По материалам публикаций на Центральном сайте КПРФ

21 июля 2020 года Государственная дума в третьем, окончательном чтении одобрила законопроект, предусматривающий изменения в процедуру голосования на выборах. Согласно законопроекту, теперь голосование будет проходить на протяжении нескольких дней — максимум трех, с возможностью делать это вне избирательных участков. На вооружение власти взяли опыт голосования по поправкам в Конституцию, которое продолжалось рекордные семь суток.

Принятым законом также запрещается быть наблюдателями людям, не имеющим регистрации в регионе, где проходят выборы. Это сделано для того, чтобы коммунисты теперь не смогли помогать товарищам из других регионов контролировать чистоту голосования, как это было, например, на выборах главы республики Хакасия.

Отметим, что за «усовершенствования» проголосовали 344 депутата, в том числе 11 от Справедливой России, 35 от ЛДПР и 297 от «Единой России». Фракция КПРФ единственная не изменила интересам народа и не переметнулась на сторону большинства, в полном составе проголосовав ПРОТИВ!

Чем же станут нововведения в избирательном законодательстве — торжеством прогресса или новым полем для фальсификаций? Разбираемся вместе.

Голосование с комфортом?

Нужно отметить, что к вопросам избирательного законодательства нынешняя российская буржуазная власть всегда подходила «творчески» — в зависимости от обстоятельств переносились Единые дни голосования, вводились или отменялись возможность голосовать по открепительным бюллетеням или досрочно, электронные средства для подсчета голосов КОИБ (Комплекс обработки избирательных бюллетеней) и много другое. Да что говорить, под каждую выборную кампанию ежегодно корректируется избирательное законодательство на всех уровнях.

Что касается самой процедуры голосования, то, начиная с 90-х годов, она не претерпела серьезных изменений. Голосование всегда проходило по отработанной схеме: избиратель должен был прийти на участок, получить бюллетень, сделать в нем отметку и опустить в урну. После окончания голосования опечатанная урна вскрывалась, голоса подсчитывались и заносились в протокол, который передавался в территориальные избирательные комиссии, и далее по цепочке, вплоть до самой вышестоящей комиссии. На избирательном участке в процессе голосования и при подсчете голосов имели право присутствовать наблюдатели, а с 2012 года периодически УИКи оборудуются веб-камерами для возможности ведения онлайн-трансляций.

Однако в 2020 году мир охватила пандемия коронавирусной инфекции. COVID-19 затронул все сферы жизни общества, в том числе и голосование по поправкам в Конституцию: сперва были сдвинуты сроки проведения избирательных мероприятий, а затем был утверждён новый, доселе невиданный в России формат голосования. Высказываться «За» и «Против» поправок жители страны получили возможность на протяжении целых семи дней, а принцип организации избирательного процесса потрясал воображение: участковые комиссии расположились не только в привычных школах и домах культуры, но и на лавочках, пеньках, в кузовах автомобилей и вообще везде, где можно было примостить урну и члена избиркома. Наблюдатели же при этом процессе почти не присутствовали: единственной возможностью для них попасть на избирательные участки были Общественные палаты, которые не особенно стремились организовывать контроль за ходом голосования. Все происходящее объяснялось экстренным положением — ждать окончания пандемии властям было не с руки, а современные проблемы, как известно, требуют современных решений.

Вот только нет ничего более постоянного, чем временное. Новый формат выборов так понравился властям, что было принято решение закрепить его на постоянной основе — якобы, для удобства избирателей.

Новое поле возможностей

Чем же многодневное голосование так понравилось руководству государства? Вероятно, в первую очередь тем, что новый формат выборов фактически полностью исключает возможность «протестного голосования» и прихода к власти оппозиционных сил.

Главная причина этого — практически полная невозможность осуществления контроля за ходом голосования. Организация наблюдения даже на однодневных выборах — сложный процесс, требующий значительного количества финансовых и человеческих ресурсов. В новых же реалиях эта задача усложняется многократно: наблюдателям и координаторам предстоит работать не одни, а как минимум трое суток и подчас в весьма специфичных условиях — пока даже сложно представить, как организовать контроль на «нестационарных» участках, где с бюллетенями и урной может произойти буквально что угодно.

Отсутствие контроля открывает огромные возможности для фальсификаций: даже всем хорошо знакомые «карусели» и вбросы бюллетеней могут снова стать эффективным средством «корректировки» итогов голосования. Кроме того, многодневным выборы позволяют замаскировать и другие уловки — принудительную мобилизацию административного ресурса, «надомное» голосование и иные полулегальные схемы накрутки голосов. А что может произойти с результатами голосования за предыдущие дни в ночное время, не берется прогнозировать никто. И все это с минимальными затратами и рисками!

Иллюзорная демократия

Уровень доверия граждан России к выборам и так был невысок: в 2019 году к итогам голосования скептически относился каждый третий житель страны. С новым же регламентом выборы и вовсе перестанут отражать реальную волю народа. Похоже, что именно этот результат и нужен правящей элите.

Ряд экспертов утверждают, что в сегодняшних реалиях Президент и его окружение считают себя выше соблюдения формальных процедур — если в 2008 году Владимир Путин был вынужден стать главой Правительства, чтобы не нарушать положение Конституции о двух сроках нахождения у власти, то 12 лет спустя такие «мелочи» его уже не заботят. Вот и избирательный процесс в России стремительно становится такой же «мелочью», тратить ресурсы на которую элите уже не интересно.

Кроме того, в условиях сильнейшей экономической нестабильности и постоянного снижения реальных доходов населения, допускать людей к голосованию для властей попросту опасно: в памяти свежи примеры протестных голосований в Хакасии, Приморье, Москве, Якутии, Ненецком автономном округе и ряде других регионов. Многодневное же голосование позволяет гарантированно обеспечить поддержку режима на уровне 70%. Разумеется, такая демократия является абсолютно иллюзорной, но большего от неё и не требуется — как и в ряде других стран, выборам в России суждено стать просто красивым ритуалом.

Что же в итоге?

Новая избирательная реформа не сулит гражданам России ничего хорошего. Несмотря на все красивые слова, под предлогом «упрощения» процедуры голосования, с институтом выборов, как процедурой народного волеизъявления, гражданам России можно попрощаться.
Единственными, кто выиграет от нововведений, станут представители правящей элиты.

Олигархический капитал получает возможность полного контроля над всеми выборными органами власти, назначая своих ставленников в обход демократических процедур. Нивелируя возможности протестного голосования и смены курса посредством выборов, правящие круги окончательно узаконивают в России диктатуру олигархии.

Тем не менее, история показывает, что ни марионеточные парламенты, ни дутые рейтинги не способны спасти антинародные режимы от неизбежного краха. Ни Муссолини, ни Пиночет, ни «чёрные полковники» не смогли избежать справедливого возмездия от притесняемых ими народных масс.

Стремление человечества к свободе неистребимо! Только объединив наши усилия, мы сможем добиться качественных изменений!

Пресс-служба ЦК ЛКСМ РФ
 

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.