По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».
Всему миру известен Нельсон Мандела. Ещё бы! Это выдающийся лидер освободительного движения, символ самоотверженной борьбы чёрного населения Южной Африки против режима апартеида. Поэтому не случайно 2018 год был объявлен ООН годом 100-летия со дня рождения этого великого человека.
ОДНАКО в этом же году, 21 октября, в Южной Африке широко отметили 100 лет со дня рождения Альбертины Сисулу — женщины, которая по вкладу в освободительную борьбу и по известности в ЮАР мало уступает Нельсону Манделе. На пике её деятельности в конце 1980-х годов она получала личные приглашения президентов США, Франции, глав правительств Великобритании, Швеции и других государств посетить эти страны и встретиться с ними. А в самой Южной Африке у неё был неофициальный, но очень почётный титул «матери нации».
Но это было потом. А прежде было несколько десятилетий самоотверженной борьбы против чудовищного, казалось бы, непобедимого режима апартеида. Биография Альбертины Сисулу — это повесть о том, какой ценой далась победа над этой жестокой, бесчеловечной системой. Причём в борьбе против апартеида участвовала вся её семья — от «мала до велика».
У Альбертины Сисулу, родившейся в дальней деревне, в молодости и в мыслях не было заниматься политикой. Она получила образование в миссионерской школе и пределом её мечтаний была работа медсестрой в одной из больниц Йоханнесбурга. Через несколько лет после приезда в этот город она познакомилась со своим будущим мужем — одним из молодых лидеров Африканского национального конгресса (АНК) Уолтером Сисулу. Поначалу она просто ходила вместе с ним на собрания АНК, ограничиваясь приготовлением чая и бутербродов для их участников. Но постепенно она всё больше втягивалась в то дело, которым занимался её муж. Кстати, Уолтер Сисулу «втянул» в политику не только Альбертину, но и самого Нельсона Манделу, когда тот — подросток из глухой деревни — приехал в буйный «город золота», коим тогда называли Йоханнесбург.
Переломным моментом для превращения Альбертины из обыкновенной медсестры в стойкого политического бойца стал процесс «о государственной измене», начавшийся в 1956 году и продолжавшийся целых четыре года. Одним из 156 обвиняемых был Уолтер Сисулу. И эти четыре года Альбертина самым активным образом участвовала в демонстрациях протеста, сидела в зале суда, готовила передачи для Уолтера и других политзаключённых. Хотя у неё уже было трое малолетних детей. За участие в одной из демонстраций в 1958 году она впервые попала за решётку. Но бесчисленная цепь арестов и судов растянулась для неё почти на три десятка лет. Последний раз она была арестована в 1985 году.
Процесс «о госизмене» закончился оправданием обвиняемых (можно ли представить себе такое в нынешней «демократической» России?). Однако после расстрела мирной демонстрации в Шарпевиле в 1960 году АНК был запрещён, а его лидеры, понимая, что неизбежно вновь попадут в тюрьму, перешли на нелегальное положение. В 1961 году АНК перешёл на путь вооружённой борьбы и Уолтер Сисулу стал одним из руководителей подполья. В 1963 году он вместе с другими лидерами АНК был схвачен полицией и осуждён на пожизненное заключение. Он вышел на свободу только через 27 лет.
Всё это время Альбертина Сисулу подвергалась непрерывным преследованиям. В её дом постоянно по ночам врывались полицейские, пугая детей, переворачивая всё вверх дном в поисках «подрывной» литературы. Её то и дело хватали и месяцами держали за решёткой. В 1964 году её впервые жёстко ограничили в политических правах, запрещая не просто посещать митинги и собрания, но и находиться в компании двух и более людей. Она не могла выехать за пределы района, где жила, без разрешения полиции. И этот полный запрет на любую общественную деятельность продолжался 18 (!) лет.
Множество разнообразных ограничений, по замыслу властей, должны были полностью парализовать деятельность А. Сисулу. Её изматывали длительными судебными процессами, причём в ходе процессов она многие месяцы находилась в «предварительном заключении». Однако Альбертина не просто не отошла от борьбы, а принялась исподволь создавать подпольные структуры АНК. При этом она являлась единственной кормилицей своих детей, и бывали случаи, когда они приезжали на Рождество из школы-интерната, а у неё не было и куска хлеба, чтобы накормить их.
НЕСМОТРЯ НА ТЯГОТЫ жизни в семье борцов за свободу, дети Альбертины и Уолтера Сисулу пошли по их стопам. Старший сын Макс, активный участник подполья, под угрозой неминуемого ареста и многолетнего «срока» был вынужден отправиться в эмиграцию, где провёл 27(!) лет. В Советском Союзе он окончил Институт народного хозяйства (ныне Российский экономический университет) им. Плеханова (а затем годичный курс военной подготовки). После этого работал в штаб-квартире АНК в Лусаке, где был тяжело ранен «посылочной» бомбой, отправленной спецслужбами ЮАР.
Дочь Альбертины Линдиве, — окончив школу в соседнем Свазиленде, хлебнула горя, возвратившись в ЮАР. В один «прекрасный день», когда она была дома с двумя детьми двух лет и шести месяцев, туда ворвались полицейские и арестовали её. Крошечные дети могли остаться дома одни. Положение спасли соседи. Линдиве провела 280 дней за решёткой без суда и следствия, подвергалась пыткам. Когда её наконец выпустили, стало ясно, что жизни в ЮАР ей не будет. Она, как и её брат, была вынуждена отправиться в изгнание. В 1976—1977 годах она находилась на специальной подготовке в СССР и затем многие годы была оперативником подпольной структуры АНК в Свазиленде — крошечном королевстве, через которое шли поставки оружия и бойцов внутрь Южной Африки.
Ещё один сын Альбертины — Звелаке — стал журналистом. Постепенно он вырос в фигуру общенационального масштаба — лидера оппозиционного журналистского сообщества Южной Африки. И, соответственно, стал объектом особого внимания репрессивного аппарата режима апартеида. Всё пошло по накатанной колее: многомесячные аресты без суда и следствия, пытки, запреты на занятие журналистикой и полное ограничение в политических правах. Но он не смирился и в конце 1980-х годов обрёл мировую известность как один из лидеров демократических сил ЮАР.
Двое младших детей Альбертины — Нкулу и Лунги — приняли самое активное участие в знаменитом восстании школьников в Соуэто в 1976 году. Они рисковали жизнью, попадая под пули полиции, хлебнули издевательств в полицейских участках. Но именно с этого времени они стали активными участниками подполья.
Итак, пока глава семьи Уолтер Сисулу отбывал пожизненное заключение, его жена Альбертина и их дети подвергались постоянным обыскам, арестам, судебным процессам, не говоря уже о лишении политических прав. Только подумайте, в течение почти трёх десятилетий тот или иной член семьи Сисулу постоянно находился за решёткой! Уолтер Сисулу попал в тюрьму в 1963 году и вышел оттуда в 1989-м. А в 1986 году там же, в каторжной тюрьме на острове Робен, оказался его внук — Йонги, получивший пять лет за «государственную измену» и «терроризм».
18 лет полного запрета на политическую деятельность, суды, ночные обыски, аресты не остановили Альбертину Сисулу. Постепенно, именно в силу её стойкости перед лицом репрессий, она начала превращаться в пример для подражания для молодого поколения борцов. Её выступления на митингах и похоронах жертв политических репрессий вызывали сильнейший отклик в обществе.
Когда в 1983 году возник ОДФ — мощный Объединённый демократический фронт (включавший сотни профсоюзных, общинных, студенческих, религиозных, женских, молодёжных, спортивных организаций), Альбертина Сисулу была избрана одним из его сопредседателей. Кстати, она не смогла принять участия в учредительном съезде ОДФ, ибо в очередной раз находилась под арестом. Но этот нескончаемый домашний арест не останавливал её.
В 1989 ГОДУ в силу обстоятельств я оказался на территории ЮАР, скажем так, без разрешения властей этой страны. Товарищи из АНК решили организовать мне встречу с Альбертиной Сисулу. Меня привезли в её дом в Соуэто. Было около 19 часов. По условиям домашнего ареста она обязана была находиться дома с 18 до 6 часов утра. Но Альбертины дома не было. Она, презирая угрозу тюремного заключения за нарушение условий домашнего ареста, была на одном из совещаний лидеров демократических сил. Встретиться с ней и Уолтером мне удалось только на следующий год, когда я отвечал за их приём в СССР на отдых и лечение по приглашению Советского комитета солидарности стран Азии и Африки.
Альбертина Сисулу никогда не претендовала на роль лидера. Она была и до последних дней жизни оставалась предельно скромным, доступным человеком. Все эти десятилетия она продолжала работать медсестрой в одной из клиник для неимущих жителей Соуэто. Не числилась медсестрой, а была полноценной помощницей доктора Азвата, которого впоследствии застрелил агент режима апартеида. Будучи общенациональным лидером с огромной международной известностью, она продолжала тщательно убирать свой дом, готовить еду для многочисленного семейства, ходить в магазин за продуктами.
На первые роли её выдвинули прочность убеждений, стойкость в борьбе с репрессивной машиной апартеида, понимание насущных проблем людей, готовность разделять со своим народом его страдания. Она не была теоретиком политической борьбы. Но её отличали здравый смысл и природная интуиция, которые помогали найти правильный путь в хитросплетениях южноафриканской политики. Люди тянулись к ней. Её дом с утра до вечера был заполнен теми, кто искал её совета. В силу прочности убеждений, огромного политического и человеческого опыта она была подлинным стержнем всех тех организаций, которые возглавляла и где работала.
Кстати, поразительным примером твёрдости убеждений и самоотверженности были её муж Уолтер и его товарищи, находившиеся в пожизненном заключении, томясь в каторжной тюрьме на острове Роббен. Примерно через 10 лет после начала «срока» режим апартеида попытался нейтрализовать их иезуитским способом: им была предложена свобода в обмен на согласие поселиться в одной из глухих деревень под надзором местных племенных вождей. Эдакая «внутренняя ссылка». Но всё-таки свобода. Однако наши товарищи решительно отказались от этого предложения и остались в тюрьме.
В середине 1980-х годов им опять предложили свободу. На этот раз при условии публичного отказа от поддержки вооружённой борьбы. И они вновь отказались выйти из тюрьмы. Эти люди ещё много лет провели в заключении, но не поступились принципами и не предали идеи освободительной борьбы.
После победы демократических сил в 1994 году Альбертина Сисулу не стала претендовать на высокие должности в новом правительстве. Отработав один срок в качестве члена парламента ЮАР (причём справлялась с огромным объёмом работы без помощников и секретарей), она отошла от активной политической деятельности. Её дело продолжили дети.
Макс Сисулу в течение двух сроков был председателем парламента ЮАР. Линдиве Сисулу занимала посты министра разведывательных служб, а затем жилищного строительства. Ныне она является министром иностранных дел ЮАР. Звелаке Сисулу долгое время возглавлял Южноафриканскую радиотелевещательную корпорацию.
Они боролись не для того, чтобы занять посты в правительстве. Просто после ликвидации апартеида для них было вполне естественно принять на себя огромный груз ответственности за создание нового общества — демократического, свободного от расовой дискриминации. Многие предвещали правительству АНК неминуемый провал. Но они справились. Да так, что даже самые отъявленные критики и скептики были вынуждены признать их способность быстро и эффективно освоить дело управления страной.
В ПРОДОЛЖАВШЕЙСЯ более 80 лет борьбе чёрного населения Южной Африки против расистского режима было много героев. Но Альбертина Сисулу вошла в историю всего континента как одна из наиболее выдающихся женщин — лидеров освободительного движения. Это сочетание поразительной скромности и одновременно твёрдости духа и самоотверженности сделали её одним из наиболее популярных людей Южной Африки. Её именем назван один из самых протяжённых проспектов Йоханнесбурга, ведущий к международному аэропорту, также названному в честь её товарища по борьбе президента АНК Оливера Тамбо.
Герои уходят из жизни, но память о них бережно сохраняется в Южной Африке, побуждая молодёжь продолжать борьбу за свободу теперь уже от засилья монополистического капитала. Демократические силы ЮАР добились ликвидации режима апартеида. Но его наследие в форме экономического неравноправия продолжается. И пример самоотверженности таких людей, как Уолтер и Альбертина Сисулу, воодушевляет новое поколение на продолжение борьбы, теперь уже за экономическое равенство и социальную справедливость.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.