Запланированная катастрофа

Запланированная катастрофа

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».

Автор статьи — Алексей Чесноков

Налоговый манёвр, одобренный правительством РФ, предполагает отмену экспортной пошлины к 2024 году и рост ставки акцизов на бензин уже в 2019-м до 12,3 тысячи рублей за тонну.

СУТЬ МАНЁВРА — переход нефтяных доходов федерального бюджета с экспортной пошлины на сырую нефть на поступления от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). К 2024 году пошлина будет ликвидирована в результате сокращения с нынешнего уровня 30% за шесть лет ежегодным шагом в 5%. Повышение НДПИ, а оно будет происходить до 2021 года, распространится на всю, а не только на экспортируемую нефть.

Так достигается главная цель манёвра — независимость бюджета от капризов нефтяной конъюнктуры. «В рамках завершения налогового манёвра мы сейчас прорабатываем системные механизмы демпфирования такого стремительного изменения цены на нефть на внутреннем рынке и в оптовом звене в зависимости от колебания мировых цен на нефть. Продумываем некую формулу, которая позволила бы снижать эти риски. Необходимо найти системное решение, потому что принимать каждый раз точечные решения — это неправильно» — так формулировал цель манёвра директор департамента налоговой и таможенной политики минфина. Интересная получается картина: применение «манёвра» уже утверждено правительством, а вот «системное решение», как спасать внутренний рынок от безудержного роста цен на топливо, ещё только предстоит придумать.

Бенефициаров от манёвра получаются два: это минфин, которому главное — наполнить бюджет, отчитаться, а дальше хоть трава не расти, и вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНКи), которые радостно потирают руки в предвкушении нулевой пошлины на экспорт сырой нефти.

В результате сговора этих двух мощнейших игроков топливно-энергетического комплекса (ТЭК) все остальные его участники — независимые нефтеперерабатывающие заводы, независимые АЗС, потребители топлива на всём транспорте, включая авиакомпании, и простые граждане замерли в оцепенении, прикидывая, как скоро внутренние цены на топливо у нас сравняются с мировыми.

Но и равенство внутренних цен с мировыми, в общем-то, никто не гарантирует, поскольку давно известно, что «рынок» у нас весьма специфический, все помнят рост цен, но никто не припомнит их снижение — никогда, ни при каких обстоятельствах у нас это невозможно. Правительство РФ всегда беспокоилось, как бы не захватили наш ТЭК иностранные компании.

Зря беспокоились, сейчас российские нефтебароны ведут себя едва ли не хуже, чем повели бы себя на их месте иностранные. Не хотите брать топливо по мировым ценам? Тем хуже для вас, тогда мы отправим его на экспорт. А если продаём на внутреннем рынке дешевле мировых цен, будьте любезны, возместите нам упущенную выгоду. Может, и не российские это компании уже? Но качают-то нефть вроде из наших недр, странно…

Ну а о том, что повышение цен на топливо разгоняет рост цен буквально на все товары и услуги, напоминать, наверное, не стоит.

Недавно у зампреда правительства Дмитрия Козака состоялось совещание с представителями ВИНКов. Нефтяники заявили, что больше сдерживать рост цен, как просил их Путин, они не смогут, поскольку оптовые цены на топливо формируются на рыночной основе, а рост розничных — заблокирован. На совещании рассматривались различные способы регулирования рынка: лицензирование экспортной деятельности, привлечение запасов Росрезерва в пиковые периоды, создание спецрезервов государством, обратный акциз, демпфирующий акциз. Однако очевидно, что рост розничных цен неизбежен без вмешательства правительства, что связано с ростом НДС и акцизов на нефтепродукты с начала 2019 года.

Около 50% рынка горюче-смазочных материалов Дальнего Востока занимают независимые нефтетрейдеры. Сейчас они поставлены на грань разорения, поскольку при заморозке правительством розничных цен и сохранении рыночных на оптовом рынке независимые вынуждены продавать топливо практически себе в убыток. В этой ситуации многие АЗС, особенно в отдалённых районах, могут скоро закрыться. Причём если в центральных регионах их место займут конкуренты, то в условиях труднодоступных территорий этого не происходит. Населённые пункты просто остаются без топлива.

Отрасль воздушных перевозок России находится на грани банкротства. Об этом сообщил заместитель гендиректора группы авиакомпаний S7 Дмитрий Куделькин. По его словам, рублёвая цена тонны авиакеросина выросла примерно на 35% за прошлый год. В предыдущий раз такой скачок цен на топливо произошёл 10 лет назад, в 2008 году. Пока ни у кого нет готового решения проблемы топливного рынка России. Но вот вопрос: кто и зачем эти проблемы на пустом месте создал?

Комментарий редакции: Инициаторы «налогового манёвра», оказывается, озабочены пополнением российского бюджета. Кто спорит, дело нужное. Но вопрос в том, будут ли способствовать решению поставленной задачи меры, предложенные правительством? Ведь что представляет собой НДПИ? Де-факто это акциз, который уплачивают потребители, реальный сектор экономики. Доходы населения России сокращаются уже несколько лет. Экономика едва держится на плаву. Поэтому глупо сомневаться в том, что повышение ставки НДПИ будет способствовать дополнительному удорожанию бензина. В условиях сокращения доходов людей меньше будет тех, кто будет способен платить. Но при этом содержатся намёки на отказ от экспортных пошлин. Помимо финансовых потерь государство это чревато ростом утечки сырья из нашей страны. Что же тогда будет с транспортом, с вооружёнными силами, с сельским хозяйством и т.д.? Ведь мы помним, как в 1999 и в 2008 гг. нефтяные компании активно вывозили за границу сырье, а внутри страны наблюдалась его острая нехватка. И если устранить минимальные ограничения для олигархии, то дело может дойти до катастрофы. Однако у власти находятся политические представители компрадорской буржуазии. Кто платит — тот и музыку заказывает. И так будет до тех пор, пока не произойдёт смена власти и модели развития.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *