Математика в xviii-м веке в России: от Леонтия Магницкого через Леонарда Эйлера к Михаилу Евсееву

Математика в xviii-м веке в России: от Леонтия Магницкого через Леонарда Эйлера к Михаилу Евсееву

Сохранилось в эпистолярном наследии нашего первого отечественного академика из числа россиян Михайлы Васильевича Ломоносова единственное письмо от 02.03.1765 (как оказалось, за месяц с небольшим до кончины 04.04.1765), адресованное на малую родину своей единокровной сестре (по отцу) Марии Васильевне Головиной (фамилия — по мужу), с которой он так никогда и не увиделся. Необычным для современного человека представляется обращение в начале письма: “Государыня моя сестрица, Марья Васильевна, здравствуй на множество лет с мужем и детьми.”

В первых строках личного послания брат сообщает сестре, разница в возрасте с которой составляла свыше 20 лет, о сыне Марьи — своём племяннике: “Весьма приятно мне, что Мишенька приехал в Санктпетербург в добром здоровье и что умеет очень хорошо читать и исправно, также и пишет для ребёнка нарочито”. Было ребёнку весной 1765 года около 9 лет. Думается, что в отличие от своих великих земляков: дяди Михайлы Васильевича Ломоносова и соседа дяди с Курострова, скульптора Федота Ивановича Шубного, которые пешком пришли учиться в Москву и Санкт-Петербург соответственно в 1731 г. и в 1759 г., будущего академика-математика Михаила Евсеевича Головина в столицу привезли, видимо, в обозе. Но по протекции дяди его сразу зачислили в Академическую гимназия для последующей учёбы в Академическом университете. Спустя короткое время дяди не стало, но, как говорится, племянник уже “встал на рельсы”, и его судьба математика как учёного и методиста была предопределена.

Здесь немного отвлечёмся и чуть вспомним о других математиках, творивших в России в XVIII-м веке. Одна из трёх книг из серии “Врата учёности”, с которыми Михайло Ломоносов отправился покорять науку в Москву в 1730 г., называлась “Арифметика Магницкого”/автор — уроженец Осташкова Леонтий Филиппович Магницкий/1669 г.р., которая была подготовлена автором в 1703 году и напечатана тиражом 2400 экземпляров. То, что один экземпляр этого учебника оказался на поморском Севере у соседей Шубных, откуда он перекочевал к соседу Михайле Ломоносову, заставляет согласиться с тем, что в петровские времена на берегах Белого моря и по Северной Двине жили охочие до грамоты люди.

Попасть в Школу математических и навигацких наук, что располагалась в башне на Сухаревской площади в Москве, где с 1701 года преподавал Л.Ф. Магницкий, 19-летнему Михайле не довелось — выбор был сделан в пользу Славяно-греко-латинской академии — там учили латыни, но думается, что память об авторе учебника по арифметике навсегда сохранилась у будущего академика М.В. Ломоносова.

Но зато несколько десятилетий научной деятельности он был связан по переписке с другим математиком — знаменитым Леонардом Эйлером, родившимся в Швейцарии в 1707 году, академиком двух академий: в Санкт-Петербурге и в Берлине. О роли этого человека для развития наук в России (высшей математики и физики) так сказал Сергей Иванович Вавилов, Президент АН СССР в 1945-1951 гг.: “Вместе с Петром I и Ломоносовым, Эйлер стал добрым гением нашей Академии, определившим её славу, её крепость, её продуктивность”. Эйлер всегда поддерживал Ломоносова и неоднократно давал в его пользу положительные отзывы для Санкт-Петербургской академии. Да и ныне могилы обоих светил находятся недалеко друг от друга — на Лазаревском кладбище в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге.

Одним из наиболее талантливых учеников Леонарда Эйлера как раз и стал другой Михайло или Михайло-2 — племянник М.В. Ломоносова — М.Е. Головин. Именно Михаил Евсеевич Головин, родившийся в 1756 году в селе Матигоры на левом берегу Северной Двины недалеко от Холмогор и Курострова в Архангелогородской губернии, после успешного окончания Академических гимназии и университета стал ближайшим помощником Леонарда Эйлера в последние годы его жизни.

В 1776 году, когда племяннику М.Е. Головину было всего 20 лет (в таком возрасте его дядя за 45 лет до этого только начинал грызть гранит науки), он представил в Академию наук перевод с французского книги Л. Эйлера по теории корабля и был утверждён адъюнктом по экспериментальной физике. В этом качестве он продолжал работу у почти ослепшего к тому времени Эйлера, записывал под его диктовку сочинения, проводил вычисления и редактировал труды. За несколько лет российский адъюнкт Головин представил 78 научных работ Эйлера. Также Михайло-2 занимался в АН переводами, принимал участие в географической экспедиции, участвовал в комиссии по рассмотрению различных изобретений. После кончины Л. Эйлера в 1783 г. М.Е. Головин стал работать в Комиссии по учреждению народных училищ (начальное образование — для детей всех сословий, за что ратовал основатель Московского университета М.В. Ломоносов), а после учреждения в Петербурге Главного народного училища и Учительской семинарии стал преподавать в них математику. Позже стал учительствовать в Смольном институте и в Пажеском корпусе. Академик Головин написал семь учебных руководств по арифметике, геометрии, механике, физике, математической географии и архитектуре. Особенно широкой известностью пользовались учебники Головина для начальных школ, изданные в 1783 и 1786 годах. Они неоднократно переиздавались и последнее (10-е) их издание относилось к 1822 году — через тридцать с лишним лет после кончины автора, считающегося родоначальником методики преподавания точных наук в России, 19.06.1790. Также в последние годы своей жизни племянник М.Е. Головин занимался редактированием собрания сочинений своего дяди М.В. Ломоносова. Изумительная династия и семейственность!

После смерти сына Михаила — его мама, сестра М. В. Ломоносова Марья Васильевна Головина в 58-летнем (!) в зиму 1790/1791 гг. пешком пришла в Санкт-Петербург, чтобы поклониться перед могилами своих самых близких людей. Брата не увидела при жизни, но побывала на его могиле.

Приведу в заключение оказавшиеся пророческими конечные строчки из письма упоминавшегося письма брата сестре о 9-летнем племяннике: “Поверь, сестрица, что я об нём стараюсь, как должен добрый дядя и отец крёстный. Также и хозяйка моя и дочь его любят и всем довольствуют. Я не сомневаюсь, что он через учение счастлив будет. И с истинным люблением пребываю брат твой Михайло Ломоносов/ Марта 2 дня 1765 года из Санкт-Петербурга.”

Думается, что Михаил Евсеевич Головин стал счастлив через учение.

Такая вот семейная история…

В. Михайлов

июнь 2020

P.S.

Телезрители созданного в 1986 году к 275-летнему юбилею со дня рождения нашего первого академика из россиян сериала “Михайло Ломоносов”, наверняка, запомнили хоть и эпизодический, но яркий образ 9-летнего Миши Головина, который создал юный актёр с необычным именем Дорин Молодожан. Из краткого диалога в заключительной серии фильма между племянником и дядей можно зримо почувствовать ту поморскую упрямку, которой всегда отличались выходцы с Русского Севера.

Кастинг в отношении исполнителя роли юного Миши Головина оказался очень удачным!

Спасибо — создателям фильма!

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *