Памяти В.Н. Ганичева

Памяти В.Н. Ганичева

По материалам публикаций на сайте газеты «Советская Россия».

Эта фотография Валерия Ганичева висит в нашей редакции – среди портретов лауреатов ежегодной газетной премии. Валерий Николаевич, писатель и журналист, человек общественный, с твердой жизненной позицией, издавна был связан с «Советской Россией». А в минувшие четверть века наша газета стала одной из немногих трибун для деятелей культуры советских и патриотических взглядов. 

В последние годы Валерий Николаевич серьезно болел, но до самого конца отличался жизнестойкостью, мужеством, работоспособностью, откликался на значимые события сегодняшнего дня. Скорее всего, редакция «Советской России» была последней, которую ему довелось посетить. В начале нынешнего года ему была вручена премия «Слово к народу» – за публицистические работы, опубликованные в 2017-м: «Мои земляки. Цивилизация Донбасса» и «Две тысячи фронтовых писем». 

Сегодня мы публикуем слово о многолетнем руководителе Союза писателей Валерии Николаевиче Ганичеве его товарищей по литературе – члена редколлегии «Советской России» Александра Боброва и нынешнего главы писательской организации Николая Иванова.

РОСС НЕПОБЕДИМЫЙ

На 85-м году жизни, 8 июля, на праздник покровителей брака святых Петра и Февронии, ушел из жизни Валерий Николаевич Ганичев, который, по словам близких, с утра был в церкви, исповедался, причастился и, вернувшись домой, отошел в мир иной, на вечное свидание со своей любимой женой Светланой Федоровной.

«Росс непобедимый» – так называлось историческое повествование Валерия Ганичева, который запечатлел были и легенды о южном окне России на моря, о создании Черноморского флота, о городах и селах, воздвигнутых трудом и разумом русских людей в Причерноморье в XVIII веке, на землях, почему-то оказавшихся «украинскими». Валерий Николаевич и сам был из породы таких непобедимых людей – деятельных, несгибаемых, исповедовавшим веру в высокое предназначение русского человека. Он родился 3 августа 1933 года в райцентре Пестово (ныне Новгородская область). До Великой Отечественной войны жил в Омской области. Окончил среднюю школу в Полтавской области, свободно говорил по-украински, знал душу и песни Украины лучше всяких «свидомых». Он окончил Киевский государственный университет по специальности «историк» (1956 г.). Работал преподавателем истории средней школы (1956 г., г. Николаев). С 1956 по 1967 год был на комсомольской работе на Украине и в Москве; занимал должность заместителя главного редактора журнала «Молодая Гвардия» (1964–1965) в период его расцвета и борьбы с либеральными литературными кругами, потом – должность директора издательства «Молодая Гвардия» (1968–1978 гг.) в лучшие годы работы издательства и собирания ведущих литературных сил России, наконец, пост главного редактора газеты «Комсомольская правда» (1978–1980), когда «Комсомолка» была и впрямь молодежной газетой и выполняла высокую миссию воспитания, а не развлечения подрастающего поколения.

С 1994 года он председатель Союза писателей России, сменил на посту фронтовика Юрия Бондарева после страшных событий осени 1993 года. Здание Союза писателей на Комсомольском мы отстаивали физически от разнузданных молодчиков-«демократов», явившихся с бумагой за подписью Евг. Евтушенко, а потом под водительством Ганичева отстаивали крепость русского духа в года гонений, кризисов, «суверенной демократии» и построения вертикали власти. Почти четверть века борьбы и сохранения традиций!

Основатель Союза писателей России Леонид Соболев еще в 1934 году выступал на I Всесоюзном съезде советских писателей и произнес знаменитую фразу: «Партия и правительство дали советскому писателю решительно всё. Они отняли у него только одно – право плохо писать». Валерий Николаевич Ганичев возглавлял Союз писателей России в те года, когда правящая партия реформаторов, как бы она ни называлась, пыталась отобрать у писателей все – от гонораров и телеэфира до печатных изданий и здания на Комсомольском проспекте, 13. В этих условиях Ганичев не только сохранил главную творческую организацию, но и придал ее работе новый импульс. Совместно с главами многих регионов были учреждены, например, литературные премии, проводились грандиозные выездные секретариаты от Якутии до воюющей тогда Чечни.

В этом кипении литературной жизни и борьбы порой и забывалось, что сам Ганичев – крупная творческая личность, автор многих книг, мыслитель, доктор исторических наук, профессор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (с 1978 г.), академик Академии творчества, академик и вице-президент Международной славянской академии, заместитель главы Всемирного русского народного собора, заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников… Одно это сухое перечисление говорит о том, какими духовными и национальными интересами жил Валерий Ганичев.

Особая эпопея – его прославление русского флотовождя Федора Ушакова, проведение Ушаковских сборов для молодых, встреч и установка памятников в России и в тех местах, где побеждал Ушаков, – от нынешней Украины до Греции. Наконец, причисление старца Федора из Санаксарской обители к лику святых…
Талантливый комсомольский организатор, он в годы перестройки понял, что разрушаемое Отечество, Русский мир может скрепить вера православная, святоотеческие заветы. Оптина пустынь, центр духовной жизни России, одной из первых была возвращена Церкви при активном участии В.Н. Ганичева. Его подпись стоит среди шести других под письмом в ЦК партии (1987) о необходимости восстановления обители.

Практически все труды писателя и ученого направлены на национальное возрождение единой России, исповедующей традиционную христианскую религию и устремленной к высшим достижениям мировой цивилизации и культуры. Он горячо выступал за воссоединение 25 миллионов соотечественников, оказавшихся за пределами страны после распада СССР, за единение братских славянских народов. Особая его боль – любимая Украина, где мы не раз бывали вместе, проводили торжества в честь «Слова о полку Игореве» в Новгороде-Северском, пели песни с незабвенным Борисом Олейником, говорили о величии русской победы на Полтавском поле. В своем трехтомнике, в книге «У писателей России», Ганичев исследовал сложные духовные процессы и болезненное социальное состояние российского общества последних лет, прихотливое и затрудненное официальной политикой развитие литературного процесса. Очень интересны его эссе «Русские ценности», «Русский смех», «Русская кухня». Сегодня сами такие названия почему-то вызывают яростное неприятие. А назови «Английский юмор» или «Еврейские анекдоты» – на ура принимают.

Интернет полнится соболезнованиями и откликами на кончину Валерия Ганичева. Вот пишет по горячим и горючим следам учитель и писатель из Борисоглебского района Ярославщины Владимир Мартышин: «Не стало Валерия Николаевича Ганичева. Упокой, Господи, душу новопреставленного раба Божия Валерия и сотвори ему Вечную память… Утрата для Отечества значительная и чувствительная. С ним связана целая эпоха литературной, общественной, патриотической деятельности. Больше тридцати лет и моя судьба связана с этим добрым, высокой культуры, образованным русским человеком. Мы познакомились с ним еще в середине-конце 80-х у него дома. Зашли к Ганичевым в Безбожный переулок на чай с Сережей Алексеевым, Юрой Сергеевым, Аркадием Лисенковым, Таней Синицыной, Леной Краснопевцевой… И целый вечер допоздна провели у них. После этого было много встреч, совместной работы и после того как я покинул Москву. Три или четыре раза с ним сопредседательствовали на Иринарховских чтениях, три года назад он вручал мне литературную премию «Имперская культура». Пять лет назад на одном из симпозиумов он в докладе рассказывал о нашей школе. В прошлом году написал предисловие к моей книге. Последняя встреча на 15 съезде писателей в феврале…»

Да, на съезде он с коляски произнес тихое, но веское напутственное слово. Надо сохранить всё доброе, что было сделано и завещано им – с его мудростью, чуткостью и авторитетом.

Одна из книг эссе Валерия Николаевича о путях и перепутьях истории, движения отечественной литературы называлась «Русские версты». Земные версты писателя завершились, но остались небесные, духовные пути и вехи.

Александр БОБРОВ

 

ПРОЩАЙТЕ, КАПИТАН
Памяти Валерия Николаевича Ганичева

Наш капитан сошел на берег.

И все вдруг поразились: как он мог в течение долгих-долгих лет быть порой един во многих лицах на фрегате «Союз писателей России».

Словно боцман, он добывал провиант для команды. Штурманом прокладывал на каждодневно меняющихся, тасующихся политическими шулерами картах маршрут движения. Метеорологом предсказывал погоду, менявшуюся по воле политиков по сто раз на день. Лоцманом вел корабль среди рифов, айсбергов и скал. Старпомом выбирал бухты, в которых укрывал от разрушительных для судна и губительных для экипажа бурь. Шкипером наполнял ветром паруса, и никто никогда не сможет упрекнуть команду «Союз писателей России» в том, что они висели на мачтах просто лоскутным материалом. Он не выпускал из своих рук штурвал, и он же где по громкой связи, где от человека к человеку передавал необходимые для жизнедеятельности и устойчивости корабля команды.
Наш капитан при этом был и духовником своей многочисленной, достаточно разношерстной и самолюбивой команды, дав ей высоты общения с патриархами Алексием II и Кириллом. Он творил молитву адмиралу Федору Ушакову, и во многом благодаря его стараниям великий флотовождь был причислен к лику святых. Дипломатом вел переговоры в чужих палестинах и родных землях. В своих порой даже труднее. И непрерывно заполнял и заполнял судовой журнал, фиксируя время, прозорливостью и мудростью спасая команду от многих возможных бед.

Это оттачивало его лик, но истончало здоровье.

Соединяя в себе многие ипостаси, он, тем не менее, работал только в команде.
А еще любил юных гренадеров и ушаковцев, движение которых создавалось и ширилось под его дланью. И ребята пошли в жизнь по пути, выверенному его сединами и его сердцем…

О сходе капитана на берег я узнал у полярного круга, в селе Ижма. Оно стало своеобразным символом России в сентябре 2010 года, когда потерявший управление Ту-154 с пассажирами на борту должен был, обязан был рухнуть в безбрежной тайге.

Но жил на земле командир вертолетной площадки Сергей Сотников, который 12 лет по собственной инициативе расчищал снег, вырывал бурьян и кустарник, держал без приказов и зарплаты в надлежащем состоянии местный заброшенный аэродром. За неделю до аварийной посадки заставил местного бизнесмена убрать с аэродрома сваленные на бетонку бревна.

И экипаж воспользовался этой микроскопической долей спасения машины и людей, посадив гибнущую «Тушку» на крохотный пятачок, отвоеванный у тайги и продажного времени русским мужиком, просто имевшим совесть.

Союз писателей России под руководством своего капитана тоже стал для России своеобразным аэродромом, когда оголтелые либералы, русофобы всех мастей, дорвавшиеся до власти, презирающие Россию западники свалили наше Отечество в штопор. И для нее так же, как у падавшего Ту-154 под Ижмой, оказался вдруг готовый для аварийной посадки духовный аэродром, который в такие же беспросветные годы, без приказов и зарплат, но очищали от скверны русские писатели. И как в Ижме смог вновь взлететь исправленный умельцами самолет, так и Россия, передохнув у живительного костра своих истинных патриотов, начала новый набор высоты. И всего лишь благодаря самоотверженности тех, кто не предал страну, не засомневался в ней, не опустил руки от бессилия в защите традиционных нравственных ценностей, русского литературного слова, духовного здоровья нации.

И в утренний воскресный час 8 июля на краю ижемского аэродрома, где в это время даже ночью не заходит за горизонт солнце, я, как все писатели России, тихо попрощался с сошедшим на берег капитаном. Нам плыть в безбрежном житейском океане дальше, но утешает одно: на берегу, на котором остался наш капитан, в это время нет ночи, а значит, у него всегда будет светло.

Прощайте, капитан!

Николай ИВАНОВ

 

 

ПАМЯТИ ПИСАТЕЛЯ И ДРУГА

Пришла печальная весть: ушел из жизни Валерий Николаевич Ганичев – выдающийся русский историк, прозаик, в течение почти четверти века возглавлявший Союз писателей России.

Будучи глубоко верующим и воцерковленным человеком, Ганичев всегда оставался искренним комсомольцем 1950-х. Верность этим двум, казалось бы, противоречащим друг другу ипостасям, была для Валерия Ганичева абсолютно органичной.

Он был знающим и глубоким историком, и в условиях самой мрачной смуты 1990-х – начала 2000-х, как умелый кормчий, начертал единственно верный путь большому кораблю под названием Союз писателей России. Это был путь одновременно и компромисса, и твердости.

Объявив «городу и миру» о непричастности Союза писателей России ни к одной из политических партий, Ганичев стойко защищал интересы русского мира, русской литературы, русского языка. Его, в советские годы главного редактора «Комсомольской правды» и директора издательства «Молодая гвардия», власти неоднократно наказывали за чрезмерную русскость. Впрочем, он был в такой же степени и украинцем – в 1956 году Ганичев закончил Киевский государственный университет и работал в Николаеве. В трудные минуты своей жизни, перед принятием важного решения, Валерий Николаевич часто любил повторять слова выдающегося украинского поэта Максима Рыльского: «Нам свое робыть!», что по-русски значит: «Нам свое дело делать!»

Ганичев всегда держал удар именно в русском вопросе – здесь он не шел ни на какие компромиссы.

Возглавив в 90-е годы Союз писателей России, Валерий Николаевич максимально сблизил главнейший творческий Союз страны со Всемирным русским народным собором, до конца дней оставаясь заместителем председателя Собора и правой рукой Патриарха Кирилла во всех творческих вопросах.

Путь тактических компромиссов – самая спорная тема не только русской истории. Это путь, как правило, почвенников и государственников, путь мудрых.

Ему выпала судьба прожить самые счастливые мгновения советской эпохи. Он дружил с Юрием Гагариным и Михаилом Шолоховым, и это были не формальные знакомства.

Валерий Николаевич плотно занимался вопросами славянского мира, принимая участие еще в советское время в работе знаменитого «Болгарского клуба». Он открывал памятники русским писателям и русским героям в Сербии и Греции. Проводил уникальные творческие пленумы и памятные встречи на полях русской славы – Бородинском, Прохоровском, поле Куликовом.

Вместе с тем главным и любимым героем русской истории был для Валерия Николаевича адмирал Ушаков, к канонизации которого Ганичев имеет самое прямое отношение. Это и был его духовный стержень, его учительская указка для самых юных. Им, ушаковцам, как он называл их, Ганичев сумел оставить не опыт холодного компромисса, а яркий образ мужественного служения и смирения в одном лице. Это был очень нелегкий, но подлинно русский путь.

Светлая память Валерию Николаевичу Ганичеву – замечательному советскому патриоту, православному делателю и строителю, славному гражданину России.

 

Руководитель фракции КПРФ в Государственной думе РФ,

Председатель ЦК КПРФ

Г.А. ЗЮГАНОВ

——————————————————————————————-

Похороны Валерия Николаевича Ганичева пройдут во вторник 10 июля в Переделкине. Отпевание начнется в храме Игоря Черниговского в Переделкине в 12.30.

 

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *