Россия соскакивает с Останкинской иглы

Россия соскакивает с Останкинской иглы

По материалам публикаций на сайте портала «Свободная пресса».

Эпоха господства Кремля в информационной сфере подходит к концу. Влиять на политический выбор россиян через привычное телевидение становится все труднее. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного «Левада-центром».

По информации социологов, за последнее десятилетие доля тех, кто узнает новости из Сети выросла с 9% до 37%, а из телевизора — сократилась с 94% до 73%. Причем, за последние пять месяцев снижение произошло сразу на 12 процентных пунктов (с 85% до 73%), что, возможно, связано с пенсионной реформой.

Характерно, что среди молодежи (от 18 до 24 лет) соотношение сторонников телевидения и интернета составляет 49% на 54%, а среди тех, кто старше 55 лет — 89% на 18%. Ясно, что будущее за сетевыми изданиями.

Немаловажно и то, как воспринимается информация, полученная из интернет- и телеисточников. Доверие к первым выросло за тот же период с 7% до 24%, а ко вторым упало с 79% до 49%.

Особенно интересен перечень тем, которые освещаются в интернете полнее, чем на ТВ. В лидерах (по 24%) пенсионная реформа, а также благосостояние госслужащих и депутатов. Следом идут положение дел в экономике (22%) и акции протеста (21%).

Вывод ясен: ограничивая информацию на госканалах, на которые приходится львиная доля телеаудитории, власть выдавила горячие темы на интернет-переферию, которая очень скоро станет информационным мейнстримом. Свято место пусто не бывает.

В этой реальности новая программа Владимира Соловьева «Москва. Кремль. Путин», создающая самый настоящий культ личности президента РФ, смотрится странно. Она будет выходить на все более уменьшающуюся аудиторию, в принципе теряющую доверие к телевидению.

Это начали понимать уже и самые верные столпы режима. Так, недавнее обращениеглавы Росгвардии Виктора Золотова к Алексею Навальному, размещенное на YouTube, — попытка освоить новую, плохо понимаемую и маловозделанную властью информационную «поляну». Пока малоудачная попытка.

Интересно, что уличные «подопечные» Росгвардии — школьники и студенты первых курсов ВУЗов, «пасутся» именно в интернете, массово игнорируя телевизор. Таким образом, власть вынуждена играть на чужом для нее поле и неизбежно проигрывать. Неудивительно, что во время подавления пенсионных протестов было задержано множество подростков.

По мнению эксперта Института национальной стратегии Раиса Сулейманова, власть через телевизор порой сама подогревает недовольство россиян.

— Количество людей, для которых в России телевидение служит единственным источником информации, с каждым годом неуклонно снижается. Причем если человек черпает информацию еще и из интернета, попутно продолжая смотреть телевизор, то он неизбежно будет критично относиться к тому, что показывают по ТВ, ведь у него имеется альтернативный источник информации, он может сравнить и узнать о многом из того, что по телевидению не показывают. Наконец, надо иметь в виду, что есть масса людей молодого возраста, которые вообще не смотрят ТВ, полностью перейдя на получение информации из интернета.

Этот процесс можно назвать неизбежным и естественным. Точно так же, как в начале ХХ века, кинематограф потеснил театральное искусство, сейчас людей, которые чаще смотрят кинофильмы и реже ходят в театр, гораздо больше, чем заядлых театралов. Такая же ситуация будет в перспективе и с ТВ, когда оно окончательно уступит интернету. Это произойдет, может, через одно-два десятилетия.

«СП»: — Если сравнивать театр и кино. Тогда театр был безобиден и не давал никакой актуальной информации…

— В сегодняшней ситуации в России важно иное: широкие слои населения крайне болезненно воспринимают пенсионную реформу, ее сторонников среди именно простых россиян найти затруднительно. И когда рядовой россиянин включает телевизор, и видит, как с экранов депутаты и прочие постоянные завсегдатаи крикливых теле-шоу наперебой начинают доказывать, как хорошо работать до 90 лет, и о том, как хорошо, что пенсионный возраст подняли, то человек неизбежно понимает: это лукавство, это отдает фальшью. А потому доверие к ТВ неизбежно теряется. Разговорами про Сирию и Украину уже никого не убедишь.

Главный редактор портала ФОРУМ. мск Анатолий Баранов винит в потере аудитории государственными СМИ сами власти.

— Я бы сказал, что доверие упало не к телевидению как таковому, а к официозу вообще. Что естественно, сначала падет доверие к власти, а потом и к тем трактовкам, которые эта власть навязывает своим «карманным» СМИ. Просто телевидение — это квинтэссенция официоза, в нашей стране независимого ТВ не может быть в принципе, это видно невооруженным взглядом.

Телевидение в принципе не может быть независимым, его нельзя делать на медные гроши или на средства журналистского коллектива, в отличие от газеты или портала в интернете. Но у нас, по ходу очевидной деградации власти, когда в ответ на обвинения в коррупции генерал армии предлагает сделать из обвинителя отбивную котлету — такого не бывало и во времена Скалозубов и Митрофанушек, — идет и деградация институтов обеспечения власти, в том числе и деградация официоза.

«СП»: — Которая, впрочем, случилась не вдруг…

— Началось все с печально известных «темников», когда власти перестали доверять ими же назначенным тележурналистам даже подбор лиц в эфире. А закончилось все матюками в эфире и мордобоем, причем по инициативе ведущих, лауреатов и номинантов — вот хоть на памяти инцидент с Норкиным, в погнавшего с руганью из эфира эксперта, им же самим и приглашенного. Не то сказал, видишь ли… Ведущий уже не способен контролировать ситуацию в эфире, себя самого не умеет контролировать.

В прежние времена ТВ делало вид, что может быть независимым хотя бы иногда — вспомните «Взгляд», хитромудрые диалоги Познера. И смотрите на Шейнина, который ведет себя в эфире так, как подворотне. Причем я-то знаю, что Шейнин этнолог, что когда-то был весьма перспективным молодым ученым. А уж что из него получилось на телевидении, теперь каждому видно.

Я бы сказал так — когда деградирует все большое тело власти, то его органы, в том числе и информационно-пропагандистские, деградируют вместе с ним.

В свою очередь медиаэксперт Павел Пряников видит в результатах опроса социологов долгосрочные тенденции, которые серьезно отразятся на будущем страны.

— Давно говорю, что гуманизация в России идет сама собой, ее не остановить. Уже к середине 2020-х российское общество будет другим. Но и сейчас видны его новые контуры: россияне все меньше пьют водку, все меньше смотрят телевизор, все больше думают о себе и своих близких, а не о Левиафане.

В целом, пока заполняются первые ступени пирамиды Маслоу (в Москве побыстрее, в регионах помедленнее) — потребление и личная безопасность. Но скоро у россиян возникнет потребность в самоуважении и защите не только личности (в физическом плане), но и своих прав. Если людям дать денег, то процесс европеизации и гуманизации ускорится в разы. Россия упорно и быстро наверстывает то, что пропустила за предыдущие 400 лет.

Комментарий редакции: На протяжении последних лет средства массовой информации регулярно вешали народу лапшу на уши, убеждая всех, что у нас якобы всё чудесно и замечательно. Наблюдалось это даже в условиях усугубления социально-экономического кризиса, когда производство рушилось, когда развёртывалось наступление на социальные права трудящихся, когда непрерывно росли цены, тарифы и налоги, вводились новые виды платежей. На фоне всего происходящего песнопения СМИ о якобы «идеальном» положении России представляли собой стопроцентный цинизм. Чашу терпения переполнило стремление информационных кругов игнорировать нарастающий социальный протест против пенсионной «реформы». Поэтому неудивительно, что россияне перестают доверять зомбоящику. Последний направлен на то, чтобы фактически пропагандировать всевластие класса эксплуататоров, не более того.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *