Рекорды Бесхозяйственности

Рекорды Бесхозяйственности

Осенняя парламентская сессия всегда сопряжена с темой бюджета. Это основной документ, который депутатам предстоит рассмотреть и принять уже в октябре — ноябре. По нему страна будет жить весь следующий год, строить планы на ближайшую трёхлетку, и именно он задаёт вектор развития или деградации. Поэтому парламентарии продолжают вносить свои предложения, пытаясь повлиять на выбор правильного направления.

24 СЕНТЯБРЯ на заседании Госдумы в часе заявлений по актуальным вопросам выступил от фракции КПРФ член Комитета по бюджету и налогам Михаил Щапов. Он проанализировал, насколько эффективно и справедливо распределяются деньги и полномочия между федеральным и региональными уровнями, и предложил вернуть в субъекты Федерации изъятый у них ранее 1 процент налога на прибыль.

Последние 10 лет федеральный бюджет изымает у регионов всё больше и больше собственных доходов, заметил депутат. Это должно компенсироваться увеличением трансфертов, но не тут-то было: доля трансфертов с 2009 по 2018 год сократилась с 25 до 17 процентов. При этом диспропорции бюджетной обеспеченности регионов в лучшую сторону не изменились, вопреки утверждениям правительства, что средства у субъектов Федерации изымаются как раз для балансировки региональных бюджетов. По данным Высшей школы экономики, разрыв между регионами в возможности предоставлять бюджетные услуги в 2017—2018 годах, наоборот, увеличился. В довершение к этому изъятие у регионов 1 процента налога ликвидировало стимул развития регионов. Возврат прежней нормы позволит 12 субъектам Федерации увеличить свой бюджет на 2—4,5 процента, 19 регионам — на 1—2 процента, а остальным — до 1 процента. Соответствующий законопроект М. Щапов внёс в Государственную думу.

Довод о том, что изъятие у регионов 1 процента налога на прибыль позволяет аккумулировать средства для решения общенациональных задач, депутат считает несостоятельным. Когда вся страна надрывается, собирая деньги в государственную казну, федеральные чиновники не слишком стараются пустить в дело каждую копейку. Бюджет исполняется крайне неудовлетворительно. 2018 год побил в этом отношении рекорд за последние 10 лет: почти 2 триллиона рублей неисполненных расходов и почти на 3 триллиона рублей недостроенных объектов.

Почему федеральный центр неэффективно распоряжается средствами, изъятыми у регионов, можно понять на примере тушения лесных пожаров, считает Михаил Щапов. Площадь пожаров растёт не первый год. С 2016 по 2018-й она увеличилась в 3,2 раза, достигнув 8,5 миллиона гектаров. Одна из причин этой бесхозяйственности — размазанность ответственности между разными уровнями власти. Лесным кодексом полномочие по защите лесов от пожаров передано на региональный уровень. По логике, вместе с полномочием должны передаваться и средства, однако объёмы субвенций неуклонно снижаются. Например, с 2015 года расходы на создание лесных дорог, имеющих важнейшее значение для охраны лесов от пожаров, сокращены в 2016 году в 2,2 раза, в 2017-м — в 1,4 раза, расходы на реконструкцию лесных дорог — более чем в полтора раза, на профилактическое выжигание хвороста — почти в полтора раза, на мониторинг пожарной опасности в лесах — почти на 10 процентов. В Иркутской и Свердловской областях снижение объёмов финансирования охраны лесов от пожаров в 2017 году по сравнению с 2015-м составило около 30 процентов.

В чрезвычайной ситуации регионы вынуждены тратить собственные средства на исполнение федерального полномочия. Например, в 2018 году Красноярский край и Иркутская область потратили на тушение лесных пожаров в два раза больше средств, чем регионам было предоставлено на эти цели из федерального бюджета. Зачастую у регионов просто нет денег на тушение пожаров. Это приводит к задолженности бюджетов, а впоследствии нередко и к судебным разбирательствам. Вызывает массу вопросов и принцип расчёта тех средств, что поступают в регионы, подчеркнул М. Щапов. Так, федеральным бюджетом на 2019 год запланированы целевые средства на приобретение лесопатрульной техники, но на её содержание деньги не заложены.

В существующей системе найти ответственного за горящие леса невозможно: федеральные и региональные чиновники кивают друг на друга. Эту проблему нужно решать системно и радикально, заявил депутат-коммунист. Раз леса — это общенациональное достояние, то и отвечать за их сохранность должны федеральные структуры. Соответствующий законопроект также недавно был внесён М. Щаповым в Государственную думу.

Обобщая тему межбюджетных отношений, парламентарий предложил проработать систему мер, направленных на повышение самодостаточности региональных бюджетов. По его мнению, регионам необходимо возвращать минимум 20 процентов средств от объёмов собственных доходов, после чего должен быть наложен мораторий на изъятие собственных доходов у регионов в течение 10 лет. Надо также повышать эффективность и прозрачность распределения межбюджетных трансфертов. Целью же их использования должно быть не мифическое выравнивание бюджетной обеспеченности, а создание минимально допустимого уровня качества жизни в каждом регионе, считает депутат. И последнее: надо прекратить практику передачи полномочий на региональный или муниципальный уровень без должного финансирования, поставил точку Михаил Щапов.

Затем парламентарии переключились на рассмотрение законопроектов, которые, по замыслу их сочинителей, должны улучшить жизнь граждан страны. Вот несколько из этих замечательных идей.

Поправки в Закон «О полиции», предложенные группой депутатов-«единороссов» и принятые в третьем чтении, дают стражам порядка право, прежде чем, например, треснуть правонарушителя дубинкой по голове, сделать ему официальное предостережение «о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения». Коммунист Алексей Куринный, оценив гуманизм законопроекта, перевёл дискуссию в политическую плоскость, напомнив, как эти самые дубинки росгвардейцев вовсю орудовали в рядах митинговавших, не согласных с проведением выборов, без правил.

Затронул депутат и особенности российской судебной системы, которая всё больше превращается в инструмент политического давления. Примеры у всех на слуху: это и «дело коммуниста Бессонова», засуженного без каких-либо доказательств вины, и разворачивающийся сегодня рейдерский захват совхоза имени Ленина, что напоминает «показательную казнь» бывшего кандидата в президенты Павла Грудинина за его политическую позицию. И никакие предостережения полицейских не способны вернуть доверие граждан к базовым элементам государственной системы, пока сохраняются такие принципы отношений гражданина и государства.

Другая «блестящая» законодательная инициатива (теперь уже правительства) — включить в перечень исполнительных документов решение государственного инспектора труда о принудительном исполнении работодателем обязанности по выплате начисленной зарплаты. «Сто лет мак не родил, и голода не было», — прокомментировал Николай Коломейцев законодательный продукт коллективного разума минюста, одобренный палатой в первом чтении. 15 миллиардов рублей невзысканных задолженностей по зарплате уже вычеркнутых из реестра предприятий — с этой реальностью бумажками, подобными той, что сочинил минюст, не совладать. Было бы более продуктивно подумать, как прекратить уничтожение предприятий с использованием закона о банкротстве, как остановить тенденцию постепенного сокращения кадров, что в конечном итоге приводит опять же к ликвидации предприятий. Депутат выразил обеспокоенность происходящим сейчас на «Роствертоле». Под разговоры господина Сердюкова о переносе площадки идёт уничтожение предприятия, выпускающего самые грузоподъёмные и мощные вертолёты в мире, считает Н. Коломейцев. Каждый месяц здесь увольняют по 500—700 человек. Вот бы чем следовало озаботиться правительству.

Закончили свой трудовой день парламентарии принятием в первом чтении законопроекта о «наливайках». Депутаты-«единороссы» презентовали его как «законопроект огромного социального значения». Конечно, проблема размещения питейных заведений в многоквартирных домах довольно больная, и неоднократно депутаты пытались подступить к ней. В 2016 году был отклонён законопроект фракции КПРФ о запрете розничной продажи алкогольной продукции во встроенных и пристроенных нежилых помещениях в жилых домах. Цель его была — снизить шаговую доступность и оградить граждан от буйных компаний. По сути, на то же направлен и новоиспечённый законопроект «единороссов». Собственно, ничего, кроме данной концептуальной задачи, ко второму чтению, видимо, не останется. Будет зафиксирован некий минимальный размер зала для обслуживания посетителей организации общепита, работников которой обяжут отпускать алкогольную продукцию только после раскупоривания тары, а также вменят им в обязанность следить за соблюдением их клиентами тишины. Остальное всё отдаётся на откуп местных властей, что в корне неправильно, полагает Николай Коломейцев. Ни в коем случае нельзя отстранять жильцов от решения вопросов о размещении в их доме организации общепита с горячительными напитками.

Татьяна ОФИЦЕРОВА.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *