекты.
 
На биологических объектах, которые совершили космический полёт длительностью более 25 часов, были получены уникальные научные данные о влиянии фактов космического полёта на физиологические, генетические и цитологические системы живых организмов, которые убедили ученных в правильности выбранных направлений в подготовке полёта человека в космическое пространство и наметили конкретные пути осуществления подобного полёта.
 
1 декабря 1960 г. был запущен четвёртый корабль. Программа его орбитального полёта была выполнена, однако из-за отказа в системе управления работой ТДУ спуск произошёл в нерасчётном районе и СА был подорван. На его борту находились собаки Пчелка и Мушка.
 
22 декабря 1960 г. был проведён очередной запуск корабля, но при выведении его на орбиту произошла авария ракеты-носителя (разрушение газогенератора ДУ блока Е на 425 с полёта). СА корабля аварийно отделился и нормально приземлился, совершив суборбитальный полёт. На его борту были собаки Комета и Шутка, которые остались в СА из-за отказа катапульты и благодаря этому остались живы в суровых зимних условиях.
 
К сожалению, сильно отстала разработка катапультируемого кресла с теплозащитным коконом, особенно его экспериментальная отработка в условиях, имитирующих спасение пилота при аварии РН в конце работы 1 ступени. Для ускорения отработки катапультируемого кресла было предложено упростить систему аварийного спасения: высоту аварийного катапультирования ограничить до 4 км, а в случае аварии 1 ступени РН на большой высоте выключить двигатели, сбрасывать головной обтекатель, раскрывать замки крепления СА и космонавт приземлялся по штатной схеме после «естественного» расхождения СА и ступеней РН. Эти предложения были одобрены С.П.Королевым с одним добавлением: задублировать ТДУ. Решение было найдено: использовать в качестве резервного средства спуска естественное торможение корабля земной атмосферой. Гарантированное время существования на орбите не менее двух и не более десяти суток обеспечивалось выбором эллиптической орбиты с низким перигеем и достаточно высоким апогеем. Для дополнительного внутреннего охлаждения СА предлагалось после отделения его от приборного отсека по команде от термодатчиков провести разгерметизацию и использовать специальную систему охлаждения с водой в качестве рабочего тела. Уточненные проектные материалы на доработку корабля, необходимую для первого полёта человека, были выпущены в середине октября 1960 г. и в конце 1960 г. — в начале 1961 г. была изготовлена серия кораблей для лётной отработки в беспилотном варианте.
 
Эскизный проект космического корабля-спутника 3КА для полёта человека был выпущен в конце июля 1961 г., уже после первого полёта человека.

Первый запуск корабля ЗКА был проведён 9 марта 1961 г. Корабль был укомплектован всеми бортовыми системами, собакой Чернушка и манекеном человека, который в шутку был назван разработчиками «Иван Иванович». Внутри манекена (в грудной полости, полости живота и т.п.) были размещены мыши, морские свинки, микробы и другие биологические объекты в целях изучения влияния радиационного излучения, а внутри СА — семена растений, элементы крови человека и др. Программа полёта была выполнена, аппаратура работала безотказно, СА с собакой нормально приземлился, а манекен катапультировался.
 
25 марта 1961 г. был запущен корабль ЗКА N2 в той же комплектации с собакой Звездочка. Программа полёта корабля также была выполнена. СА с собакой нормально приземлился. Манекен штатно катапультировался.
 
Этим пуском была закончена экспериментальная отработка пилотируемого космического корабля «Восток» (ЗКА) в лётных условиях. К моменту окончания лётной отработки КК «Восток» (ЗКА) было произведено более 46 пусков ракеты-носителя Р-7 (I и 2 ступеней ракеты 8К71) и 16 запусков блока Е (III ступень) ракеты-носителя 8К72. Из 16 блоков Е шесть блоков не сработали из-за аварии РН и два блока — из-за аварий самого блока. Из семи кораблей «Восток» (1К и ЗКА) два корабля не вышли на орбиту из-за аварий РН на активном участке траектории и два корабля не полностью выполнили задачи полёта.
 
Опыт показал также, что полёты собак на кораблях «Восток» происходили с некоторыми сдвигами в их физиологическом состоянии. Симптомы стали проявляться после четвёртого витка полёта. Это заставило планировать первый предстоящий полёт человека в космическое пространства продолжительностью не более одного витка с максимальной автоматизацией режимов управления.

Государственная комиссия приняла решение о возможности полёта человека в космос на корабле «Восток» (ЗКА). Программа пилотируемых космических кораблей «Восток» (ЗКА) включала запуск шести пилотируемых кораблей, в том числе полёт первой женщины и групповые полёты двух пар кораблей.
 
12 апреля 1961 г. в 9 час 06 мин 59,7 с был запущен космический корабль «Восток» (ЗКА), получивший название в печати «Восток», с лётчиком-космонавтом Ю.А.Гагариным. Космический корабль массой 4725 кг был выведен на орбиту с перигеем 181 км и апогеем 327 км. Полёт продолжался около 108 мин. Приземление космонавта произошло в 10 ч 55 мин на мягкую пашню у берега Волги вблизи деревни Смеловка Терновского района Саратовской области. Это было безусловно выдающимся достижением.

12 апреля 1961 года. Исторический старт Юрия Гагарина на космическом корабле «Восток-1».
 
Весть о полёте Ю.А.Гагарина буквально захватила весь мир. Все средства массовой информации отмечали это выдающееся событие ХХ го столетия.
 
Началась эра полётов человека в космос. Ежегодно день 12 апреля стал отмечаться как день Космонавтики.
 
Полёт корабля «Восток» с человеком на борту явился итогом напряженной работы советских ученых, инженеров, врачей и специалистов различных отраслей техники.
 
6 августа 1961 года был запущен корабль, получивший название «Восток-2», с лётчиком-космонавтом Г.С.Титовым. Полёт продолжался 25 ч. Орбитальный полёт и спуск прошли нормально.
 
На корабле «Восток-2» была установлена профессиональная репортажная кинокамера «Конвас», доработанная для бортовых съемок. С помощью этой камеры была выполнена 10-минутная съёмка Земли через иллюминаторы корабля. Объекты съёмки выбирал сам космонавт, стремясь получить материал, иллюстрирующий картины, наблюдаемые им во время полёта. Полученная высококачественная съёмка широко демонстрировалась на телевизионном и киноэкранах, была опубликована в центральных газетах и вызвала интерес научной общественности к изучению изображений Земли из космоса.
 
11 августа 1962 года был запущен корабль «Восток-3» с лётчиком-космонавтом А.Г.Николаевым, а 12 августа 1962 г. — корабль «Восток-4» с лётчиком-космонавтом с П.Р.Поповичем. Запуск двух ракетно-космических комплексов с одной стартовой площадки в течение 2 суток потребовал очень четкой, слаженной работы всех служб космодрома, и в первую очередь испытательной бригады. Орбитальный полёт и спуск кораблей «Восток-3» (94 ч полёта) и «Восток-4» (71 ч полёта) прошли нормально.
 
В ходе полёта космонавтами проводилась киносъёмка поверхности Земли, программа которой основывалась на анализе изображений, полученных при полёте корабля «Восток-2». Так, А.Г.Николаев вёл съёмку поверхности Земли, а П.Р.Попович снимал линию горизонта и зоны терминатора. Кроме того на борту были установлены кинокамеры для регистрации действий космонавтов во время полёта.
 
14 июня 1963 г. стартовал корабль «Восток-5» с лётчиком-космонавтом В.Ф.Быковским на борту (полёт 120 ч), а 16 июня 1963 г. — корабль «Восток-6» с первой женщиной-космонавтом В.В.Терешковой (полёт 72 ч). Полёт и спуск кораблей прошли нормально.
 
В этих полётах, кроме обычной цветной пленки на борт была установлена чёрно-белая пленка. Отснятое на неё изображение горизонта земли были подвергнуты фотометрической обработке с целью получения количественных значений яркости вертикального профиля атмосферы.
 
Опыт проектно-конструкторских работ по кораблям «Восток» был использован при создании трёхместного корабля «Восход» (3КВ) и двухместного корабля «Восход-2» (3КД), которые изготавливались в соответствии с Постановлением от 13 апреля 1964 г. Предусматривалось изготовление и запуск пяти кораблей, лётные испытания которых должны быть проведены в два этапа: первый — с животными на борту и второй с человеком на борту. В корпусах СА и ПАО были незначительные изменения, связанные с некоторой перекомпоновкой оборудования: на корабле «Восход» были установлены три некатапультируемых кресла, рассчитанные на космонавтов без скафандров; запасной пороховой тормозной двигатель, дублирующий ТДУ, парашютно-реактивная система приземления, позволяющая осуществить мягкую посадку СА, модернизированная телевизионная система «Топаз-25М» (вместо системы»Топаз-10″), обеспечивающая необходимое наблюдение за космонавтами в полёте.
 
6 октября 1964 г. для проверки всех нововведений был осуществлен пуск беспилотного корабля ЗКВ («Космос-47»).
 
Вывод на орбиту этого и всех последующих кораблей (в связи с увеличением их масс) осуществлялся ракетой-носителем 11А57, которая в своем составе вместо блока Е (III ступень) имела блок И (III ступень ракеты-носителя 8К78), что позволило увеличить массу выводимого груза примерно на 1 т.
 
12 октября 1964 г. был запущен трёхместный пилотируемый корабль (ЗКВ), получивший название «Восход» с лётчиками-космонавтами В.М.Комаровым, К.П.Феоктистовым (ученый), Б.Б. Егоровым (врач). Полёт продолжался 24 ч. Программа полёта была выполнена.
 
В результате его полёта был испытан новый многоместный пилотируемый космический корабль, проверены работоспособность и взаимодействие в полёте космонавтов-специалистов в различных областях науки и технике, проведены научные физико-технические исследования в условиях космического полёта, продолжено изучение влияния различных факторов космического полёта на человеческий организм и выполнены расширенные медико-биологические исследования в условиях суточного полёта.
 
Этот полёт положил начало новому этапу в развитии космической техники, в космических исследованиях, поскольку на многоместных кораблях появилась возможность проводить комплексные научно-технические и медико-биологические исследования.
 
При разработке конструкции корабля «Восход-2» были сделаны доработки, связанные с выходом космонавта в открытый космос: введена система шлюзования, исключено одно кресло космонавта и доработаны два других для размещения в них космонавтов в скафандрах. Доработка коснулась и самого корпуса СА: в средней части крышки одного из люков был установлен шлюз, для входа в который в крышке люка был сделан лаз диаметром 700 мм. Сам шлюз был надувным и имел наружный диаметр 1200 мм, внутренний диаметр 1000 мм, высоту 2500 мм (в сложенном состоянии 770 мм) и массу 250 кг. В процессе конструкторской разработки корабля «Восход-2» была проведена тщательная отработка всех новых систем в условиях, максимально приближенных к условиям эксплуатации.
 
22 февраля 1965 г. был дан старт беспилотному кораблю («Космос-57»), а 18 марта 1965 г. — кораблю «Восход-2» с лётчиками-космонавтами П.И.Беляевым и А.А.Леоновым. Во время полёта корабля «Восход-2» А.А.Леонов впервые в мире вышел в открытый космос. Полёт продолжался 26 ч. При спуске отказала автоматическая система ориентации и экипажу пришлось использовать ручную ориентацию и вручную запустить ТДУ. Посадка произошла в нерасчётном месте: в лесном массиве Пермской области. Последние обстоятельства вызвали беспокойство у всех участников этой работы. Но все обошлось благополучно. Экипаж за сутки был эвакуирован с места посадки.
 
22 февраля 1968 г. был запущен корабль «Восход» ЗКД N9 («Космос-110») с собаками Ветерок и Уголек для проверки работы бортовых систем при длительном орбитальном полёте. Он летал на орбите 20 суток и полностью выполнил программу полёта. Этим полётом завершилась программа космического корабля «Восход» и всех его модификаций.
 

Компьютер первого космического корабля «Восток-1».

(источник: http://www.mywebs.su/blog/soft/4467.html)

 
Полётом «Востока-1» управлял программно-временной блок — предок сегодняшних бортовых систем. Однако было предусмотрено и ручное управление.
 
Сегодня практически каждый из нас осознаёт, что управление сложными системами невозможно без использования компьютеров. Специализированные вычислительные системы, управляющие самыми разнообразными технологическими процессами, можно встретить повсеместно: на атомных электростанциях, химических заводах, в автомобилестроении и даже в управлении умными жилищами.
 
И, конечно же, без таких компьютеров не обойтись в космонавтике. Помните компьютер HAL 9000, придуманный Артуром Кларком для своей тетралогии «Космическая Одиссея»? Разработанный в 1992 году доктором Чандрой эвристический алгоритм HAL 9000 контролировал абсолютно все системы корабля «Дискавери Один». Что и привело к катастрофе. Процесс отключения HAL 9000 пилотом Боуменом и перевод управления кораблём на ручной режим и лёг в основу драматического сюжета первой книги «Космической Одиссеи».
 
Фантастика фантастикой, но как обстояли дела с компьютеризацией на заре космонавтики? Какие управляющие системы летали вместе с Космонавтом номер один? Как они были устроены?
 
Полёт первого человека в космос, состоявшийся пятьдесят лет назад на космическом аппарате «Восток-1», только условно можно назвать пилотируемым. Несмотря на многочисленные тестовые запуски со стальными болванками и манекенами вместо космонавта и даже со знаменитыми Белкой и Стрелкой, организаторы полёта были совершенно не уверены в том, что человек сможет справиться с выполнением космической миссии в ручном режиме.
 
Вот почему одновитковый полёт «Востока-1» от старта и до приземления был полностью автоматизирован. И этим автоматическим полётом управляла… Бортовая ЭВМ? Вовсе нет! В ту пору цифровые ЭВМ только пробивали себе дорогу в область систем управления. Полёт корабля «Восток-1» контролировался программно-временным устройством (ПВУ) — специализированным электронным блоком, генерировавшим сигналы управления для всех подсистем корабля в строго заданные промежутки времени. Каждый из этапов управления (взлёт, движение по орбите, посадка) описывался циклограммой — специальной программой для ПВУ. На борту «Востока-1» использовалось ПВУ «Гранит-5В», разработанное в РКК «Энергия» для управления широким спектром ракетной техники, как мирного, так и военного назначения. Циклограммы управления закладывались в «Гранит-5В» ещё на Земле, но могли корректироваться по дублированному командно-управляющему радиоканалу. Для сохранения циклограмм в ПВУ предусматривалось устройство хранения информации — прообраз нынешних постоянных запоминающих устройств. Упрощённо ПВУ представлял собой довольно сложный таймер, запускающий разные подсистемы корабля в строго определённые периоды времени.
 

Схема автоматики корабля «Восток-1». В центре — ПВУ «Гранит-5В», внизу — временные метки циклограммы спуска корабля с орбиты.
 
И что же? Жизнь космонавта полностью зависела от транзисторных ПВУ? Вовсе нет. «Восток-1» был оборудован развитой системой отображения информации о функционировании корабля «СИС-1-3КА», состоявшей из трёх частей.
 
Первая — приборная доска, показывающая работу ПВУ, основные показатели топливной системы и системы жизнеобеспечения, а также ориентацию корабля на орбите, отображавшуюся на специальном глобусе (прообразе нынешних GPS-систем).
 
Вторая — кистевая ручка управления ориентацией корабля в пространстве, разработанная специально для эксплуатации в неудобной перчатке скафандра.
 
Третья — пульт управления, позволяющий космонавту регулировать температуру, освещение, управлять радиосвязью, газоанализатором и магнитофоном.

Компоненты системы отображения информации и сигнализации «СИС-1-3КА» корабля «Восток-1»
 
Вот только воспользоваться ручным управлением космонавт просто так не мог. В автоматическом режиме «Восток-1» ориентировался в пространстве по Солнцу и, дублированно, по инфракрасному излучению Земли. Это были многократно проверенные и отлаженные системы, и отключать их, передавая управление космонавту, предполагалось только в чрезвычайных ситуациях.
 
Для перевода ориентации корабля на орбите в ручной режим на пульте управления «СИС-1-3КА» был сделан закрытый плексигласом отсек, открыть который можно было только с помощью кодового замка.

Да и то не просто так. Перед стартом корабля в специальный отсек кодового замка вставлялся картридж, обеспечивающий возможность его разблокировки.
 
Цифровой код помещался в опечатанный конверт, вскрывать который космонавту разрешалось только после особой команды с Земли. Ходят слухи, что перед стартом конверт этот даже не планировали помещать в кабину пилота, — настолько конструкторы доверяли автоматике. Правда, в последний момент и конверт положили, и даже сообщили код Ю.А. Гагарину.
 
Следить за выполнением циклограмм ПВУ пилот мог с помощью специального индикатора ИВК (индикатор временной комбинированный). На его «циферблат» были нанесены временные метки запуска основных циклограмм. Космонавт по радио докладывал состояние систем корабля при прохождении стрелкой ИВК этих меток. Тем самым центр управления полётом имел представление о штатном или нештатном режиме работы автоматики.
 
Успешный полёт корабля «Восток-1» не в последнюю очередь был обязан надёжности ПВУ «Гранит-5В» и комплекса «СИС-1-3КА». В дальнейшем в качестве управляющих систем в пилотируемых кораблях серии «Союз» стали применяться цифровые высоконадёжные бортовые ЭВМ семейства «Аргон», архитектура которых достойна отдельного рассмотрения.
 
Совершенствовались и системы отображения информации (СОИ). Уже во второй версии комплекса «СИС-2-3КА» пресловутый кодовый замок, запиравший от космонавта режим ручного управления, был удалён.

Конструкторы стали доверять человеку, судьба которого теперь находилась в его собственных руках, а не только в транзисторных «руках» автоматики.
 
И история этого «противоборства» техники и разума, в отличие от противоборства компьютера HAL 9000 и пилота Боумена, — чистейшая правда.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *