Пенсионная реформа проехалась катком и по опекунам инвалидов

Пенсионная реформа проехалась катком и по опекунам инвалидов

По материалам публикаций на сайте портала «Свободная пресса».

Правительство Дмитрия Медведева дало отрицательный отзыв на законопроект, предусматривающий досрочный выход на пенсию для лиц, ухаживающих за инвалидами I группы. «Проект федерального закона не поддерживается», — говорится в документе за подписью вице-премьера Константина Чуйченко.

Согласно законопроекту, мужчины и женщины, ухаживающие за инвалидами I группы, смогут уходить на пенсию раньше — в 55 и 50 лет соответственно. Правда, для этого им будет необходимо иметь трудовой стаж не менее 20 лет для мужчин и 15 лет для женщин. На фоне повышения пенсионного возраста это предложение выглядит как послабление.

Предлагается уравнять в правах родителей инвалидов детства I группы, воспитавших их до возраста восьми лет и имеющих право досрочного выхода на пенсию и других трудоспособных лиц, в том числе родственников, ухаживающих за инвалидами I группы (в том числе взрослыми) более восьми, которым такое право на данный момент не предоставлено.

Однако Чуйченко в отзыве правительства отмечает, что «законопроект не содержит норм, определяющих источники и порядок исполнения нового вида расходных обязательств». То есть министрам не понравилось, что реализация закона потребует дополнительных расходов бюджета. Раньше им не нравилось, что мужчины уходят на пенсию в 60 лет, а женщины в 55. Потому затеяли пенсионную реформу, подняв сразу на пять лет пенсионный возраст. Расходы из бюджета сразу уменьшились. Теперь не нравится, что еще кто-то просит деньги.

Между тем, в пояснительной записке к законопроекту прямо указано, что объем необходимых средств должен быть определен Минтруда и ПФР совместно с субъектами РФ путем мониторинга в рамках программы по борьбе с бедностью, принятой во исполнение указаПутина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Складывается впечатление, что в правительстве даже не читали законопроект.

А ведь авторы законопроекта хотят всего лишь «восстановить справедливый подход к оценке труда граждан, осуществляющих уход за лежачими инвалидами I группы на дому». Тем более что компенсационные выплаты для них в общем случае составляют всего 1,2 тысячи рублей в месяц и не индексируются с 2008 года.

Назначение досрочной пенсии за уход за инвалидами I группы, отмечают авторы законопроекта, станет дополнительной мерой социальной поддержки со стороны государства и повысит качество жизни инвалидов. А кроме того, разгрузит стационарные интернаты для инвалидов и престарелых, где государство тратит на одного постояльца 70−100 тысяч рублей ежемесячно.

Не исключено, что причиной негативного отзыва правительства стал именно денежный вопрос. После того, как с подачи Путина государство стало развивать систему долговременного ухода, у него могли появиться заинтересованные в финансировании партнеры. За госзаказ ведь всегда идет борьба. В этом случае ухаживающие за инвалидами частные лица составляют конкуренцию тем, кто решил на них заработать. Зачем же «частников» стимулировать досрочной пенсией?

Еще одна возможная причина — автором законопроекта является фракция КПРФ в Госдуме. Закон подписан ее лидером — Геннадием Зюгановым и еще 16 депутатами. Поскольку коммунисты выступают резко против пенсионной реформы, их инициатива может вызывать в правительстве политическую аллергию. Проще говоря, министры могли зарубить закон «из принципа». Ругаете нас за пенсионную реформу? Получите…

О проблемах, связанных с уходом за инвалидами и пожилыми, нам рассказал директор Научно-исследовательского медицинского центра «Геронтология», д. м. н. Кирилл Прощаев.

— С точки зрения международных подходов и науки, каждая семья, в которой появляется человек, нуждающийся в довольно интенсивном долговременном уходе, должна сама выбрать его форму, исходя из внутренних взаимоотношений. Причем, с учетом мнения самого человека, нуждающегося в уходе. Потому что есть люди, которые в такой ситуации хотят пойти в специализированное учреждение, а есть те, кто не хочет.

Но если принимается обоюдное решение оставить человека дома, то семья должна четко понимать, что кто-то из родственников, по сути, превратится в социального работника. И тогда семья уже должна думать, как этому «социальному работнику» создать условия, чтобы свои новые социальные функции он выполнял нормально. Чтобы у него были выходные дни, чтобы он нормально ночью спал. Возможно, он будет меньше работать или вообще уйдет с работы. Как в этом случае возместить доход?

Важно, чтобы это не легло неподъемным грузом на человека, несущего функции социального работника. Иначе мы поучим уже две проблемы: лежачего человека, требующего ухода и больного родственника, который взвалил на себя эту ношу — с обострением хронических болезней, с синдромом эмоционального выгорания и т. д.Сейчас в мировой геронтологии даже появилось понятие помощи людям, которые осуществляют уход.

«СП»: — А государство? Не его ли это обязанность — обеспечить надлежащий уход нуждающимся гражданам? В том числе, стимулируя тех, кто этот уход непосредственно осуществляет…

— Сейчас палитра видов услуг для инвалидов и пожилых постоянно расширяется. Появилась огромная сеть негосударственного сектора, которым могут воспользоваться человек или семья. Причем, как в негосударственном, так и в государственном секторе развиваются стационарозамещающие технологии. Допустим, сиделка на дому или пятидневный стационар, или временный стационар на время отпуска ухаживающей семьии т. п.

В некоторых регионах идет эксперимент, когда человека принимают на работу в центр социального обслуживания, например, на 0,25 ставки, а он по сути работает только со своим родственником. Практикуются самые разные формы. Так что государство заинтересовано в том, чтобы расширять спектр вариантов социальной помощи.

«СП»: — Почему бы не стимулировать тех, кто взял на себя заботу об инвалидахдосрочным выходом на пенсию? Сейчас как раз в Госдуму внесен такой закон. Правда, правительство возражает…

— По этому вопросу нужен широкий общественный диалог. Причем, он должен быть четырехсторонний: государство, профессионалы государственного и негосударственного сектора, люди, которые сами сталкиваются с такими проблемами в семье и, наконец, общественность. Ведь каждый из нас однажды может оказаться в числе нуждающихся.

Приемная мама 18-летнего инвалида I группы Надежда Кононова считает, что меры господдержки лиц, ухаживающих за инвалидами, должны быть адекватны экономической реальности.

— Людей, кто подпадает под упомянутую в законе категорию, сравнительно мало. Поясню: инвалиды I группы не с детства — это маленькая прослойка по сравнению с инвалидами I группы с детства. Поэтому от них и отмахиваются. А для тех, кто обслуживает инвалидов с детства, право на досрочную пенсию закреплено в законе.

Я лично знаю только одну девушку, у которой мама была лежачим инвалидом и реально требовала постоянного ухода. Мама уже умерла. Эта девушка ухаживала за ней пять лет. Ее стаж ухода получился меньше восьми лет.

Вообще, восемь лет — это большой срок. Ведь большинство лежащих инвалидов, пожилых людей имеют кучу болезней, сводящих их в могилу. Так что многие сиделки просто не смогут получить причитающееся им за уход пенсионное благо.

К сожалению, тех своих родственников, кто нуждается в долговременном уходе, люди часто сдают в пансионы, в дома престарелых. Они не хотят держать такого человека дома, чтобы когда-нибудь выйти на пенсию на пять лет раньше. Это реальный взгляд на вещи изнутри ситуации.

«СП»: — Но раз таких людей немного — бюджет не разорится, тем более стоило бы разрешить их сиделкам уходить на пенсию досрочно?

— Я за то, чтобы эти люди получили это дополнительное благо… Но надо знать, что у них есть и другие блага — стаж им идет с повышающим коэффициентом. То есть прибавку к пенсии они уже сейчас получают.

Что точно следовало бы сделать государству, так это поднять компенсационную выплату трудоспособным гражданам, ухаживающим за инвалидами. Она сейчас совсем мизерная — 1,2 тысячи рублей и не менялась с 2008 года.

Нам: родителям, усыновителям и попечителям, кто не может работать из-за ухода за инвалидами, ее подняли недавно — до 10 тысяч рублей («СП» писала об этой проблеме). Но и это что за сумма? Как жить на 10 тысяч? Сделали хотя бы 15 тысяч.

Комментарий редакции: Позор полнейший! Человек, ухаживающий за инвалидами, обязательно должен быть защищён государством в социальном отношении. Однако правительство продемонстрировало откровенно скупой подход. Какой кошмар, надо будет затраты увеличивать! Вот, что их волнует. А социально-демографическая обстановка, судьбы незащищённых людей для них пустой звук! Конечно, буржуям куда приятнее вбухивать деньги в малозначительные проекты, но предоставляющие им возможность «распилить» бюджет. Только вот к России и к народу это не имеет никакого отношения. Точнее, действия правящего класса не приведут к прорыву нашей страны, о котором столь пафосно говорят высокопоставленные государственные деятели. Отсюда вывод — преодоление социального кризиса, оказание реальной поддержки социально незащищённых слоёв населения возможны лишь при кардинальной смене модели. После обобществления средств производства и установления полноты власти рабочего класса исчезнет прослойка, заинтересованная в бедности населения.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *