Нужна ли нам “война памятных досок”

Нужна ли нам “война памятных досок”

Есть у меня дома на книжной полке одна книжечка в мягкой обложке объёмом более 200 страниц, выпущенная довольно давно в издательстве “Московский рабочий” тиражом 75 тысяч экземпляров. Три автора: Песков О.В., Низковская Н.П., Ададурова Л.И. на сновании материалов Главного управления культуры Исполкома Моссовета, ГлавАПУ и Музея истории и реконструкции г. Москвы выступили составителями обширного краеведческого материала, результатом чего и стала эта книга под названием “Память, высеченная в камне”. Издание знакомит читателя с мемориальными досками, установленными на зданиях Москвы в память о событиях и людях, оставивших след в истории Москвы. Согласно примечанию авторов, сведения о мемориальных досках даны по состоянию на 01.07.1978. На мой взгляд, издание является информативным и содержательным.

Продолжая ретроспективу в направлении современности, обозначу, что спустя 4 года — уже в 1982 году на угловом здании на пересечении тогдашней улицы Горького и площади Маяковского в Москве/ ныне — соответственно ул. Тверская и Триумфальная площадь, 31/4 (там со стороны площади находится считающийся теперь южным вход на станцию метро Маяковская, а со стороны улицы — вход в филармонию) была уставлена мемориальная доска со следующим текстом: “1917-1941 гг. 6 ноября 1941 года на станции метро “Маяковская” состоялось торжественное собрание Московского совета с партийными и общественными организациями города Москвы, посвящённое XXIV годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Заседание явилось историческим событием, продемонстрировавшим всему миру непоколебимую уверенность в победе советского народа в Великой Отечественной войне ”. Автором является архитектор С.И. Смирнов.

С учётом приближающейся 80-й годовщины того памятного заседания, которая будет отмечаться 06.11.2021, некоторое время тому назад одним “активным гражданином” в адрес мэра Москвы С.С. Собянина было сформулировано предложение о том, чтобы в данный текст было внесено одно небольшое, но принципиальное дополнение о том, что на данном заседании выступил Председатель Государственного комитета обороны И.В. Сталин. Родившимся и жившим в Советском Союзе понятно, что события 6-7 ноября 1941 года — заседание на станции “Маяковская” и парад на Красной площади в честь 24-й годовщины Великого Октября — связаны в единое целое. До начала войны это была уже многолетняя традиция — проводить в день, предшествующий “красному дню календаря” 7 ноября, торжественное заседание, посвящённое очередной годовщине Октябрьской революции, а в день самого праздника — парад на главной площади страны. Не была эта традиция нарушена и в драматические дни октября-ноября 1941 года. В обоих мероприятиях тогда принимал участие и выступал на них Верховный Главнокомандующий Иосиф Виссарионович Сталин. Всей Советской стране, всем советским людям, которые жадно вслушивались в чуть глуховатый голос руководителя партии и правительства и к перезвону кремлёвских курантов, был послан однозначный сигнал: “Москву не сдадим!” И наши люди, несмотря на все неимоверные тяготы первых месяцев войны, когда мы “долго-долго отступали”, воспряли духом. Так и вышло. Тогда в ноябре 1941 года зарождалась наша окончательная Победа в мае 1945 года.

Конечно, сегодня у разных людей может быть разное отношение к личности Верховного Главнокомандующего в годы Великой Отечественной войны И.В. Сталина. Но отрицать или умалчивать очевидное — это значит быть недостойным исторической памяти. Это было, и значит, это имеет своё значение. И потому что-то можно исправить или дополнить.

Как это было, например, в 2004 году, когда в соответствии с распоряжением Президента РФ был заменено название города, в битве за который был совершён перелом в той страшной войне, на блоке с землёй с Мамаева Кургана, расположенного на каменном парапете у Могилы Неизвестного Солдата. Тогда слово “Волгоград” стало словом “Сталинград” (так назывался прежний Царицын между 1925 и 1961 гг.), поскольку в учебники истории эта историческая битва вошла как Сталинградская битва, о чём пронзительно писал в своём романе “Жизнь и судьба” писатель-фронтовик Василий Семёнович Гроссман.

И отмечаемый нынче 7 ноября День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвёртой годовщины Великой Октябрьской революции (1941) по праву признан днём воинской славы России. Можно ещё напомнить, что созданный в октябре 1941 — январе 1942 г. отечественный документальный фильм “Разгром немецких войск под Москвой” стал первым советским фильмом, получившим в 1943 году премию Американской киноакадемии “Оскар” в категории “Лучший документальный фильм”. Неотъемлемой частью первой победы советского оружия в Великой Отечественной войне были и события в находившейся на осадном положении Москве 6-7 ноября 1941 года.

Но вернёмся к предложению о вставке в текст на памятной доске на пересечении нынешней улицы Тверской и площади Маяковского касательно выступления И.В. Сталина. Недавно заявителем был получен ответ из профильного Департамента культурного наследия города Москвы в составе Правительства Москвы (Мосгорнаследия), которое подписал начальник Управления специальных городских объектов А.А. Курносов. Не будем воспроизводить здесь казуистические и бюрократические формулировки и ссылки на некоторые нормативные акты из данного письма, а сразу попробуем резюмировать. Оказывается, установленную почти 40 лет назад мемориальную доску нельзя трогать, поскольку после её установки она является неотъемлемой частью фасада и потому её демонтаж допускается только в случае необходимости её ремонта или ремонта самого здания. Но, как вы понимаете, строили на главной улице или изготавливали для главной улицы страны — улицы Горького — в Советское время очень качественно, так что до износа дело ещё не скоро дойдёт. А поскольку с учётом того, что мемориальная доска находится в удовлетворительном состоянии, в ней нет ошибок и недостоверных сведений, то и вносить в неё какие-либо изменения, по версии Мосгорнаследия, нет необходимости. Правда, чиновники московской мэрии оставляют малую возможность для какой-либо трансформации, упоминая о том, что на данном месте может быть установлена новая памятная информационная доска, порядок установки которых также строго регламентирован: должно быть ходатайство от какой-либо организации с предложением установить новую памятную информдоску, которое, как обещается, будет в установленном порядке рассмотрено Мосгорнаследием. Вот так “укоротили руки” носителю функционала “активный гражданин”. При этом остаётся непонятным, почему само Мосгорнаследие не может выступить инициатором подобного ходатайства. В конце ответа приводится стандартная фраза, в которой выражается благодарность заявителю за внимательное отношение к историческим объектам нашего города и социальную активность. Спасибо и на этом. Перефразируя известное французское выражение “Cherchez la femme”, скажем в заключение коротко: “Cherchez la organisation…”

В. Михайлов

март 2021

P.S

В Москве принято приносить цветы к тем ритуальным местам, где уходили из жизни отдельные личности. На одной такой недавней акции 27.02.2021 на Большом Москворецком мосту был замечен с цветами нынешний американский посол в Москве Джон Салливан, назначенный ещё при прежнем Президенте США и вступивший в должность в феврале 2020 г. Что ж: у каждого, даже если он и посол, свой взгляд на недавнюю и давнюю историю. Только вот, если в грядущую 80-ю годовщину исторического заседания в подземном вестибюле станции метро Маяковская — в субботний день 06.11.2021 — простые люди придут с букетами цветов на платформу внизу или к мемориальной доске напротив памятника Маяковскому в рамках своеобразного “цветочного флэшмоба”, будет ли в их числе теперешний посол США?

Напоследок приведём слова другого представителя США Джозефа Дэвиса, который ещё перед войной был послом США в Москве, а в мае-июне 1943 года летал в СССР в качестве специального представителя Президента США Франклина Делано Рузвельта на переговоры с И.В. Сталиным. Путь в Москву у него пролегал, в частности, через непокорённый Сталинград. Увидев развалины улиц и заводских корпусов, он сказал тогда: «Этот город мёртв, и вы его не восстановите. Что умерло, то умерло. Я не знаю, чтобы кто-либо воскрес из мёртвых». Ошибся высокопоставленный представитель нашего союзника по антигитлеровской коалиции. Сталинград был восстановлен. Сталинград воскрес. Получается, что и послы иногда ошибаются. Поживём — увидим…

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *