«Мусорная» реформа на бумаге и на деле

«Мусорная» реформа на бумаге и на деле

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»

Автор статьи — Александр Воронцов

Анализ реализации реформы в сфере обращения с отходами, который провела Счётная палата РФ, показывает, что кардинально здесь ничего не изменилось: 90% мусора в стране просто вывозится на полигоны, которые зачастую не отвечают требованиям природоохранного законодательства и отравляют воздух, воду и почву. А уровень переработки мусора составляет только 7%. Инфраструктуры для сортировки и переработки мусора недостаточно, введение новых мощностей отстаёт от плана.

ПО ДАННЫМ Росприроднадзора, на момент формирования нацпроекта «Экология» на территории субъектов насчитывалось 8323 свалки, в том числе 916 свалок на территории городских округов. При этом федеральный проект «Чистая страна» предполагает ликвидацию и рекультивацию только 191 свалки. То есть более 700 свалок в границах городов остаются неохваченными. Таким образом, даже при успешной реализации проекта поставленная президентом цель — ликвидировать все свалки в границах городов — достигнута не будет.

По-прежнему действует множество несанкционированных свалок: за прошлый год соответствующие органы выявили порядка 30 тыс. таких объектов общей площадью свыше 13 тыс. гектаров.

Близка к критической и ситуация с официальными полигонами. При существующих темпах роста объёмов твёрдых коммунальных отходов (ТКО) 1—2% в год в 32 регионах их мощности будут исчерпаны до 2024 года, а в 17 из них — до 2022 года. При этом возможностей создать новые полигоны у большинства регионов просто нет.

Решить проблему призван федеральный проект «Комплексная система обращения с твёрдыми коммунальными отходами», который действует с 2019 года. Цель проекта — создать высокотехнологичную инфраструктуру обработки и утилизации отходов. Однако, по мнению Счётной палаты, пока проект с задачей не справляется, а его параметры требуют пересмотра.

Например, в проекте не предусмотрены меры, направленные на предотвращение и сокращение объёмов образования отходов. Речь в том числе идёт о стимулировании населения использовать многооборотные товары, тару и упаковку. Отсутствуют и мероприятия по раздельному сбору отходов. Кроме того, установленные целевые результаты и показатели недостаточно увязаны между собой, а их значения не были согласованы с регионами. В результате значительная часть субъектов (42%) не подтвердила возможность их выполнения и не заключила с минприроды России соглашения о реализации региональных проектов.

Анализ 67 региональных программ показал, что только 39 регионов предусмотрели в них мероприятия по внедрению раздельного сбора отходов. Лишь в 33 субъектах наблюдается сбалансированность мощностей объектов обращения с ТКО и объёмов их образования.

Анализ состава отходов провели всего 24 региона и только 19 субъектов предусмотрели мероприятия по привлечению бизнеса в сферу обращения с отходами. Хуже всего ситуация с созданием инфраструктуры по обращению с ТКО: лишь 9 субъектов используют для этого наилучшие доступные технологии.

Остро стоит вопрос финансового обеспечения реформы. На уровне регионов основной источник инвестиций — это платежи населения, размер которых зависит от нормативов накопления ТКО и соответствующих тарифов. Однако здесь возникает проблема прозрачности этих расчётов. Как показал анализ, нормативы в разы отличаются даже в сопоставимых районах. Так, тарифный диапазон на услуги региональных операторов в 2019 году составлял от 244 до 1411 рублей за один кубометр. Следствием стала низкая собираемость: 79% в 2019 году и 76% — в первом полугодии 2020-го. В результате на 1 июля 2020 года отмечен риск, что 22 региональных оператора, обслуживающих 15,1 млн человек в 19 субъектах Российской Федерации, могут прекратить свою работу.

ДО 2014 ГОДА мусор оставался в зоне ответственности муниципалитетов, которые выделяли земельные участки под размещение отходов. Мусорный бизнес был коррумпирован и криминализирован. Исправить ситуацию попытались, подняв уровень ответственности: с муниципального к субъектам Федерации — и обязав губернаторов разработать территориальную схему обращения с отходами, которая учитывала бы, где, сколько и каких отходов образуется, кто занимается их вывозом, переработкой и захоронением. Под эту деятельность должны были создать компании — региональных операторов. Предполагалось, что новая система начнёт работать с 2016 года. Не успели. Новый старт был назначен на 2019-й, но и к нему далеко не во всех регионах были подготовлены территориальные схемы и созданы региональные операторы. Тем не менее перешли на новую систему.

Одна из главных её задач — создать федеральную схему обращения с отходами, однако и она пока не утверждена, а существующий проект, по мнению руководителя токсического отдела «Гринпис» в России Алексея Киселёва, «представляет собой компиляцию региональных территориальных схем по обращению с отходами». Он отмечает, что из-за этого проект федеральной схемы не отвечает главной цели «мусорной» реформы — созданию современной отрасли по обращению с ТКО, где во главе угла не захоронение отходов на полигоне, а их переработка.

Зато удалось существенно увеличить размер платежей, собираемых с населения: они выросли в разы, а в отдельных регионах — и в десятки раз. При этом, согласно отчёту Счётной палаты, размер платежей существенно различается даже в сопоставимых районах. Так, тарифный диапазон на услуги региональных операторов в 2019 году составлял от 244 до 1411 рублей за кубометр.

По подсчётам аналитиков международной аудиторско-консалтинговой сети Finexpertiza, проведённым в начале прошлого года, в сумме население страны заплатит за услуги по обращению с отходами около 180 млрд рублей в год. При этом в отчёте Счётной палаты указано, что необходимый объём финансирования для создания инфраструктуры обращения с ТКО составляет 428 млрд. Правда, как заметили эксперты, методика расчёта аудиторами не показана. Между тем, по расчётам гендиректора «РТ-Инвест» Андрея Шипелова, на «мусорную» реформу понадобится не менее 1 трлн рублей. Логика проста: «РТ-Инвест» уже строит 5 мусоросжигательных заводов (МСЗ) в Подмосковье и Татарии, каждый из которых оценивается в 32 млрд руб. И собирается строить еще 25. Вот вам и триллион.

Но даже 30 МСЗ могут не решить проблему. Ведь они станут в огромных количествах вырабатывать весьма дорогостоящую электроэнергию, которую некому будет продавать. Они также будут производить вредные выбросы и шлаки. Которые тоже надо будет где-то захоранивать… Некоторые эксперты видят выход в других способах утилизации мусора: введении обязательного раздельного сбора с отделением пищевых отходов, запрете одноразового пластика, развитии переработки мусора при участии производителей первичных товаров.

«К сожалению, ситуация с отходами в России в настоящее время неблагополучна. Комплексная система обращения с твёрдыми коммунальными отходами пока не сформирована», — констатирует аудитор Счётной палаты Михаил Мень.

Даже с учётом того, что платежи с населения собираются не в полном объёме (76% в первом полугодии 2020 года), это существенные суммы относительно объёма инвестиций, необходимого для появления в стране нормально функционирующей отрасли по обращению с отходами. Однако львиная доля мусора всё ещё вывозится на свалки. То есть за ту же самую услугу (вывоз мусора на полигон), которая оказывалась и пять, и десять лет назад, граждане платят сегодня значительно больше, но при этом никаких ощутимых качественных изменений не происходит.

Комментарий редакции: В условиях отсутствия должного уровня государственной дисциплины утопично надеяться на рациональное распределение финансовых ресурсов. Вполне понятно, что вносимые россиянами средства за вывоз мусора будут использоваться операторами, мягко говоря, не самым надлежащим образом. Однако послужной список подлинных результатов «реформаторов» отнюдь не исчерпывается данной стороной дела. Сегодня только ленивый не говорит о коррупции при перераспределении ресурсов, при приватизации, при предоставлении объектов в концессии. Также общеизвестно об иных способах непрозрачного предоставления мусорным операторам объектов. В результате они, стремясь замести следы своей полукриминальной деятельности, уводят капиталы из страны. И те, кто присвоил с помощью мутных схем ресурсы, не будут по определению инвестировать в инфраструктуру. Поэтому речь должна идти только о кардинальном изменении политики в данной сфере. Например, развитие переработки мусора невозможно без координации государством управления процессами в данной сфере, без планирования её развития. В противном случае дело не сдвинется с мёртвой точки и, соответственно, экологические проблемы будут лишь обостряться.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *