За реальную (а не показушную) борьбу с фармацевтической клептократией!

За реальную (а не показушную) борьбу с фармацевтической клептократией!

В течение последних тридцати лет в канун очередной избирательной кампании буржуазная власть постоянно перехватывает лозунги у народно-патриотической оппозиции, имитируя изменение проводившейся политики. Так, сейчас правящие круги де-факто пытаются пополнить промотанный политический капитал с помощью развёртывания антикоррупционной кампании. Например, за последние месяцы был возбуждён ряд уголовных дел против руководящих работников управленческого аппарата разных уровней, виновных в злоупотреблении служебными полномочиями, в обеспечении преференций «приближённым» компаниям при решении вопроса о допуске к государственным закупкам лекарственных препаратов и т.д.

Остроту затронутой проблемы никоим образом отрицать невозможно. Заметим, что про огромные масштабы коррупции и её деструктивное влияние на наше государство периодически говорят практически все — в том числе и те, кого никоим образом невозможно заподозрить в стремлении «раскачать лодку», «скомпрометировать власть» и т.д. Например, 23 апреля нынешнего года генеральный прокурор РФ И.В. Краснов в ежегодном докладе Совету федерации констатировал, что «в 2020 году размер причинённого материального ущерба от преступлений коррупционной направленности… составил 58,4 млрд. рублей». Причастность значительной части современной «элиты» к совершению неблаговидных действий давно ни для кого не является секретом. На эту тему написана гора статей. Мы сошлёмся на опубликованное в 2011 году интервью бывшего руководителя российского бюро Интерпола, генерал-майора милиции в отставке В.С. Овчинского, утверждавшего, что «главное отличие новых бандитов в том, что никогда — ни в 1980-х, ни в 1990-х — не было такого масштабного присутствия в ОПГ представителей официальных госструктур». Он же добавил, что «у нас в стране нет ни одной «незапятнанной» госструктуры — будь то правительство, министерства, аппарат губернаторов или мэрия». Следовательно, официально чиновники не являются предпринимателями. Но при этом, продолжая занимать руководящие должности в управленческих и в контролирующих инстанциях, имеют скрытую долю в крупных фирмах, соучаствуя в их управлении через своих членов семей, родственников и приятелей. Вполне понятно, что занимающиеся скрытым бизнесом государственные деятели не платят с этого абсолютно никаких налогов и прячут полученные ими неучтённым способом капиталы, выводя в офшоры. Ведь налоги платятся только с официально зарегистрированных хозяйствующих субъектов. В итоге Россия несёт финансовые потери. И это — на фоне обострения экономического, социального, демографического кризисов, усугубления её международной уязвимости! Соответствующее явление не просто блокирует возможность устойчивого и стабильного развития России, стабилизации социальной обстановки, но и лишает нашу страну перспектив, обрекая на непредсказуемые последствия. Не остались в стороне от данных процессов и те государственные структуры, которые в той или иной степени связаны со здравоохранением и с фармацевтикой.

«Себе любимым» — всё… за счёт государства и народа

Во время распространения пандемии коронавируса нечистые на руку дельцы и их покровители во власти начали буквально пировать во время чумы, нецелевым образом расходуя выделяемые на борьбу с COVID-19 средства либо предоставляя за взятки льготы приближённым бизнес-структурам.. По крайней мере, к настоящему моменту уже возбуждён целый ряд уголовных дел в отношении ряда руководителей государственных и региональных ведомств. Сюда следует отнести арест главы Минздрава Республики Алтай Сергея Коваленко и его помощника Рустама Туюнчекова — за получение откатов в размере 4,6 млн. рублей от руководителей трёх компаний в обмен на предоставление покровительства в заключении государственных контрактов на поставку медицинского оборудования и средств индивидуальной защиты. Подобная участь постигла и глав соответствующих фирм-подрядчиков. Кроме того, важно упомянуть о возбуждении в конце прошлого года уголовных дел в отношении министра здравоохранения Иркутской области Натальи Ледяевой и её сына Ильи Белоусова. Им инкриминировано хищение 25 млн. рублей из областного бюджета в ходе реализации государственного контракта на поставку респираторов и масок. Используя административный ресурс, Ледяева передала контракт сыну. Также остаётся примечательной история экс-министра здравоохранения Омской области Ирины Солдатовой, обвиняемой в превышении полномочий (она в настоящее время эмигрировала). Чиновница вынуждена была покинуть пост в октябре 2020 года после разгоревшегося в регионе скандала, когда машины скорой помощи с пожилыми пациентами (их не удалось госпитализировать из-за нехватки мест в больницах) приехали к зданию областной администрации, включив сирены. В дальнейшем по результатам проведённой Федеральным казначейством по Омской области проверки использования дотации, выделенной на антиковидное оборудование и на дополнительные койки, в региональном министерстве были вскрыты нарушения на сумму 920 млн. рублей. Речь шла и о закупках без объяснения максимальной цены, и завышенной стоимости поставляемых товаров и т.д. Отдельно следует сказать о скандале, в котором оказались замешаны экс-глава минздрава Ростовской области Татьяна Быковская и её заместитель Станислав Беседовский. Они вели дело к ограничению конкуренции на конкурсе по утилизации медицинских отходов с целью обеспечения победы одной из коммерческих структур. Вполне понятно, что соответствующие деятели были одержимы стремлением закрепить монопольное положение «своих» компаний, искусственно отсекая остальные. Между прочим, публикация в СМИ заметок о принадлежности супругу Татьяны Быковской роскошного особняка полностью наводит на конкретные умозаключения.

Конечно же, невозможно пройти мимо привлечения к уголовной ответственности губернатора Пензенской области Ивана Белозерцева и сотрудничавшего с ним главы группы компаний «Биотэк» Бориса Шпигеля по обвинению в коррупции. Напомним, что Белозерцеву инкриминируют получение взятки на сумму свыше 30 млн. рублей в обмен на предоставление преимуществ «Биотэку» при заключении государственных контрактов, связанных с оказанием услуг по приёмке, контролю качества и сроков годности, хранению, отпуску и доставке лекарств и медицинского оборудования, приобретаемых за счёт средств бюджета для нужд медицинских учреждений Пензенской области. У Ивана Белозерцева по результатам обыска было обнаружено 400 млн. рублей, упакованные в десятки пачек тысячных и пятитысячных купюр, коллекцию швейцарских часов (в том числе уникальный Breguet стоимостью около 5 млн. рублей), автомобиль Mercedes-Benz V250D, инкрустированные драгоценными камнями позолоченные фужеры. Вполне понятно, что на официальную зарплату регионального руководителя всё это невозможно было приобрести. Вот и выводы напрашиваются соответствующие.

Вполне возможно, что в реальности все перечисленные деятели попали «под раздачу» не за махинации, а в силу того, что они либо не доплатили определённую сумму своим покровителям «сверху», либо отказались делиться с более влиятельными силами, стремящимися под себя подмять данную отрасль. Однако в «лихие 90-ые» «братки» зачастую вырывали друг у друга сферы влияния с помощью убийств. Например, во время «великой бандитской войны», вспыхнувшей в Москве в 1993 — 1994 гг., многие «короли преступного мира» пали жертвой от рук своих же подельников. Конечно, с ними разделались криминальными методами. Но разве это означает, что «проигравшие» в том противостоянии «братки» не были преступниками и не должны были сидеть в тюрьме? Разумеется, нет. Примерно то же самое относится и к тем лицам, о которых идёт речь в данной статье.

Что же касается утверждений адвокатов Бориса Шпигеля о том, что переданные Ивану Белозерцеву денежные средства якобы являлись не взяткой, а направлялись на строительство новых лечебных и санаторных учреждений, то ничто ни ново под луной. Напомним, что в июне 1996 года в момент расследования попыток активистов ельцинского предвыборного штаба использовать государственные финансовые ресурсы для избирательной кампании, в произвольном порядке задействовать средства федерального бюджета представители «семьи» в своё оправдание заверяли, будто они всего-навсего намеревались использовать подобные ресурсы, выносимые в картонной коробке из-под ксерокса, для оплаты выступлений звёзд эстрады, привлечённых к участию в агитационных концертах за Бориса Ельцина. Но разве закон допускал возможность взятия в здании Минфина РФ тайным способом государственных средств и их тайную транспортировку? Или некоторые считают, что настало время легализовать казнокрадство? Аналогичная ситуация имела место после привлечения к уголовной ответственности экс-губернатора Кировской области Никиты Белых. Он и его защитники, утверждая об истории с получением взятки как о «подставе», заявляли, будто речь шла о передаче денег для нужд Кировской области. Фактически адвокаты экс-главы Биотэка теперь доказывают, что они якобы передавали финансовые средства пензенскому губернатору для строительства медицинских и рекреационных объектов. Если даже это так, то имеют ли право главы регионов требовать от руководителей хозяйствующих субъектов внесения средств в областную казну в неучтённом порядке, да и не в бюджет, а непосредственно чиновникам? Почему средства для областных нужд вносятся не по бюджетным каналам? Не наблюдаются ли отступления от законодательных норм? Вопросы абсолютно риторические. Следовательно, превышение полномочий налицо. Одновременно заметим, что, как правило, главы субъектов Российской Федерации, выдвигая подобные требования коммерческим структурам, в обмен предоставляют преференции. Все ли они предоставляются в законном порядке? Впрочем, даже если с правовой точки зрения всё формально чисто, с точки зрения общественных интересов, с точки зрения обеспечения сбалансированности экономического развития, это, мягко говоря, крайне нерационально и деструктивно.

Противоречат своим же провозглашаемым принципам

Помимо всего прочего, преференции «приближённой» начальству фирме предоставлялись ценой ущемления других участников рынка. Так, ещё в 2006 году в размещённой в журнале «Форбс» статье «По накатанному» было подробно написано о тесных связях «Биотэка» с государственными структурами, о выполнении фирмой заказов органов государственной власти. Наличие тесных связей с чиновничеством обеспечивало упрощённый доступ к участию в тендерах. Все, кому не посчастливилось выступить в роли номенклатурного бизнеса, не могли поднять голову. Так, обозреватели «Форбса» отмечали, что «на рынке… считают, что «Биотэк» слишком влиятельная компания, чтобы кто-то отважился в открытую противостоять ей». Кроме того, один из директоров «крупного производства лекарств» заявил журналистам следующее: «Мы участвуем в тендере только в том случае, если Шпигель не возражает». А те, кто не намерен играть по нечестным правилам, подвергаются вытеснению посредством финансово-экономического, либо административного давления. Впрочем, подобная картина наблюдается и в электроэнергетике, и в ЖКХ, и в добывающих отраслях и т.д. На одном полюсе находится свора властвующих чиновников и связанных с ними капиталистов, в пользу которых предоставляются преференции. Приближённые коммерсанты, вступая в монопольный сговор, завышают цены, затягивая удавку на шее населения и экономики. Вполне понятно, что они не заинтересованы ни в модернизации данных отраслей, ни в снижении цен, ни в повышении качества оказываемых услуг и выпускаемой продукции.

Совершенно очевидно, что не только с точки зрения интересов России и народа, но даже с точки зрения проповедуемого правящим классом классического капитализма подобная практика вдвойне бесперспективна. Можно приводить много конкретных примеров. Но мы обратим внимание на следующую мысль, озвученную кумиром поборников последователей отстаиваемой «элитой» доктриной «свободного рынка» Айн Рэнд: «Когда… деньги уплывают к дельцам не за товары, а за преимущества, когда вы видите, что люди становятся богаче за взятку или по протекции, а не за работу, и ваши законы защищают не вас от них, а их — от вас, когда коррупция приносит доход, а честность становится самопожертвованием, знайте, что ваше общество обречено».

На подобные явления можно было бы закрыть глаза, если бы соответствующие субъекты на деле обеспечили бы население России качественными и доступными лекарственными препаратами. Но ведь мы наблюдаем развитие процессов по совершенно иному варианту. Истина в том, что с момента начала вспышки пандемии COVID-19 цены на лекарства непрерывно менялись лишь в сторону увеличения. Согласно данным Росстата, только в апреле 2020 года они повысились на 3,2%. Так, метамизоль натрия подорожал на 8,1%, троксерутин — на 8%, линекс — на 5,7%, левомеколь — на 5,4%, поливитамины — на 5,2%, офтан катахрома и ваты — на 4,7%, бинты — на 4,5%, ртутные термометры и валидол — на 4,3%, йод — на 4,2%, настойки пустырника — на 4%, бромгексин — на 3,9%, валокордин — на 3,6% и т.д. Данные тенденции разворачивались на фоне удорожания товаров народного потребления (только за первые семь месяцев 2020 года стоимость продовольствия выросла на 5%) и снижения среднедушевых доходов населения России (во втором квартале 2019 года их размер составлял 34 513 рублей, а в аналогичный период 2020 года они снизились до 32 854 рублей). В результате, согласно обнародованным в июле 2020 года итогам исследования «Качество и доступность лекарственных средств — 2020», 23% участников опроса испытывали сложности с приобретением медикаментов. Причём 58% респондентов данной категории в качестве препятствия на пути к приобретению нужного лекарства называли нехватку денег.

 Всё это не могло не пройти бесследно. В результате тяжёлых социально-экономических условий, неспособности правящих кругов поставить заслон распространению коронавируса естественная убыль населения России в 2020 году составила 689 тысяч человек. В первом квартале 2021 года скончалось 247 тысяч соотечественников. При этом олигархи укрепляли своё финансовое состояние. Так, в 2020 году совокупное состояние российских миллиардеров увеличилось на 13,8 млрд. долларов, в первом квартале 2021 года – на 23, 969 млрд. долларов. Получается, что будущее России и нашего народа некоторые готовы положить на алтарь красивой и роскошной жизни «избранных»? Так дело не пойдёт!

Борьба с коррупцией и консервация периферийного олигархического капитализма — явления несовместимые

В целом, явления, связанные с доминированием крупных компаний, связанных с властью, с вытеснением остальных игроков, с ценовым диктатом, органически свойственны современной стадии капитализма. Подобные примеры можно найти из экономической истории «ведущих мировых держав» начала XX столетия. То же самое было в странах Латинской Америки в период господства неоколониальных компрадорских режимов. На Кубе, в Чили, в Венесуэле кланы Батисты, Пиночета, Гомеса и т.д. контролировали вкупе со своими «старшими партнёрами» из США основные отрасли экономики, сдерживая развитие национального производства, вытесняя потенциальных конкурентов, опустошая социальную сферу и т.д. То же самое мы видим и в целом ряде постсоветских стран, включая Украину. По крайней мере, даже западные «партнёры» Петра Порошенко неоднократно выдвигали ему вполне конкретные претензии. Что же касается современных «развитых» стран, то, во-первых, «прогрессивная общественность» просто нередко замалчивает факты коррупционного сращивания власти и капитала в США и в Евросоюзе. Во-вторых, правительствам империалистических государств нет нужды душить и не оказывать поддержки свои производителей, выжимать соки из своего населения, поскольку «глобалисты» с удвоенной энергией затягивают удавку на шее экономик и народов подконтрольных им стран, всеми правдами и неправдами вставляя им палки в колёса. Соответственно, в нынешних условиях капитализм в любом виде бесперспективен.

При соответствующей системе взяточничество не исчезнет по определению. Между прочим, ровно на это намекал В.И. Ленин в работе «О карикатуре на марксизм». Он обоснованно утверждал, что «раз господствует товарное производство, буржуазия, власть денег — подкуп (прямой и через биржу) «осуществим» при любой форме правления». Одновременно Владимир Ленин делал акцент на человеческую особенность, на «дурные инстинкты» людей. В первую очередь имелись в виду мелкособственнические инстинкты — как среди «верхних десяти тысяч», так и простого народа. В этой связи В.И. Ленин констатировал, что среди и первых, и вторых «много колеблющихся, «слабых», неспособных противостоять «соблазну» спекуляции, взятке, личной выгоды».

Кремль, правительство и «партия власти», пытаясь оседлать антикоррупционную тематику, не предлагают выходить за рамки капитализма, с порога отвергают программы, альтернативные неолиберальной стратегии «вашингтонского консенсуса». Они не желают проводить даже широко практикуемую в мире национализацию (в том числе буржуазную), вводить системное государственное регулирование ценообразования хотя бы по образцу «развитых» капиталистических стран. Они против внедрения механизма подлинного стратегического планирования развития производства, инфраструктуры, социальных отраслей. Они в штыки встречают предложения по ратификации 20-ой статье Конвенции ООН против коррупции. Следовательно, верхи фактически выступают за сохранение условий, способствующих росту масштабов воровства национального достояния.

Снова двойные стандарты

Формально развёртывая антикоррупционную кампанию, правящие круги осуществляют борьбу с данным злом в режиме «свой — чужой». По крайней мере, они оставляют «неприкасаемыми» особо приближённых к ним представителей буржуазной «элиты». Так, в момент начала распространения в России коронавируса ряд антикоррупционных аналитиков и журналистов, используя конкретные документы, опубликовали материалы о приобретении столичной мэрией медицинских масок по завышенным ценам. Продававшиеся по 25 рублей в интернет-магазинах респираторы подчинённые столичного мэра планировали приобретать по 285 рублей. Многое, наверное, объясняет факт наличие связей компании-поставщика с заместителем главы департамента городского имущества правительства Москвы А.В. Цурканом. В дальнейшем пришлось расторгнуть договор — но не из-за завышенных цен, а из-за того, что фирма не справилась с поставкой нужного объёма товара. Тем не менее, по выполненным обязательствам из бюджета было переплачено 2,7 млн. рублей. И никакой реакции с чей либо стороны не последовало, к приближённым столичному правительству «эффективным менеджерам» санкций не было применено.

Одновременно практически без последствий остался скандал, связанный с гибелью людей во время пожаров в больницах Москвы и Санкт-Петербурга. Инциденты были вызваны возгоранием аппаратов искусственной вентиляции лёгких «Авента-М». В итоге технику отозвали из медицинских учреждений. А кто её выпускает? Подконтрольный «Ростеху» Уральский приборостроительный завод. Позднее средства массовой информации установили, что до начала пандемии коронавируса была создана монополия на производство данных аппаратов. Её под видом импортозамещения лоббировал кабинет министров. Проблемы сбыта оборудования (причем отнюдь не надлежащего качества) решались за счёт привлечению к государственным закупкам дилерской сети из фирм, не обладающих ни капиталом, ни сотрудниками. В результаты цены на аппараты ИВЛ увеличились в геометрической прогрессии. Как видим, помимо нарушений требований технической безопасности налицо злоупотребление монопольным положением на рынке, использование компаний-однодневок. Возникает резонный вопрос — платила ли вообще данная структура в таком случае налоги? Не оказывали ли на отнюдь не безвозмездной основе структурам «Ростеха» покровительства работники исполнительной власти? Исходя из того, что в течение последних тридцати лет подобные явления были вовсе не редкостью, подобные вопросы носят риторический характер.

Ну а после того, как (несмотря на обнародованные Счётной палатой РФ документы об итогах приватизации государственной собственности) «залоговые аукционы» объявили «неприкасаемыми», а их проводники и бенефициары (за исключением ограниченного количества «ритуальных жертв», выбранных на роль таковых в период избирательных кампаний) не просто сохранили статус «священной коровы», но и укрепили финансовое положение не без содействия правительства, получили назначения на высокие должности в президентском окружении, практически всех проходимцы, взяточники и мошенники почувствовали свободу рук и пустились «во все тяжкие». Более того, мы до сих пор не ушли от неправедных стяжаний. Одна только история с продажей вне конкурса и по заниженной цене крымского винозавода «Массандры» в пользу структур, подконтрольных петербургскому банку «Россия», полностью проливает свет на умонастроения нынешнего правящего класса. После этого только наивный человек может поверить в готовность «элиты» очистить Россию от коррупции. Невозможно ожидать наведения порядка от тех, кто фактически поощряет растаскивание национального достояния. Данная задача может быть решена только при смене модели развития и власти. Никто, кроме коалиции народно-патриотических сил во главе с КПРФ, не предлагает системных мер по искоренению коррупции и воровства.

Дмитрий Лавров, кандидат исторических наук

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *