Юозас Ермалавичюс: «Высокое звание человека»

Юозас Ермалавичюс: «Высокое звание человека»

По материалам публикаций на Центральном сайте КПРФ

Проблема освобождения человека существует с возникновения  еще в состоянии дикости его умственных устремлений к осознанию самого себя. Нравственные, художественные, религиозные устремления не увенчались успехом. Только в середине ХIХ века на удовлетворение  умственных устремлений человека к осознанию самого себя пришла наука, когда К. Маркс и Ф. Энгельс создали философское учение диалектического материализма, раскрывающее и освещающее всеобщие объективные законы движения мира. Диалектический материализм  стал теоретической и методологической основой науки – познавательной деятельности людей, — обеспечивающей ее подлинный смысл, всесилие, безграничные возможности. Диалектический  материализм  выступил фундаментальной основой научного мировоззрения – адекватного восприятия человеком как окружающего мира, так и самого себя. В итоге материалистическая диалектика стала воплощением научного сознания человека. Она выступила основополагающей формой его общественного сознания, выражающей теоретический уровень его мышления, определяющей научное осознание человечности. Этим увенчалась величайшая всемирно-историческая революция в развитии человеческой мысли, общественного  сознания людей. Научное сознание выражает сущность человеческого мышления, оно адекватно подлинному  званию человека, ставшего способным осознавать самого себя.

Точкой зрения диалектического материализма К. Маркс считал «человеческое общество, или обобществившееся человечество» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 3, с. 4). Эта точка зрения возвышает человека в противоположность его обесцениванию и порабощению. Под этой точкой зрения К. Маркс сформулировал категорический  императив, повелевающий «ниспровергнуть  все отношения, в которых человек является униженным, порабощенным, беспомощным, презренным существом» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 1, с. 422). Реализацию этого требования призвана осуществить всеобщая социалистическая революция, способная снять обесценивание человека и утвердить его возвышение. Для этого революция преодолевает причины порабощения человека и обеспечивает условия для его освобождения. Решение этой задачи составляет основное содержание социалистической революции – преодоление социального неравенства и утверждение социального равенства всех членов общества, охватывающие отмену частной собственности и установление общественной собственности на средства производства во всемирном масштабе. Благодаря победе всеобщей социалистической революции все люди земного шара становятся равными в отношении всемирного богатства, что обеспечивает условия  для свободного  развития и применения творческих способностей каждого человека на благо всего общества. Регулированию взаимоотношений между людьми в условиях их социального равенства К. Маркс сформулировал принцип коммунистического гуманизма – «человек – высшее существо для человека» ( Там же), — согласно которому человек представляет собой высшую социальную ценность в обществе. Тем более что сущность человека состоит в совокупности всех общественных отношений, социальной ответственности за состояние общества.

Освобождение человека всемирной социалистической революцией Ф. Энгельс квалифицировал как «скачок человечества из царства необходимости в царство свободы» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 19, с. 228), когда «объективные, чуждые силы, господствовавшие до сих пор над историей, поступают под контроль самих людей» (Там же, с. 227). Отменой частной собственности и установлением общественной собственности на средства производства в планетарном масштабе всеобщая социалистическая революция преодолевает стихийное, слепое, хаотическое развитие населения земного шара и открывает возможности для сознательного, планомерного, гармонического развития общества. По словам Ф. Энгельса, «люди начнут вполне сознательно сами творить свою историю» (Там же, с. 228). Для этого необходимо научное обоснование организации жизни общества и научное управление ее развитием, что предполагает адекватное восприятие и научное понимание народами исторической действительности. Это состоит в усвоении ими научного мировоззрения диалектического материализма и овладении действием всеобщих объективных законов диалектики – единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные сдвиги, повторения пройденных ступеней на более высоком уровне – в революционной практике. Достижение этой исторической вершины начинается с освобождения общества от социального неравенства и антагонизма, угнетения и эксплуатации человека человеком.

Стартом всемирной социалистической революции выступила Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 года в России, которая оказала глубинное преобразующее воздействие на общественное развитие всех стран и народов земного шара. Великий Октябрь возглавил наступившую историческую эпоху новейшего времени, определив ее содержание, характер, направление развития – революционный переход человечества от капитализма к социализму. Столь радикальным воздействием на мировой исторический процесс Великий Октябрь побудил к середине ХХ века мировую научно-техническую революцию, которая превратила науку – всеобщую общественную производительную силу – в непосредственную производительную силу общества, закрепив победу диалектического материализма в исторической действительности в качестве теоретической и методологической основы науки. Непосредственное соединение науки с материальным производством – фундаментом жизни общества – породило наукоемкий вид производства, отличающийся его автоматизацией и беспредельным развитием вплоть до полного удовлетворения человеческих потребностей всего населения планеты. Реализация этих безграничных возможностей зависит от личности человека, ибо человечеством достигается только то, что им научно осознается и практически осваивается без вреда самому себе.

В процессе мировой научно-технической революции капиталистический способ общественного производства полностью исчерпал все свои конструктивные возможности и естественно вступил в исторический этап необратимого прекращения своего существования, так как монополизация капитала достигла предельной высоты, апогея роста.  В условиях максимальной монополизации капитала частная собственность на средства производства превратилась в разрушителя производства и всей общественной жизнедеятельности народов. Поэтому межмонополистическая  конкуренция трансформировалась в 1980-годы в глобальный передел мира, который обернулся полной дестабилизацией мирового исторического процесса и образованием глобального хаоса, угрожающего человечеству перерастанием во вселенскую катастрофу. Спасти мировое сообщество народов от гибели может только всемирное торжество социализма, заменяющее частную собственность общественной собственностью на средства производства, а заодно обеспечивающее соответствие характера производственных отношений общества возросшему уровню развития его производительных сил. Уровень наукоемкости производства определяет степень его обобществления. Для практического осуществления этой исторической возможности необходимо научное мировоззрение народных масс – движущих сил социалистической революции.

Всеобщий научный потенциал, качественно  обогащенный мировой научно-технической революцией, обусловливает необходимые потребности жизни современного человечества  ХХI века. Соответственно определяется стратегия его дальнейшего общественного развития на долгосрочную перспективу. Основной стратегической целью интернационального сообщества народов стало полное освоение производительными  достижениями научно-технической революции. А становление науки непосредственной производительной силой человечества состоит в овладении человеком – основной производительной силой общества – ее достижениями. Человеком практически осваивается то, что им научно осознается. Для этого необходимы высокие социальная зрелость и умственная развитость народов, служащие социальной и духовной основой для научного осознания ими объективной исторической необходимости и практического овладения действием всеобщих объективных законов диалектики в естественном историческом процессе. Социальная свобода и равенство всех людей выступают первоначальным и основополагающим условием для научного осознания и практического овладения объективными законами развития природы и общества, действующими независимо от их воли и сознания.

Человек может жить только в обществе, представляющим собой человеческий коллектив. Органическое соединение общественных и человеческих свойств в практической жизнедеятельности людей воплощает диалектику взаимодействия общества и человека. При этом всеобщие объективные законы диалектики всемирной истории настаивают на формирование человеческого общества на коллективистских и гуманистических началах путем революционного преобразования всех сфер его жизни в соответствии с необходимыми потребностями исторического прогресса. Материалистическая диалектика подсказывает, что в историческую эпоху новейшего времени самосохранение и выживание человечества заключаются, прежде всего, в преодолении частнособственнического жизнеустройства, охваченного необратимым  глобальным кризисом. Революционный выход из всемирного кризиса естественно ведет народы к определению магистрального пути своего грядущего  исторического развития. Согласно объективной логике истории, основным стратегическим направлением дальнейшего исторического движения человечества вперед является созидание человеческого гуманистического общества, основанного на общественной собственности на средства производства.  

Прогрессивное движение человечества вперед состоит в социализации и гуманизации общества на основе всемирного обобществления материального производства в процессе превращения науки в непосредственную производительную силу общества. Социализация представляет собой возрастание и возвышение необходимых потребностей жизни человека в зависимости от развития производительных сил человечества. Поскольку потребности современного человека ХХI века определяются наукоемким производством, созданным мировой научно-технической революцией, основным содержанием социализации общества выступает практическое освоение народами земного шара этим видом производства, то есть внедрение в производство наукоемких технологий, налаживание его научной организации, утверждение творческого характера общественного труда, достижение высшей производительности труда и эффективности производства.  В этом мировом материально-производственном процессе потребность в творческом труде становится жизненной потребностью человека. Осознанию человеком столь высокой социальной потребности служит научное мировоззрение, стимулирующее свободное применение человеческих способностей в труде на благо общества.

 Удовлетворение необходимых потребностей жизни общества стимулирует его гуманизацию, всестороннее и гармоническое развитие личности человека. Гуманизация состоит в развитии общественного сознания людей на основе формирования их научного мировоззрения, обеспечивающего адекватное восприятие и научное понимание исторической действительности, что способствует сознательному и целенаправленному использованию человеком объективных экономических и социальных законов в своей общественной жизнедеятельности. Этим обеспечивается полная социальная свобода человека в реализации своих творческих способностей на благо общества. Человек выходит в центр исторического творчества человечества. В итоге формируется коллективистский и гуманистический характер человеческого общества – людского коллектива социальной свободы и равенства. Совокупность  коллективистских и гуманистических отношений между людьми составляет человеческий мир.

Осознание человеком самого себя как высшей социальной ценности в обществе представляет собой мировую духовную революцию – научно-мировоззренческую революцию в общественном сознании населения земного шара. Только научное сознание человека способно к осознанию самого себя. Только научное сознание содержит в себе безграничную силу человеческого ума, обеспечивающую как научное познание мира, так и его революционное преобразование в соответствии с человеческими потребностями людей. Это подтверждает убеждение К. Маркса и Ф. Энгельса в том, что «революция является движущей силой истории, а также религии, философии и всякой иной теории» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 3, с. 37). Благодаря научно-мировоззренческой революции общественное сознание народов планеты усваивает диалектико-материалистическое мировоззрение и становится адекватным высокому званию человека, чем воплощает в себе человеческое мышление. Самоосвобождение человека от господства над ним объективных законов общественного развития обеспечивает его полную социальную свободу, выступающую главным условием превращения человечества в единый человеческий коллектив, представляющий собой человеческий мир. Человек действует в центре общественной жизнедеятельности человечества, становится главным субъектом его исторического творчества, берет на себя ответственность за судьбу человечества.  

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

One thought on “Юозас Ермалавичюс: «Высокое звание человека»

  1. Уважаемый Юозас Юозасович! Спасибо за великолепную статью, демонстрирующую блестящее знание диамата. Но, к сожалению, не затронута другая сторона бытия, та самая противоположность, с которой мы столкнулись в нашем движении вперед. И сейчас в мире остались лишь островки социализма. Марксистского анализа произошедшего не проделано, хотя с разрушения социализма произошло уже несколько десятилетий. Приведены лишь субьективные причины, хотя согласно диамату произошло отрицание отрицания.и история это подтвердила. Очень важно указать обьективные причины, а они перед глазами, и не повторять прошлых ошибок. Без обьективного марксистского анализа произошедшего не обойтись.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *