Юозас Ермалавичюс: Человек и революция

Юозас Ермалавичюс: Человек и революция

По материалам публикаций на Центральном сайте КПРФ.

Историческая эпоха новейшего времени, содержание и характер которой состоят в революционном переходе человечества от капитализма к социализму, завершает свое движение в глобальном хаосе. Последний представляет собой необычайно напряженную «войну интересов» на земном шаре – всемирную гражданскую войну. К ней привело постоянное обострение общего кризиса капитализма, достигшего на стыке ХIХ и ХХ веков своей высшей, империалистической стадии существования. Нарастающее обострение общего кризиса капитализма обернулось в 1970-е годы его перерастанием во всеобщий мировой кризис всеохватывающего, катастрофического, революционного характера. Непосредственной причиной глобального хаоса оказался полномасштабный передел мира, спровоцированный в 1980-е годы американским империализмом вместе с мировой империалистической реакцией, развязавшими антикоммунистическую агрессию против всех проявлений исторического прогресса человечества.

Глобальный хаос олицетворяет переломный этап всемирной истории. Он отрицает все возможности самосохранения старой классово-антагонистической цивилизации, основанной на частной собственности на средства производства. Преодоление этого хаоса предполагает революционный выход мирового сообщества народов из состояния классового антагонизма к бесклассовому общественному укладу социальной свободы и равенства – всемирному торжеству социализма. Выход состоит в научном обосновании жизни общества и научном управлении ее развитием. Эти необходимые потребности жизни современного человечества ХХI века объективно определены производительными достижениями мировой научно-технической революции второй половины ХХ столетия.

Мировая научно-техническая революция качественно преобразовала материально-производственный фундамент жизни человечества, превратив науку – всеобщую общественную производительную силу – в непосредственную производительную силу общества. Непосредственное соединение науки с производством породило наукоемкий вид производства, обеспечивающий возможности для его автоматизации и беспредельного развития вплоть до полного удовлетворения человеческих потребностей всего населения земного шара. К тому же становление науки непосредственной производительной силой общества послужило основой для обобществления производства во всемирной степени, что обусловило безраздельное господство на планете общественной собственности на средства производства. В целом научно-техническая революция обеспечила подъем совокупных производительных сил человечества на качественно новый уровень развития и закономерно потребовала соответствующего преобразования характера производственных отношений общества во всемирном масштабе.

Мировая научно-техническая революция определила стратегию дальнейшего исторического развития человечества на долгосрочную перспективу. Основной целью новейшей стратегии стало овладение человеком научно-техническими и технологическими достижениями этой величайшей революции в развитии производительных сил общества, что предполагает освобождение самого человека, как от социального антагонизма, так и от господства над ним стихийных сил природы. Поэтому мировой исторический процесс устремился к воплощению в жизнь международного сообщества категорического императива К. Маркса, требующего «ниспровергнуть все отношения, в которых человек является униженным, порабощенным, беспомощным, презренным существом». Первоочередной задачей общественной реализации этого императива состоит в самоосвобождении человека из глобального хаоса.

Единственный выход человечества из глобального хаоса заключается во всемирной или глобальной социалистической революции. Ее стартом выступила Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 года в России, материальную подготовку гарантировала мировая научно-техническая революция, всемирную революционную ситуацию вызвали антикоммунистическая агрессия империалистической реакции против всех проявлений исторического прогресса международного сообщества, разрушение Советского Союза в 1991 году и подрыв при этом мировой социалистической системы, транснациональный передел собственности путем разграбления общественного богатства народов и природных ресурсов планеты. Глобальный хаос стал хоронить капиталистическую формацию общества на кладбище всемирной истории, так как агонией охваченный капитализм повлек за собой обвальное саморазрушение мировой капиталистической системы, а заодно и всего частнособственнического жизнеустройства народов.

В условиях всеобщей агонии мировой капиталистической системы на земном шаре действуют объективные законы глобальной социалистической революции, диктатура которой выступает воплощением в жизнь общества всеобщих объективных законов диалектики, а также основополагающих экономических и социальных законов. Диктатура всемирной социалистической революции снимает действие каких-либо иных общественных законов, так как революционный кризис, охвативший все социальные слои, и революционная ситуация, поглотившая все сферы жизни общества, не поддаются произвольному управлению. Поэтому главную роль во всемирной социалистической революции играет человек – основная производительная сила общества, вступившая в союз с наукой – всеобщей общественной производительной силой человечества. Духовным источником глобальной социалистической революции является научно-мировоззренческая революция в общественном сознании человека, усваивающая диалектико-материалистическое понимание постоянно меняющегося мира.

Основное содержание всемирной социалистической революции состоит в становлении науки непосредственной производительной силой общества, ее воздействии на переход человечества от социального неравенства и антагонизма к социальной свободе и равенству. Это объективно обусловлено мировой научно-технической революцией, нацелено на овладение народами земного шара ее производительными достижениями.

Глобальная социалистическая революция охватывает, в первую очередь, личность человека, определяя повышение его социальной зрелости и умственной развитости. В развитии человеческой личности становление науки непосредственной производительной силой общества выступает революционным скачком от предысторического состояния к подлинной человечности, что воплощается в социализации и гуманизации общества вплоть до полной социальной свободы и равенства всех людей на земном шаре. Следовательно, всемирная социалистическая революция завершает предысторию и начинает подлинную историю человеческого общества. В итоге складывается человеческий мир.

Революционный скачок человечества от своей предыстории к подлинной истории осуществляется человеком, для которого осознание объективной исторической необходимости и овладение действием всеобщих объективных законов диалектики в естественном историческом процессе превращаются в его социальную свободу. Исходной позицией становления столь высоких свойств человека выступает научное мировоззрение диалектического материализма, составляющее основу его ценностной ориентации, социального и нравственного поведения, общественной деятельности, образа жизни, культуры мышления. Необходимым условием формирования личности человека социальной свободы является безраздельное господство общественной собственности на средства производства в планетарном масштабе, всемирное торжество социализма.

Поскольку главным двигателем исторического прогресса человечества является труд человека, именно труд выступает способом его существования и самовыражения, развития и созревания. В труде обнаруживаются, развиваются, воплощаются способности людей. Результаты труда свидетельствуют о социальной зрелости и умственной развитости человека. Поэтому творческий характер труда, обусловленный мировой научно-технической революцией, предъявляет человеку соответствующие требования по овладению наукой как непосредственной производительной силой общества.

Творческий труд предполагает высокую образованность, культурность, сознательность людей вплоть до научно-теоретического уровня их общественного сознания. Именно в сознательности народных масс заключается творческая сила общества, которая воплощается в созидательном труде, двигающем вперед исторический прогресс. В повышении образованности, сознательности, культуры мышления человека состоит всестороннее развитие его личности, формирование его духовности и человечности, становление труда его жизненной потребностью. Таким образом, творческий труд, высокая образованность и сознательность, научное мышление ориентируют народы земного шара к построению человеческого общества, в котором человек станет высшей социальной ценностью.

Осмысливая историческое призвание коммунистического движения, В.И. Ленин считал, что «развитие сознания масс остается, как и всегда, базой и главным содержанием всей нашей работы». Поскольку адекватное восприятие и научное понимание исторической действительности выступают исходной позицией в революционном преобразовании жизни общества на социалистических началах, разработка научной теории диалектического материализма и внесение ее в общественное сознание народных масс являются первоочередным победоносным фактором всемирного торжества социализма.

Усвоение народами научного мировоззрения оказывается исторической необходимостью в революционном движении трудового человечества от капитализма к социализму. Научное мировоззрение воплощается в жизнь общества путем соединения научной теории с революционной практикой. Научное сознание людей не только адекватно отражает общественное бытие, но и создает теоретический проект дальнейшего общественного развития, содействуя целенаправленному использованию всеобщих объективных законов диалектики в революционном преобразовании жизни общества в соответствии с человеческими потребностями мирового сообщества народов. Тем более что построение и функционирование социалистического общества возможны только на научной основе массового усвоения народами диалектико-материалистическим мировоззрением, научного осознания и обоснования практики своего исторического творчества.

Диалектико-материалистическое мировоззрение обеспечивает безграничную преобразующую силу человеческого ума, способную к достаточному удовлетворению человеческих потребностей всего населения земного шара. На этой основе К. Марксом сформулирован главный принцип коммунистического гуманизма: «человек – высшее существо для человека». Это означает, что человек представляет собой высшую социальную ценность в обществе. Свободное развитие человеческой личности является условием свободного развития общества. В итоге идеал всемирной социалистической революции выражен К. Марксом как «человеческое общество, или обобществившееся человечество». Таким образом, революционное преобразование жизни общества на социалистических началах в планетарном масштабе следует к становлению человечества обобществившимся людским коллективом, за судьбу которого ответственен каждый человек. Такой субъект всемирной социалистической революции соответствует высокому званию человека, обладающего научным сознанием.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *