Николай Зубрилин о развитии местного самоуправления в Москве

Николай Зубрилин о развитии местного самоуправления в Москве

С 1993 года, до 1997 года органы местного самоуправления в городе Москве отсутствовали, функции местного самоуправления в городе Москве были переданы Московской городской Думе. Отсутствие органов местного самоуправления на протяжении четырёх лет было серьёзным недостатком, который на сегодня преодолён.

Первые составы выборных органов местного самоуправления в Москве формировались из избранных 14 декабря 1997 года советников Районных Собраний. Председателями районных собраний были главы управ. И тогда советники имели право заслушивать по итогам года главу Управы, заместителей главы Управы, директоров Дирекций Единого Заказчика и других чиновников управы района. Собственно сейчас также по итогам года депутаты Советов депутатов заслушивают отчёты руководителей ГУП «Жилищник» района, руководителей бюджетных организаций здравоохранения и образования, центра соцобслуживания населения района, главу управы и даже могут выразить недоверие, если глава управы недостаточно эффективно исполняет свои обязанности. Но полномочия по отстранению главы управы от должности имеются только у Мэра. И то, такое решение может быть отложено сначала на 6 месяцев, потом далее. В зависимости от желания Мэра процедура может и вовсе оказаться не реальной. Все прописанные полномочия муниципальных депутатов имеют определённые проблемы, в том случае, если у чиновников появится желание проигнорировать решения Совета депутатов или решения постоянных профильных комиссий. Почему это происходит? Потому что органы местного самоуправления в Москве не являются полноценными. Как известно, с передачей полномочий необходимо передавать и финансовые средства. Это бюджет района, соцсфера, работа с детьми и подростками, образование, здравоохранение, благоустройство, эксплуатация и содержание жилого фонда, улично-дорожная сеть и т.д.

За 20 лет ситуация в области местного самоуправления в Москве так и не продвинулась к цивилизованной форме. Несколько лет назад у районов и административных округов были изъяты полномочия по учёту и распределению жилья для очередников. Таким образом, все ресурсы связанные с предоставлением жилья очередникам оказались в руках ДГИ (Департамент Городского Имущества). Произошла необоснованная централизация, и мы видим, что из этого получилось. Очередь фактически встала, субсидии не выдаются и ситуация в этой части ухудшается. В тоже время в Москве имеются миллионы метров жилой площади, которые очередникам почему-то не выдаются.

Есть определённые трудности и в части законодательного обеспечения деятельности органов местного самоуправления. При рассмотрении Федерального Закона 131, статьи 35, пункта 1.1. мы обнаружим, что собрание представительных органов местного самоуправления считается правомочным, если на собрании присутствуют не менее 50% избранных депутатов. Вторая группа депутатов в таком случае тоже может собрать свой кворум. Все решения и постановления принятые с 50-ти процентным кворумом являются сомнительными с точки зрения легитимности. И появляется дилемма. Фракция КПРФ в Мосгордуме внесла проект закона, о признании правомочности собрания депутатов только в случае участия в заседании более 50% от числа избранных депутатов.

Следующий момент: есть некоторое противоречие в распределении административного ресурса в районах города Москвы. Так называемое условие — «три в одном». Во многих советах депутатов глава муниципального округа одновременно исполняет обязанности председателя совета депутатов и он же руководитель аппарата совета депутатов или глава администрации. Это чрезмерная концентрация власти в одних руках. В таких условиях органы местного самоуправления не эффективны с точки зрения коллегиальности и демократичности.

Существование в одном районе управ и муниципалитетов, или аппаратов Советов депутатов также не способствует развитию местного самоуправления, а ещё более запутывает ситуацию. Это не что иное, как параллельные органы власти в районах города Москвы, когда в одном районе существуют две администрации, два главы — глава Управы и глава Муниципального округа, два бюджета на их содержание… Должно быть совершенно по — другому. Районные Управы необходимо переименовать в администрации районов. Глава администрации может выбираться депутатами из состава совета депутатов, или на всеобщих, прямых выборах населением района одновременно с выборами муниципальных депутатов. Совет депутатов возглавляется председателем совета депутатов.

Тогда не будет двух глав в одном районе, не будет двух бюджетов на содержание двух команд чиновников, не будет параллельных органов власти.

В городской Думе недавно был принят закон в первом чтении о том, что Мэр города Москвы может потребовать проверить достоверность декларации о доходах и имуществе у депутата местного самоуправления, депутата Мосгордумы или государственного и муниципального служащего.

Представьте, вы по итогам года отчитались о доходах, а Мэр может через два месяца потребовать повторно вас проверить. В таком случае вас начнут повторно проверять, а может и в третий, и в четвёртый раз в течение года…

Таким образом, Мэр, а это чиновник находящийся на выборной должности,  может оказывать давление на депутатов и контролировать деятельность депутатов. Но, по закону, депутат подотчётен только перед своими избирателями! Поэтому у Мэра таких полномочий быть не должно.

Для этого есть законная ответственность депутата и проверять достоверность должна соответствующая комиссия Совета депутатов или Мосгордумы, дополнительно для этого есть ещё Налоговая инспекция и Прокуратура. Каждый должен заниматься своим делом!

Что касается приёмки депутатами капитальных работ в ЖКХ, это непрофильная нагрузка на депутатов не имеет под собой никакой логической основы. Преподаватель, медик или соцработник не может полноценно оценить капитальный ремонт подвала, или капитальный ремонт инженерных систем жилого дома. Осмотреть свежевыкрашенные трубы и коммуникации – это не приёмка работ по капремонту! Тут нужны определённые профессиональные знания. Приёмщик должен различать и определять системы ГВС, ХВС, ЦО, должен отличать «прямую» от «обратки». Иногда подрядные организации идут на удешевление затрат на капитальный ремонт или неквалифицированные работники подрядной организации ошибочно проводят монтаж коммуникаций с серьёзными нарушениями и отклонениями от проектной документации. Попадаются варианты «посадки» кухонных стояков на «обратку» (в случае когда в квартире два стояка, один на кухне, другой в ванной). Следствием этого будет нарушение температурных норм, в ванной будет горячая вода по норме 65-70 градусов, на кухне ниже на 20-25 градусов. А за потребление горячей воды с жителей будет взиматься плата как за нормированный температурный режим израсходованной горячей воды. Занижение температурного режима даёт поставщику ГВС экономию в денежном выражении, по городу Москве такие незаконные доходы могут выражаться миллиардами рублей в год.

Жилищно-коммунальное хозяйство — это сложнейшая система. При приёмке работ может быть обнаружено всё что угодно. Завышенные сметы, нарушения проектов при проведении работ, применение несоответствующих проекту материалов, ремонт или покраска вместо замены элементов оборудования или узлов, секций канализации, стояков ХВС, ГВС, ЦО, стояков водостоков. Приёмщику нужны особые знания при приёмке капитального ремонта кровли, гидроизоляции межпанельных швов и балконных примыканий, цементной стяжки, отмостков, электрооборудования, противопожарных систем, систем дымоудаления, лифтового оборудования и т.д.

Ещё один негативный момент. Московской городской Думой принят Закон города Москвы регулирующий отношения депутатов местного самоуправления и Департамента капремонта города Москвы. В соответствии с этой нормой депутаты органов местного самоуправления подотчётны перед Департаментом капремонта в части приёмки объёмов капитальных работ в ЖКХ.

Фракция КПРФ в Мосгордуме выступала против этого положения. Вопрос приёмки капитальных работ в ЖКХ не простой. Именно поэтому принимать капитальные ремонтные работы должны профессионалы, а у депутатов должны быть в этой части только контрольные функции осуществляемые на заседаниях профильных комиссий или при осмотре объектов на месте в составе группы депутатов и полного состава членов профильной приёмной комиссии – Зам. Главы управы по ЖКХ, заказчик, подрядчик, МЖИ, старший по дому и т.д.

Профильная работа и деятельность депутата — это проработка проектов решений и постановлений на заседаниях комиссий, на очередных и внеочередных заседаниях, обсуждение проектов решений и постановлений, работа с учреждениями здравоохранения, образования, правопорядка, контроль за содержанием и благоустройством территорий, содержания жилого фонда, взаимодействие с общественными организациями, разработка механизмов по улучшению городской природной среды, встречи с населением, изучение общественного мнения, разработка поправок в законы города Москвы, внесение проектов поправок или проектов Федеральных Законов в Московскую городскую Думу.

Для методических рекомендаций, координации и юридической помощи муниципальным образованиям и депутатскому корпусу был в своё время создан АМОМ — ассоциация муниципальных образований. Этот институт необходимо также задействовать для более полного использования потенциала депутатского корпуса города Москвы именно в части расширения полномочий депутатов местного самоуправления.

__________________________________________________

Переходя к заключительной части можно контантировать: Прошло уже много лет с начала новой истории местного самоуправления г.Москвы, однако до сих пор не выстроена нормальная система, которая отвечала бы Федеральному Закону о местном самоуправлении №131 и не вызывала нареканий со стороны политических партий и общественности.

В 1997 году правительством Москвы было принято решение создать в Столице России формальные органы местного самоуправления, были избраны советники районных Собраний и образованы районные Собрания.

Однако через несколько лет, в 2003 году вместо оптимизации и упразднения Районных управ, и придания им функций исполнительных органов местного самоуправления было введено новшество в виде создания муниципалитетов и, соответственно, районные Собрания были переименованы в муниципальные Собрания, а советники стали называться депутатами муниципальных Собраний.

Так началось сосуществование параллельных органов власти на районном уровне в городе Москве.

Если заглянуть в Конституцию Российской Федерации, там имеются прописанные права граждан на осуществление власти непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления.

«Глава 1. «Основы конституционного строя, Статья 3» 1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. 3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. 4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону».

А теперь зададимся вопросом: каким образом граждане влияют на назначение главы Управы, или как граждане района осуществляют свою власть через Управы? Ответ однозначный — никак!

Всё больше людей понимает абсурдность ситуации, когда существуют два центра власти в московских районах, когда две команды чиновников находятся в одном районе: одна команда чиновников работает в Управе, другая команда чиновников в муниципалитете, и всего таких команд насчитывается по Столице России более 250. Никто не может толком объяснить, что это за двойная структура управления, взращённая на московской почве и на кого она работает? Понятно, что одна из задач Управы района — обеспечивать функционирование общегородского хозяйства, обеспечивать содержание и эксплуатацию жилого фонда района, оказывать социальные и др.услуги населению. Возникает вопрос, почему Совет депутатов, аппарат Совета депутатов или как в некоторых районах — муниципалитет, обладают такими скромными полномочиями?

На протяжении продолжительного времени в столице, которая должна быть примером для всей России своим законопослушанием, нарушаются основные принципы и права населения на осуществление местного самоуправления. В Федеральном Законе (ФЗ №131) прямо говорится:

«Статья 3. Права граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления

1. Граждане Российской Федерации (далее также — граждане) осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

2. Граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

4. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления».
___________________________________________________
Таким образом,… что в данном случае нужно для налаживания нормального функционирования органов местного самоуправления на местах в московских районах? Нужно на первом этапе прекратить ненужное наличие двух команд чиновников в районах.

Управы районов необходимо переименовать в администрации районов. Следующим шагом будет избрание главы администрации района Советом депутатов из числа депутатов или избрание главы администрации жителями района в соответствии с Федеральным законом № 131.

Для эффективного управления районом нужно запустить в работу следующую административную схему:

1) Администрация района. (муниципального Округа).

2) Совет депутатов района. (муниципального Округа).

Все необходимые права органов местного самоуправления для действенного управления районом прописаны в Федеральном Законе №131.

Для улучшения функционирования органов власти района нужно устранить параллельные органы власти, только тогда можно будет двигаться дальше. Это нужно не столько политическим партиям и движениям, сколько жителям Москвы, потому что именно они содержат органы госвласти и местного самоуправления за счёт средств выплачиваемых в виде налогов государству, и мы не имеем права расходовать народные средства на содержание ненужных, затратных, неэффективных, параллельных управленческих районных структур! Все мы понимаем, как ни называй органы власти, Управа-Администрация, муниципалитет-аппарат Совета депутатов — это две администрации в одном районе,…однако такого быть не должно!

Жители, избрав депутатов муниципальных Собраний, направили в представительные органы местного самоуправления тех, кому они доверяют представлять их интересы! Однако созданная система госвласти в районах не позволяет депутатам осуществлять свои полномочия в полном объёме; создан правовой казус, закон о местном самоуправлении есть, а исполнить его нет возможности. Особенность функционирования государственной власти районов в Москве не позволяет в полной мере исполнить данный закон!

В стране есть Конституция, есть Федеральные законы, и это естественно, когда избиратели, жители должны быть законопослушными; однако также законопослушна должна быть и государственная власть в лице государственных чиновников. Давайте будем законопослушны все, от жителя до самого крупного чиновника.

 

 

 

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *