По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».
Автор статьи — Татьяна Офицерова
Своим постановлением об отказе рассматривать обращение депутатов Государственной думы о неконституционности пенсионной «реформы» Конституционный суд дал повод возобновить начатую пару лет назад дискуссию об объединении Конституционного и Верховного суда РФ с созданием в Верховном суде коллегии по конституционному правосудию. К обсуждению этого вопроса предложил вернуться первый заместитель председателя Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Юрий Синельщиков, выступая 11 апреля на заседании палаты от фракции КПРФ по актуальным проблемам.
ПО ЕГО МНЕНИЮ, это было бы наиболее радикальным и правильным решением, поскольку судебная власть, возглавляемая одновременно Верховным судом и Конституционным, грешит массой правовых противоречий. При этом Конституционный суд нередко выказывает неуважение не только Федеральному собранию, но и законам, и самой Конституции. Противоречивость и неопределённость постановлений Конституционного суда зачастую становятся непреодолимым препятствием для их исполнения. Более подробно данная проблема раскрывается в статье Ю.П. Синельщикова, которая будет напечатана в одном из ближайших номеров «Правды».
Член Комитета по бюджету и налогам Михаил Щапов, представляющий Иркутскую область, выступил с двумя очень важными, особенно для иркутчан, законодательными инициативами. Один из представленных им законопроектов касался проблем лесопользования, что, впрочем, затрагивает интересы всех лесных регионов страны. Сегодня в сфере лесозаготовок творится настоящий произвол, подчеркнул депутат. Ценный ресурс варварски вырубается и вывозится за рубеж, растут количество и площадь пожаров, лес захламляется. При этом для государства отрасль оказывается убыточной, поскольку больше половины лесопользователей имеют долги по налогам, пеням и штрафам. В прошлом году в целом по стране долг по налогам лесопользователей составил 3,5 миллиарда рублей. Арендные же платежи не покрывают расходы федерального бюджета на лесное хозяйство. Так, в 2017 году в доход государства от сдачи в аренду лесных участков поступило 20 миллиардов рублей, а затраты на лесное хозяйство составили 27 миллиардов рублей. Недобросовестные предприниматели могут исправно платить копеечную аренду и не платить налоги, продолжая при этом заготавливать и продавать лес, наживаясь на народном достоянии. Пока налоговая служба бьётся над тем, чтобы взыскать долги, лесозаготовители-должники продолжают преспокойно заниматься своим полулегальным бизнесом. Лесной кодекс не допускает к аукционам лишь тех, кто имеет долги по аренде, а для неплательщиков налогов двери, как это ни парадоксально, открыты.
Своим законопроектом Михаил Щапов предлагал ввести дополнительное основание для отказа в допуске к участию в аукционе на право заключения договора аренды лесного участка тех лесопользователей, за которыми числится недоимка по налогам и сборам и иным обязательным платежам. Это позволило бы остановить откровенный грабёж народных богатств, который сейчас идёт в лесных регионах, убеждён депутат-коммунист. Он обратил внимание коллег-парламентариев на то, что аналогичный принцип реализован в ряде отраслевых законов, как, например, в законе о лотереях, о регулировании производства и оборота алкогольной продукции и даже в законе о госзакупках. Однако в голосовании по переносу этой нормы в лесное законодательство все фракции, кроме КПРФ, малодушно отмолчались.
Не нашёл поддержки у парламентского большинства и законопроект Михаила Щапова об уточнении перечня объектов государственной экологической экспертизы при строительстве, реконструкции хозяйственных объектов на Байкальской природной территории. Говоря о предыстории вопроса, депутат заметил, что законопроект устраняет ошибку, допущенную в 2014 году, когда в законодательство было введено требование о прохождении обязательной экологической экспертизы при строительстве на Байкальской природной территории любых объектов, включая школы, детские сады, фельдшерско-акушерские пункты и жильё. Против выступали и научное сообщество, и общественность, а также власти Иркутской области и Бурятии — регионов, где расположена Байкальская природная территория. Эта норма приводит к огромным, совершенно необоснованным бюджетным расходам и к снижению качества жизни местных жителей. Сама экспертиза стоит порядка 200 тысяч рублей, но стоимость всего комплекса работ по её прохождению оценивается до полутора миллионов рублей, а срок прохождения экспертизы порой растягивается до полугода.
К чему такая расточительность приводит, Михаил Щапов показал на примере. В 2017 году было запланировано строительство 15 ФАПов на Байкальской природной территории. На прохождение экспертизы нужно было потратить 9 миллионов рублей, что примерно равно объёму затрат на строительство одного ФАПа. «Мы просто расходуем бюджетные средства на длительную, бессмысленную процедуру, которая никак не защищает экологию озера, но снижает темпы обеспечения наших граждан необходимыми госуслугами», — заметил депутат Щапов.
Необходимость ослабления режима экологической экспертизы в отношении объектов социального значения на Байкальской природной территории признал и президент России. В августе 2017 года он дал поручение министерству природных ресурсов к 1 декабря 2017 года подготовить соответствующие поправки в законодательство. Однако до сих пор правительство так и не исполнило поручение президента.
Михаил Щапов предложил сохранить обязательную экологическую экспертизу при строительстве всех объектов в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, то есть в радиусе 50 километров от берега озера. На остальной же Байкальской природной территории, то есть в зоне от 50 до 200 километров от берега озера, сохранить ныне действующий режим экологической экспертизы лишь для объектов первой и второй категории опасности, тех, что несут реальную угрозу экологии Байкала.
Комитет Госдумы по экологии и охране окружающей среды рекомендовал палате отклонить законопроект депутата-коммуниста и подождать правительственный вариант. Ждать, дескать, осталось недолго. К слову, законопроект Михаила Щапова более двух лет пролежал в палате под сукном. Он был внесён в Госдуму ещё в феврале 2017 года, раньше, чем родилось поручение президента. Видимо, всё это время думские «единороссы» тоже терпеливо ждали, пока раскачаются правительственные чиновники. Блокировать инициативы КПРФ — обычная «медвежья» практика.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.